Новости Владивосток

Форпост на Тихом: история создания Владивостокской крепости

131 год назад в конце августа над Владивостоком был поднят флаг морских крепостей России. Первое сооружение, построенное для обороны Владивостока, появилось в первые же месяцы существования поста. Это была небольшая батарея, на вооружении которой находились пушки, снятые с корвета «Гридень». Размещалась она на северном берегу Золотого Рога напротив входа в бухту. Затем за 20 лет временные сооружения превратились в одну из самых больших и мощных военно-морских крепостей в мире.  

После переноса главного порта на Тихом океане из Николаевска-на-Амуре во Владивосток возникла необходимость в оборонительном строительстве. В 1876 году во Владивосток командировали штабс-капитана Виктора Павловича Широкова для изучения на месте возможности укрепления поста. Подготовка к работам затянулась, и приступить к ним удалось лишь в следующем году. Как результат – в 1877 году были построены земляные батареи на мысе Голдобина и на мысе Эгершельд. Задача у них была простая – закрыть вход в Золотой Рог. И вооружение имели они весьма разнообразное. На две батареи приходилось пять видов артиллерийских орудий.

Ещё год спустя к ним добавились батарея на мысе Бурном и батарея Золотого Рога. В этом же 1878 году во Владивосток прибыл военный инженер, полковник Павел Фёдорович Унтербергер, который и выработал предложения по усилению обороны города.

По озвученным им идеям новые укрепления строились во временном варианте с земляными сооружениями. А выбранные им позиции для временных батарей оказались настолько удачны, что спустя полтора-два десятка лет на этих местах строились уже долговременные батареи с более современным вооружением. В результате по состоянию на 1887 год во Владивостоке имелось шесть полевых укреплений: Встречное, Среднее, Тюменской горы, люнет Объяснения, люнет у бухты Улисс и укрепление на перешейке Русского острова (в этом месте сейчас располагается канал).

К батареям на мысах Эгершельд, Голдобина, Бурном и батарее в Золотом Роге добавились ещё две: на мысе Купера и Безымянная. В следующем, 1888 году были введены в строй три батареи у мыса Иродова на полуострове Назимова, одна на мысе Новосильцева. Также были построены четыре батареи на нынешнем острове Елены, который в то время был ещё соединён с Русским островом. С названиями этих четырёх батарей особо не заморачивались и назвали по имени мыса Ларионова: Ларионовская Северная, Ларионовская Южная, Ларионовская Уступная и Ларионовская Центральная.

На данный момент эти четыре батареи являются единственными образцами вооружения 1880-х годов в настолько хорошей сохранности. И в завершение этого десятилетия Владивосток получил статус крепости.

30 августа 1889 года (по старому стилю; 12 сентября 1889 года по новому стилю) в торжественной обстановке на мысе Голдобина под залпы береговых орудий был поднят флаг морских крепостей России.

В следующем десятилетии работы продолжались. Началось строительство новых береговых батарей, часть сооружений которых создавалась в бетоне. Так, на них ставились бетонные снарядные ниши, погреба боезапаса. Так, например, недалеко от Токарёвского маяка у самой воды до сих пор можно увидеть снарядную нишу Токарёвской пушечной батареи, получившей вооружение в 1893 году. Сама позиция со временем оказалась застроена и уничтожена, а вот бетонная ниша для снарядов осталась.

Чуть позже началась работа над созданием нового оборонительного обвода. По нему предполагалось строительство пяти временных укреплений и четырёх фортов. К концу 1896 года под руководством начальника инженеров Владивостокской крепости, полковника Кондратия Чернокнижникова были составлены проекты этих фортов и утверждены командующим войсками Приамурского военного округа и главным начальником инженеров, генерал-лейтенантом Александром Вернандером.

В следующем году было начато строительство всех четырёх фортов. Три из них должны были расположиться на материке, а один на острове Русский. Но в январе 1899 года работы были остановлены по распоряжению военного министра, генерал-лейтенанта Алексея Куропаткина. Для проектирования нового обвода во Владивосток был направлен профессор Николаевской инженерной академии, военный инженер, полковник Константин Величко. По его проекту линия обороны тянулась вплотную к городу на расстоянии 3-7 км от бухты Золотой Рог. И эту линию укреплений сейчас знают как линию проекта 1899 года.

В её состав были включены два из четырёх фортов, проекты которых были доработаны. Ещё два сохранили как полевые передовые позиции, которые использовались во время Русско-японской войны. Со времён строительства 1897-1899 годов и до сегодняшнего дня сохранилась каменная кладка недостроенного каземата дежурной части форта «Северный», на месте которого в более позднее время был построен форт № 4 проекта 1910 года. А на территории форта «Северо-восточный» сохранились пулемётные будки, построенные во время войны. Также на двух этих объектах были вырыты подземные убежища, которые затем были включены в сооружения укреплений, построенных уже по более позднему проекту.

Оборонительная линия проекта 1899 года на материке протянулась от бухты Тихой через нынешнюю улицу Нейбута и «Зелёный угол» по северной стороне Первой Речки до бухты Кирпичного завода. На острове Русский она была представлена двумя фортами и сухопутными батареями. Стоит отметить, что эта линия в первую очередь создавалась для защиты от пехоты противника. А для защиты с моря на побережье стояли береговые батареи. При этом часть батарей, бывших изначально в полевом варианте, перестроили в бетоне.

Также дополнительно строились новые: например, Новосильцевская батарея с 6-дюймовыми пушками Канэ к 1901 году была перестроена в бетонном варианте. А на острове Елены в 1902 году была готова батарея Ларионовская-на-Пике с такими же пушками. По состоянию на 1905 год Владивосток прикрывали несколько десятков сооружений разного назначения: форты, меньшие укрепления, сухопутные и береговые батареи. На Русском острове от линии 1899 года сохранились два форта. Форт Русских располагается на горе Русских. В его центре была установлена артиллерийская батарея для обстрела южного побережья острова. В советское время форт был частично перестроен, и в его усиленной казарме разместили командный пункт Островного сектора береговой обороны ТОФ. Второй форт – Поспелова. В советский период ему очень повезло, и он сохранил свой первоначальный вид. Чуть восточнее расположена одна из литерных сухопутных батарей, от которой остались как бетонные сооружения, так и оплывшие орудийные дворики. На материке сохранилось намного больше сооружений: три форта, укрепления меньшего размера и большее количество сухопутных батарей. Часть этих сооружений использовалась достаточно длительное время. Так, форт Суворова, расположенный за авторынком на «Зелёнке», несколько раз перестраивался.

Изначально там собирались разместить флагманский береговой командный пункт флота, но от этой идеи отказались и перенесли его в другое место. На форту же разместился командный пункт береговой обороны ТОФ «Гранит». Уже позднее, после войны, на форту разместился КП 23-го корпуса ПВО, и под его нужды форт очень сильно был перестроен.

Форт Линевича, располагающийся у бухты Тихой, на данный момент частично засыпан и превращён в стоянку, заставленную гаражами. Форт Муравьёва-Амурского, расположенный на одноимённой сопке, до сих пор используется военными. Но рядом с ним расположен комплекс сухопутных батарей, доступных для осмотра. Из меньших укреплений в разной степени сохранности остались Укрепление № 1, Редут № 5, Сапёрный редут № 4, Укрепление № 2 и Люнет № 1 (от него сохранилась только оборонительная казарма). И как раз от карты этой линии обороны скорее всего происходит миф о том, что сооружения крепости якобы все соединялись тоннелем. Особенностью этих укреплений было то, что от одного до другого тянулся защитный ров, который на карте был обозначен как толстая линия, соединяющая объекты между собой. Для человека незнающего эта линия может легко превратиться в тоннель. Кстати, участки этого рва сохранились до сих пор в окрестностях сопки Муравьёва-Амурского. 

Форты и укрепления проекта 1899 года возводились в весьма лёгком варианте. Практически не строились тоннели между отдельными сооружениями фортов и укреплений. Толщина бетона не превышала 1,2 метра. Подобные сооружения были и в Порт-Артуре, что дало возможность оценить их устойчивость в боевой обстановке. Ещё одни выводы последовали после обстрела Владивостока японской эскадрой. То, что было построено и могло стрелять, – просто не добивало до японских кораблей. А те береговые батареи, которые могли бы достать,  – ещё только строились. Ярким эпизодом обстрела города стала история с полевыми пушками, из которых пытались стрелять по японцам. Увидев, что снаряды не долетают до кораблей пары вёрст, командовавший расчётом офицер расстрелял в сторону врага барабан револьвера и в бессилии уселся в сугроб.

После сделанного вывода из отгремевшей войны был разработан новый проект усиления Владивостока, к реализации которого приступили уже осенью 1910 года. По нему линия обороны выдвигалась достаточно далеко от тогдашней границы города. Если ранее укрепления строились в районе Первой Речки, то по новому проекту линия фортов была выдвинута на линию сопок, тянувшихся поперёк полуострова от нынешней Зари до бухты Щитовой вдоль долины реки Седанка. На острове Русский, укрепления на котором занимали до этого только полуостров Сапёрный и остров Елены, оборонительные сооружения появились по всему периметру острова, кроме полуострова Кондратенко. При этом озвучивались идеи по выносу линии обороны на материке в район нынешнего города Артёма, чтобы перекрыть полуостров в самом его начале. Высказывались мысли о занятии укреплениями острова Попова, а также строительстве укреплений напротив города по другие стороны Амурского и Уссурийского заливов. Но из-за финансовых и других причин от этих планов отказались.

Новый проект включал в себя 11 фортов, меньшие укрепления, которые должны были располагаться между ними, тоннельные погреба боезапаса, новые сухопутные и береговые батареи. Старые сооружения, не потерявшие тактическое значение, сохранялись. Часть старых батарей с устаревшим вооружением была упразднена. Этот период усиления крепости стал не только самым масштабным по планам, но интересен и использованием механизации. Так, для доставки грузов от Зари до района бухты Кетовой протянулась канатная дорога. Ещё одна, короче по протяжённости, была протянута на острове Русский. К сожалению, в Хабаровске во время транспортировки часть механизмов канатной дороги, предназначенной для острова, была украдена. Также использовались узкоколейные разборные дороги системы Дековиля, пневматические отбойные молотки, электрические бетономешалки.

Сооружения нового проекта отличались бо́льшим количеством тоннелей. Так, если на старых фортах отдельные сооружения практически нигде не соединялись подземными защищёнными ходами, то на новых это стало нормой. Выросла и толщина стен: местами она достигает шести метров. На правом редуте форта № 3 можно в разрезе посмотреть на толщину стен бруствера. Помимо этого, ушли от типовых проектов фортов, и каждый строился по индивидуальному проекту. При этом, например, на фортах № 4 и № 2 нового обвода в систему их сооружений внесли пещерные убежища, построенные на этих сопках на старых полевых укреплениях ещё во время войны. Также при осуществлении нового проекта реализовывалась идея распылённой фортификации. Тогда форт представлял собой не единый протяжённый массив, а несколько отдельных сооружений, расположенных на сопке на разных высотах и склонах, соединённых под землёй ходами.

Помимо фортов и долговременных опорных пунктов, строились и другие фортификационные сооружения. Рядом с их расположением планировались к строительству сухопутные батареи, которые должны были поддерживать объекты. По побережью строились береговые батареи под современное вооружение (при этом после Русско-японской войны и до начала работ по новой линии крепости там уже были возведены новые батареи). Так, например, как раз по этому проекту на материке в районе бухты Тихой и на острове Русский недалеко от мыса Вятлина строились две 12-дюймовые батареи, каждую из которых предполагалось вооружить двумя башнями на два орудия каждый. Пушки там должны были использоваться такие же, что и в башнях Ворошиловской батареи, которая была установлена на острове уже в рамках создания новой системы обороны.

Также по побережью возводились десантные капониры и полукапониры, которые представляли собой бетонные укрытия для лёгкой артиллерии. В их задачу входил обстрел неприятельского десанта. В тылу у укреплений строились тоннельные пороховые погреба для боезапаса. И для всего этого количества сооружений пробивались новые дороги, которых была целая сеть. Некоторые дороги дублировались для ускорения передвижения войск и для того, чтобы в случае чего, даже если одна дорога оказалась бы под обстрелом, по второй можно было бы продолжать движение. Многие из этих дорог до сих пор активно используются и вошли в городскую сеть. Также тянулись линии связи, где кабель закапывался на глубину 2,5 метра.

В 1914 году во всём разнообразии крепостных сооружений решили навести порядок. К тому моменту, если посмотреть на карты, сложилась местами анекдотичная ситуация: часть батарей имела нумерацию римскими цифрами, а часть – арабскими. Как результат, одновременно могли существовать две батареи с одним номером, который для каждой был написан по-своему. Принятая система ввела трёхциферное обозначение для береговых и сухопутных батарей, а также противодесантных сооружений. При этом на материке нумерация начиналась с № 300, а на острове – с № 350. Так же было с капонирами и полукапонирами, но у них всё начиналось с цифры «4». А вот сухопутные батареи нумеровались уже с двойки. Пять фортов старого обвода назывались именами собственными. Новые форты имели как номера, так и имена собственные. Например, форт № 2, он же «Форт Императора Петра Великого», и так далее. В целом новая система навела порядок в разнообразии обозначений крепостных сооружений.

К началу Первой мировой войны крепость уже принимала свой новый вид. Активно шли бетонные работы на объектах, и укрепления обретали форму. Но, увы, война сильно ударила как по всей стране, так и по Владивостоку. Многих инженеров, проектировавших и строивших новый обвод, отозвали на запад и отправили на фронт. Начались проблемы с финансированием и доставкой материалов. Несмотря на это, строительство велось вплоть до 1917 года, когда остановилось полностью. И то на территории строек ещё некоторое время оставалась охрана. Хотя это не помешало в период интервенции тем же японцам хорошенько изучить нашу крепость. Это было неприятно и дало понимание, что наш вероятный враг прекрасно знает теперь систему укреплений. Однако благодаря этому из Японии до нас дошли весьма интересные снимки крепости.

К сожалению, не все планы были реализованы. Даже начатые объекты не были достроены полностью. Так, на многих новых фортах не были построены казармы. Некоторые меньшие укрепления и другие объекты остались в стадии земляных и скальных работ. Тем не менее и то, что было построено, было достаточно серьёзной силой с артиллерией от 57 мм до 11 дюймов.

На данный момент от полевых укреплений 1870-х годов остался только небольшой участок окопа на Орлиной сопке. На острове Елены сохранились батареи 1880-х годов. Более поздние сооружения сохранились в большем количестве и в лучшем состоянии, хотя многие, как уже писал VL.ru, подверглись полному или частичному разрушению в период с 1923 года, когда Владивостокская крепость была упразднена как боевая единица, по нынешнее время. 

На данный момент существует несколько книг, посвящённых истории крепости и людям, создававшим и строившим её. Часть сопок в нашем городе названа по фамилиям военных инженеров, причастных к ней: горы Торопова и Попова, например. Или семья Унтербергеров, в которой старший работал над усилением Владивостока ещё в 1870-х годах и позже был у нас губернатором, а младший строил форт № 2 нового обвода. В итоге крепость, несмотря на недолгую её службу, имеет за своими  стенами огромную и интересную историю как бетона и железа, так и людей.


10-дм орудие батареи 55-й высоты - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея № 355. Бухта Рында - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея № 373 перед началом бетонных работ - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея Соболь. Бухта Тихая, 1920 год - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Вид на строящийся форт № 10 - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Выстрел 8-дм орудия на Ларионовской Южной батарее - фото из книги ''Владивостокская крепость''  — newsvl.ru Двойной кофр форта Поспелова, начало 1920-х гг. - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Казарма форта Русских. Её фасад был закрыт бетонным усилением в 1930-е годы - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Левый фланг левого люнета форта № 12. На заднем плане видно остров Скрыплёва - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Форт № 2. Строительство - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Члены комиссии по учёту военного имущества. Форт № 9, 1922 год - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Штаб крепости был снесён, сейчас на его месте стоит почтамт у ж/д вокзала - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Барбет на левом люнете форта № 12 — newsvl.ru Батарея Назимовская — newsvl.ru Бруствер форта № 4 — newsvl.ru Двойной кофр форта № 2 — newsvl.ru Казарма форта Поспелова — newsvl.ru Контрминная галерея форта № 6 — newsvl.ru Макеты орудий на Новосильцевской батарее — newsvl.ru Один из казематов 301-й береговой батареи — newsvl.ru Одиночный кофр форта № 12 — newsvl.ru Опорный каток вагонетки канатной дороги, использовавшейся при строительстве крепости — newsvl.ru Орудийный дворик 373-й батареи — newsvl.ru Убежище выкатной артиллерии на форте Поспелова — newsvl.ru Форт № 11. Вход в подбрустверную галерею — newsvl.ru 456-й противодесантный полукапонир — newsvl.ru
10-дм орудие батареи 55-й высоты - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея № 355. Бухта Рында - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея № 373 перед началом бетонных работ - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Батарея Соболь. Бухта Тихая, 1920 год - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Вид на строящийся форт № 10 - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Выстрел 8-дм орудия на Ларионовской Южной батарее - фото из книги ''Владивостокская крепость''  — newsvl.ru Двойной кофр форта Поспелова, начало 1920-х гг. - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Казарма форта Русских. Её фасад был закрыт бетонным усилением в 1930-е годы - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Левый фланг левого люнета форта № 12. На заднем плане видно остров Скрыплёва - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Форт № 2. Строительство - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Члены комиссии по учёту военного имущества. Форт № 9, 1922 год - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Штаб крепости был снесён, сейчас на его месте стоит почтамт у ж/д вокзала - фото из книги ''Владивостокская крепость'' — newsvl.ru Барбет на левом люнете форта № 12 — newsvl.ru Батарея Назимовская — newsvl.ru Бруствер форта № 4 — newsvl.ru Двойной кофр форта № 2 — newsvl.ru Казарма форта Поспелова — newsvl.ru Контрминная галерея форта № 6 — newsvl.ru Макеты орудий на Новосильцевской батарее — newsvl.ru Один из казематов 301-й береговой батареи — newsvl.ru Одиночный кофр форта № 12 — newsvl.ru Опорный каток вагонетки канатной дороги, использовавшейся при строительстве крепости — newsvl.ru Орудийный дворик 373-й батареи — newsvl.ru Убежище выкатной артиллерии на форте Поспелова — newsvl.ru Форт № 11. Вход в подбрустверную галерею — newsvl.ru 456-й противодесантный полукапонир — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта