Новости Владивосток

Тайга, охота и Дерсу Узала: кто такие удэгейцы и как устроен их быт в посёлке на севере Приморья (ФОТО)

Север Приморского края, берега реки Бикин. Здесь, в дебрях уссурийской тайги, уже сотни лет живёт древний народ удэге. Век за веком эти люди формировали и сохраняли свою культуру, верили в духов, вышивали узоры для удачной охоты и жили в гармонии с природой. Сейчас коренное население Приморья успешно сочетает старинные легенды с техническим прогрессом.

История удэге уходит вглубь веков. В их венах течёт кровь жителей империй, которые возвышались и гибли. В то время, когда русский человек был ещё где-то далеко на западе, предки современных удэгейцев жили на территории, которая сейчас стала Приморским краем. Территория их жизни не ограничивалась только Приморьем. Также они жили и на территории современного Хабаровского края, где, собственно, живут и до сих пор.

Но самая известная община удэгейцев сейчас, пожалуй, посёлок Красный Яр на берегу реки Бикин. Конечно, там они не одни. Исторически рядом с ними жили и другие народы: нанайцы, орочи. При этом до начала ХХ века последних и удэгейцев считали одной народностью.

Если заглянуть в прошлое, то предками удэгейцев называют чжурчженей, которых многие учёные считают потомками бохайцев. Если копнуть вглубь истории Приморья и попытаться разобраться в том, кто где и когда здесь жил, то легко можно запутаться. Для большинства Приморье на рубеже XIX-ХХ веков – это дикая территория, населённая тиграми, военными и Арсеньевым с его командой. На самом деле до прихода русских здесь происходили потрясающие события, достойные, как минимум, многосерийной экранизации в стиле какой-нибудь «Игры престолов» или фильмов Питера Джексона по книгам Толкиена. Но мы попробуем эту эпичную многовековую историю расписать коротко и понятно.

Территории современных Китая и обеих Корей, а также часть соседних стран в давние времена ещё первого тысячелетия нашей эры были местом рождения государств, империй и больших разборок как между самими соседями, так и внутренних «междусобойчиков». Так, в 600-е года первого тысячелетия шла война между китайской империей Тан и корейским государством Когурё.

Последнее пало под натиском соседей и было разгромлено. Часть территорий вошла в состав другого корейского государства – Силла, которое тоже успело изрядно поругаться с Тан, но отстоять свои интересы. Другая же часть павшего государства Когурё отошла племенам народа, называемого сейчас мохэ. Народ этот жил на территории севера Маньчжурии. Собственно, выходцы из Когурё благополучно смешались с мохэ. После серии разборок с китайцами и очередных войн новое государство укрепилось на достаточно большой территории. Бохай занимали территории Маньчжурии, Приморья и части Северной Кореи. И вроде бы должно всё затихнуть и устаканиться, но не тут-то было. Весь период своего существования Бохая конфликтовал с Китаем, но при этом без всяких проблем поддерживали контакты с Японией.

В итоге империя Бохай пала в 926-м году под натиском киданей – одного из кочевых монгольских племён, проживавших на территории Монголии и Маньчжурии. Да, задолго до татаро-монгольского ига кочевники без особых проблем расправлялись с соседями.

Государство пало. Его население где-то продолжало борьбу, где-то влилось в новое, созданное киданями, а некоторые бежали. Но спустя некоторое время, после очередных стычек и конфликтов, возникло уже чжурчжэньское государство Цзинь, которое у нас часто называют Золотой империей чжурчжэней, поскольку «Цзинь» и переводиться как «золотой».

Это очередное государство Дальнего Востока расползлось по большой территории, охватившей часть Китая, Кореи, Приморского края, Маньчжурии. Просуществовав чуть больше века, эта самая Золотая империя пала в очередной войне в 1234 году. Как вы думаете, кто на этот раз поломал очередную великую империю? Правильно – монголы. Да, опять. Так что если покопаться в их истории, то станет понятно, что монголы – профессиональные разрушители империй и государств.

Что интересно, спустя неполных четыре столетия именно чжурчжэни, которых объединил Нурхаци, создали маньчжурскую империю. И в 1636 году его сын Хуай Тайчжи (он же в историографии Абахай) основал государство Великая Цин, которое подмяло под себя ещё и территорию Китая. Династия, основанная им, правила империей до 1912 года. И именно он в 1635 году повелел называть чжурчжэней маньчжурами.

После нескольких веков войн, переделов и подвижек границ, на территории современного Приморского края сформировалась плеяда малых народов, одним из которых и стали удэгейцы. Жили они вдоль рек, на побережье Японского моря. Промышляли охотой и рыбалкой. И многое об их жизни до нас дошло благодаря экспедициям и трудам Владимира Клавдиевича Арсеньева. Что интересно, Дерсу Узала, которого долгое время считали гольдом (другое название нанайцев), по другой версии как раз был удэгейцем. И сейчас периодически можно услышать от удэгейцев слова: «Дерсу – наш».

Поскольку удэгейцы долгое время жили родами и до сих пор сохранили частично эту клановость, то некоторые считают, что он был именно из их рода. Кстати, помимо Дерсу, с Арсеньевым в экспедициях принимали участие и другие проводники-удэгейцы. Один из них, Сунцай Геонка, был показан в документальном фильме 1928 года вместе с Владимиром Клавдиевичем – он работал вместе со съёмочной группой Александра Литвинова в уссурийской тайге. Помимо этого в составе экспедиции Арсеньева 1911 года был удэгеец по имени Сале.

На тот момент, когда Приморье отошло России и по его лесам начали бродить экспедиции первопроходцев, удэгейцы жили на достаточно большой территории. Стоит сразу отметить, что говоря о территории проживания, мы в первую очередь говорим о Приморье. Удэге есть и на территории Хабаровского края, но уже со своей историей.

Территория проживания народа удэге растянулась не только в районе рек Хор, Бикин, Малая Уссурка, но доходила до японского моря и Советской Гавани (когда-то называвшейся Императорской). Уже в советское время произошло своеобразное уплотнение поселений, в которых проживали удэгейцы. И сейчас в Приморском крае есть два населённых пункта, где проживают большие группы удэге. Это посёлок Красный Яр и село Агзу. На слуху сейчас чаще всего именно Красный Яр в силу того, что недалеко от него пять лет назад был создан национальный парк «Бикин», а в самом посёлке находится дирекция нацпарка.

Удэгейцы, как и все коренные народы Приморья, долгое время жили тайгой: охотой, рыболовством, собирательством. Меха продавались или выменивались на что-то полезное. И вот тут стоит заглянуть в книги Владимира Арсеньева: в своих дневниках он описывал не слишком хорошее отношение к удэгейцам со стороны китайцев. Так, китайцы-кредиторы могли легко избить охотника, если считали, что он утаил от них добытого зверя. Могли что-нибудь отнять. Также Владимир Клавдиевич упоминал и то, что многие из них, на момент его путешествий по краю, не понимали реальной ценности денег и считали их по количеству купюр, а не по номиналу, что тоже позволяло обманывать охотников. Но пришедшая советская власть, говоря современным языком, выпнула китайцев от вкусных кусков территории края, богатых пушным зверем, и избавила коренное население от озвученных выше проблем.

Несмотря на тесный контакт с новой властью и новыми людьми в период Империи и СССР, удэгейцы смогли сохранить свою культуру, религию. До сих пор среди них есть шаманы, которые периодически выступают в роли третейских судей, решая спорные вопросы. До сих пор охотники уходя на промысел обращаются к духам за помощью и своеобразным благословением. На скалах реки Бикин можно увидеть домики духов, называемые в народе богомолками. Туда несут небольшие приношения: это могут быть патроны, деньги, сигареты, блёсны, ножи или стопка водки, выплеснутая на скалу рядом. У одной из них можно увидеть даже старый фотоаппарат. При этом ничего брать оттуда нельзя. Считается, что взявшего что-то из богомолки ждут проблемы. И по словам местных, такие случаи были. Вплоть до того, что позарившемуся приходилось возвращаться с подношениями и просить прощения у духа.

Свой родной язык сейчас знает мало кто из удэгейцев, но есть планы по его сохранению. Так, уже в современной России издавались и издаются русско-удэгейские словари. При этом письменную речь создали только при советской власти на основе кириллицы. До этого существовала только устная. Тем не менее удэгейский писатель Джански Кимонко свои произведения писал на родном языке. Благодаря ему сейчас мы имеем произведение «Там, где бежит Сукпай», рассказывающее о жизни удэгейцев в начале прошлого века. К сожалению, автор погиб на охоте и успел оставить после себя не очень много материалов.

Своеобразной письменностью были и остаются узоры. В рисунках на одежде закладывается информация о том, из какого рода человек, откуда он. Родовые узоры сохранились до сих пор и вышиваются на традиционной одежде. При этом есть и другие рисунки: например, вышивка на удачу в жизни или на охоте.

Группа удэ, как когда-то называли этот народ, со временем из большого количества маленьких поселений вдоль реки перебралась в одно место. Новый посёлок в 1939 году получил название Сяинь. Посёлок стоял на правом, низком берегу реки и часто затапливался. В итоге жителям это надоело и они перебрались на другой берег реки. Так в 1957 году и появился Красный Яр.

Долгое время попасть в посёлок через реку можно было только на паромной переправе. И только уже в истории современной России через Бикин было построено три моста. Именно они сейчас и стали своеобразной меткой того, что после долгой дороги – вот он, посёлок коренного народа.

Сейчас на самом въезде, за последним мостом, поставлена богомолка, и по праздникам на этом месте шаманы проводят обряды поклонения духам. За ним начинается маршрут, получивший название «Тропа охотника-удэгейца», выросший из простой задумки о создании прогулочной зоны у реки, где можно было бы познакомиться с местной природой – одна из особенностей посёлка в том, что сразу за окраинными домами начинается древняя уссурийская тайга, из которой населённый пункт временами заходят тигры. Не так давно над тропой поработала группа художников, создав по маршруту образы обитателей тайги из дерева.

Здесь же, в начале посёлка, находится ремесленный дом, ставший базой для мастеров прикладного искусства, и мастерская художника-костереза. Юра Канчуга учился этому ремеслу на Чукотке, куда до сих пор периодически ездит как для обмена опытом, так и за материалами для творчества. Многое ему приносят охотники-удэгейцы, но это рога изюбря, косули и кости другого промыслового зверя. А вот с Чукотки везётся моржовый клык, кости китов. Там этого добра хватает, так как у северных народов есть право на добычу морского зверя. Часто эта кость там просто валяется без дела рядом с посёлками, оставаясь после разделки туш. Помимо образов и символов из культуры удэге, Юра придумывает и воплощает в кости свои идеи и задумки. Один из популярных образов – Сэвен, дух-покровитель и дух-защитник, чья задача защитить человека и его дом от неприятностей.

Из-за вот этой близости к природе, сохранившейся вере в духов, часто к малым народам, оберегающим свою культуру, относятся чуть ли не как к дикарям. Мол, живут в тайге, верят в духов. Шаманы там у них, идолы какие-то. Но всё далеко не так. Так, один из шаманов имеет высшее медицинское образование с многолетней медицинской практикой за спиной. А мастер-краснодеревщик получил высшее техническое образование в Хабаровске и успел по работе объехать весь Советский Союз.

Многие аспекты жизни удэгейцев и тайгу в районе Бикина отражал в своих картинах Иван Иванович Дункай, заслуженный художник Российской Федерации, родом с берегов Бикина. Его работы можно увидеть как в самом посёлке, в дирекции нацпарка и у местных жителей, так и по всей стране. Портреты и пейзажи его кисти сейчас установлены на больших резных опорах работы другого удэгейца, мастера-краснодеревщика Владимира Леонидовича Суляндзига. Эти два творческих человека дружили, и до сих пор в мастерской Владимира Леонидовича стоит картина Дункая, подаренная ему много лет назад.

Одна из особенностей этого народа в том, что чем бы они ни занимались, их тянет в тайгу. Творчество, работа, дела. Но когда есть время – уходят на охоту или рыбалку. Особенно эта тяга чувствуется у старшего поколения, для которых лес вокруг был большой частью жизни. Молодёжь, конечно, частично отходит от этого, но всё же немало среди них таких же любителей леса.

И если раньше длинные деревянные лодки скользили по реке на вёсельном ходу или с помощью шеста, то сейчас летят вверх по течению уже под шум многосильных японских моторов. Времена меняются, идёт технический прогресс. Но тяга людей к природе никуда не уходит. И благодаря ему сейчас стало проще прикоснуться к культуре народа, представители которого когда-то помогали Арсеньеву и добрались до мест, где ходили его экспедиции. Общаясь с удэге, заглядывая в их историю, приходит ироничная мысль – все мы здесь, даже живущие в Приморье не одно поколение, понаехавшие. И если хочется понять и почувствовать нашу тайгу – то это к ним.


Река Бикин — newsvl.ru На севере Приморья живёт народ удэге — newsvl.ru Удэгейцы хранят свою культуру и обряды — newsvl.ru Вид на долину Бикина — newsvl.ru Традиционная удэгейская вышивка — newsvl.ru Дом духов на скале, в народе называется "богомолка" — newsvl.ru Игра Зэлиге — newsvl.ru Картины И.И.Дункая — newsvl.ru Изюбрь из дерева — newsvl.ru Лодки на реке — newsvl.ru Памятник Дерсу — newsvl.ru Нагрев бубна перед обрядом — newsvl.ru Сэвен у тропы на одну из сопок у реки — newsvl.ru Шаман — newsvl.ru Цапля над Бикином — newsvl.ru Работа над костью — newsvl.ru Резной тигр на стройке в дирекции нацпарка — newsvl.ru Соревнования по гребле на лодках — newsvl.ru Строганина из изюбрятины — newsvl.ru
Река Бикин — newsvl.ru На севере Приморья живёт народ удэге — newsvl.ru Удэгейцы хранят свою культуру и обряды — newsvl.ru Вид на долину Бикина — newsvl.ru Традиционная удэгейская вышивка — newsvl.ru Дом духов на скале, в народе называется "богомолка" — newsvl.ru Игра Зэлиге — newsvl.ru Картины И.И.Дункая — newsvl.ru Изюбрь из дерева — newsvl.ru Лодки на реке — newsvl.ru Памятник Дерсу — newsvl.ru Нагрев бубна перед обрядом — newsvl.ru Сэвен у тропы на одну из сопок у реки — newsvl.ru Шаман — newsvl.ru Цапля над Бикином — newsvl.ru Работа над костью — newsvl.ru Резной тигр на стройке в дирекции нацпарка — newsvl.ru Соревнования по гребле на лодках — newsvl.ru Строганина из изюбрятины — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта