Россия планирует ответить на жест доброй воли КНР в виде отмены виз для российских индивидуальных туристов. Но пока ещё остро стоит вопрос взаиморасчётов – большинство россиян не имеют карт зарубежных банков и могут расплачиваться в Китае только наличными. И Владимир Путин, и заместитель председателя постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун согласились с тем, что нужно работать над свободным передвижением – капитала, рынка и людей. Только в чём решения заключаются, они из соображений безопасности не говорят.
2 сентября внезапно на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Китае глава КНР заявил об отмене виз для российских туристов, путешествующих индивидуально, а не в составе тургрупп. Этого решения добивались много лет. На пленарном заседании Восточного экономического форума Владимир Путин сказал, что Россия «ответит зеркально на этот жест дружбы».
Но с увеличением турпотока встаёт вопрос и взаиморасчётов. Visa и Mastercard прекратили работу в России три года назад, а карты наших банков, выпущенные этими платежными системами, с тех пор не работают за рубежом. Альтернативой были карты UnionPay, но из-за санкций в отношении банков, и они перестали работать за пределами России. Есть ещё национальная платёжная система «Мир», карты которой принимают в некоторых странах, но в Китае она не функционирует. Можно открыть карту зарубежного банка – но для туристов есть ограничения. В Китае, например, нужна долгосрочная виза. Так что самый простой способ – брать наличные и расплачиваться ими либо попросить знакомого китайца пополнить ими счёт на на Alipay.
«Что касается туристических поездок, система расчётов требует дополнительного совершенствования, – согласился с замечанием модератора Владимир Путин. – Мы занимаемся этим, напряжённо работают финансовые учреждения, причём самого высокого уровня и на коммерческой основе. Я сейчас не хочу особенно комментировать, потому что не хочу создавать своими комментариями каких-то сложностей для будущих решений. Это же связано ещё и с необходимостью соблюсти интересы финансовых учреждениях, которые находятся под определённым санкционным давлением. Решения, конечно, есть, мы прекрасно понимаем, что нужно добиваться, чтобы для граждан было как можно меньше сложностей. Это и наша карта «Мир», и китайские подобные инструменты, и карты третьих стран. Уверяю, Центральные банки обеих стран думают над этим. Руководители финансовых учреждений в последнюю нашу поездку в Китай эти вопросы все обсуждали. Они находятся в диалоге, уверен, решения будут».
Представитель КНР на форуме, заместитель председателя постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун с Путиным согласился, но более чёткого ответа тоже не дал.
«Я считаю, ответ президента Путина очень профессиональный и задаёт нам ориентиры для дальнейшего развития, – сказал Ли Хунчжун. – Я тоже не буду вдаваться в подробности, но считаю, что как только наши страны тщательно поработают вместе, мы обязательно будем устранять трудности, технические вопросы по поводу расчётов. И поэтому мы уверены в достижении нашей цели. В Китае сейчас мы мало используем наличные. Мы просто используем телефон. Когда я приехал во Владивосток, у меня хорошее впечатление, поскольку я здесь тоже использовал телефон для оплаты, как в Пекине. Это значит, что у нас уже очень хорошее сопряжение в области телекоммуникации. На следующем этапе нам нужно работать над финансовой коммуникацией. Я считаю, что с нашими совместными усилиями мы обязательно достигнем этой цели. Самое важное – нужно достичь свободного передвижения капитала, рынка и людей».