Новости Владивосток

Упрощать взаиморасчёты, страховать инвестиции, понимать менталитет: российские и китайские бизнесмены обсуждают, как ускорить развитие между странами

Объём товарооборота между Россией и Китаем бьёт рекорд за рекордом, рост международной торговли между двумя странами за год составил 40%. В Приморье этот показатель ещё выше – 62%. Российская сторона заинтересована в высокотехнологичной и промышленной продукции, Китай – в сельхозпродукции, косметике, транспортных транзитных проектах. При этом есть некоторые сложности в работе – требуется упрощение регламентов, развитие рынка страхования авансовых платежей, сопровождение крупных китайских инвестпроектов с российской стороны, а российским компаниям для попадания на китайские маркетплейсы нужно научиться работать в китайском сегменте интернета. Эти и другие вопросы обсуждали на секции «Китайский бизнес в России: перспективы дальнейшего роста» ВЭФ в понедельник, 11 сентября.

На первых строчках среди банков по привлечению китайского бизнеса в Россию (и наоборот – российского в Китай) находится Сбербанк. По данным первого заместителя председателя правления ПАО «Сбербанк» Александра Ведяхина, товарооборот между двумя странами в 2022 году составил 190 млрд рублей. В первой половине 2023-го это уже 115 млрд рублей, и очевидно, что результат 2022-го будет превзойдён.

«По паспортам сделок мы видим, что сейчас из Китая идёт много техники, сервисных решений. Во многом Китай заменил поставщиков из центральной и восточной Европы и США. При этом Китай не только экспортирует товары, но и вкладывает деньги на территории России. Бюджет возможных проектов с китайским участием – не менее 2 трлн рублей. На обслуживании в нашем банке сейчас более 7500 резидентов с китайским участием. Ещё 20 лет назад это были единицы и десятки», – подсчитал Александр Ведяхин.

По словам заместителя председателя правительства Приморского края Николая Стецко, по показателям международной торговли наш регион превосходит среднероссийские – если по стране это рост на 40% за год, то в Приморье – на 62,2%, в цифрах объём торговли составил 2,2 млрд рублей. При этом региональные власти сопровождают самые важные проекты.

«Губернатор лично сопровождает проекты, понимая, как принимаются решения в Китае. Он был в Хэйлунцзяне, встречался с основным акционером порта «ЛегендАгро». В эту пятницу мы приняли решение признать этот проект приоритетным. Приморский край интересен китайскому бизнесу тем, что каждый второй контейнер в стране через морские порты обрабатывается в Приморском крае. Мы делаем акцент на нашу сильную сторону – географию. Развиваем порты. В ближайшие 10 лет грузооборот морских портов края удвоится и достигнет цифры в 300 млн тонн. Есть проекты международных транспортных коридоров «Приморье-1» и 2. Это Краскино – Хуньчунь и Суйфэньхэ – Пограничный. Сопровождаем китайский бизнес в сельском хозяйстве, приглашаем партнёров развивать рисоводство, мелиорацию, деревопереработку, строительство, туризм. В последнем случае мы входим в топ-3 регионов в стране, который наиболее привлекателен для китайских граждан», – отметил Николай Стецко.

По словам председателя Союза китайских предпринимателей в России, президента корпорации Greenwood Чжоу Лицюня, за последние пару лет в несколько раз вырос экспорт китайских автомобилей в Россию.

«Наш центр инвестиций в Москве объединяет 300 китайских компаний, в том числе 150 самых важных – Huawei, Haier, автопроизводители. Вклад наших предприятий – более 60 млрд долларов инвестиций. Мы предоставляем помощь в подборе рабочей силы, финансировании проектов на территории России, помогаем открывать счета, в этом вопросе сотрудничаем со Сбером. Помогаем продвигать китайские автомобили на российский рынок. Это не только предприятия, но и производство запасных частей, а также поставка технологий. Раньше доля китайских машин на российском рынке была 5%, сейчас около 40%, оборот с нашими странами – более 900 млрд долларов. К концу года задача – 2 трлн долларов товарооборота, вклад Greenwood в этом вопросе весьма большой», подчеркнул Чжоу Лицюнь.

Как отметил модератор, директор института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов, ещё одна точка роста в торговле между Россией и Китаем – агропромышленный комплекс. В 2022 году по этому направлению объём торговли составил 5,5 млрд долларов, а в этом ожидается рост на 30-40%. Это в разы меньше, чем в промышленных секторах (например, в нефтепереработке), но это всё равно огромный рост.

Жэнь Цзяньчао, генеральный директор АО «Легендагро Холдинг», крупнейший покупатель российской сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке, рассказал, что инвестировать в бизнес в России его компания начала в 2018 году. За это время была создана непрерывная цепочка производства: выращивается рис, зерно, картофель, перерабатывается на своих площадках, есть у холдинга и портовое оборудование.

«В прошлом году мы реализовали 200 тысяч тонн зерна на экспорт в Китай. В целом развивается экспорт риса, овса, пшеницы, мяса, молочной продукции. Китайские предприятия вкладываются в российский рынок, реализуют долгосрочные проекты. Обе стороны получают выгоду от этого сотрудничества. Используются новые технологии в этом секторе – например, беспилотники и спутниковые навигационные системы. В свою очередь постоянный спрос на российскую сельхозпродукцию позволяет повышать уровень жизни местного населения. В условиях санкционного давления развитие в этой отрасли между Россией и Китаем идёт успешно», – считает Жэнь Цзяньчао.

Вопрос по поводу доступности техники для российского потребителя задали одному из крупнейших продавцов на российском рынке, генеральному директору группы компаний DNS Дмитрию Алексееву. По его мнению, для компании с точки зрения ассортимента глобально ничего не изменилось.

«Нам повезло – мы попали в те тренды, которые и так развивались до последних событий на рынке электроники и бытовой техники последние лет 10. Раньше лидер был – японские компании, потом пришли корейские. А последнее время на рынке их теснили китайские фирмы. Huawei стал лидером на рынке связи, Xiaomi – электроники, Haier – бытовой техники. В какой-то момент произошла дезорганизация поставок, но сейчас я не помню, чтобы кто-то из китайских компаний уходил с российского рынка», – добавил Дмитрий Алексеев.

По мнению старшего вице-президента АО «Российский экспортный центр» Никиты Гусакова, и российским, и китайским компаниям сейчас остро нужны новые финансовые услуги для ускорения взаимных инвестиций.

«C китайскими партнёрами мы поддерживаем китайские компании, которые выходят на российский рынок, и, наоборот, российские фирмы – которые выходят на рынок КНР. Занимаемся страхованием поставок, инвестиций, обмениваемся информацией. Совместно реализуем программы софинансирования страхования и перестрахования. С прошлого года мы начали поддержку критического импорта. Ключевой продукт – страхование авансовых платежей. Сейчас есть проблема с предоставлением банковских гарантий иностранным поставщикам. А мы своим продуктом позволяем закрывать такие риски. Это позволяет быстрее закупать оборудование в Китае. В целом могу сказать, что банковская инфраструктура обеих стран быстро адаптируется, сейчас в ВЭД 40% платежей идёт в юанях, растёт и доля рублей во взаимных расчётах. Также китайские банки начали помогать проводить платежи из третьих стран в юанях. Для России это важный альтернативный канал платежей в условиях, когда платёжная инфраструктура была разрушена. А для Китая это возможность популяризации юаня в международной торговле», – объяснил Никита Гусаков.

Как заметил живущий в России российско-китайский деловой блогер Ли Эньлинь, в нашей стране по сравнению с Китаем недостаточно развита сфера электронной коммерции, потенциал для роста здесь огромный. Так же как и российские компании пока мало представлены на китайских торговых площадках.

«Китай абсолютный лидер в е-коммерс. В 2022 году в Китае более 50% розничных продаж прошли через интернет, это более 32 трлн юаней, или более 400 трлн рублей. В России – 5,7 трлн рублей, разница в 70 раз. Почему так? Активное формирование интернет-торговли в Китае началось раньше, в начале 2000-х. За 20 лет Китай развил сетевое покрытие, логистику. То, чего сильно не хватает в России ещё до сих пор. Но покрыть, пройти этот путь, опираясь на китайский опыт, Россия потенциально сможет гораздо быстрее. Интересный момент – интернет-маркетинг, в виде блогерства. Блогер в России ещё не совсем правильно понимается, это слово имеет негативный, неприятный, несерьёзный окрас. В Китае всё иначе. Douyin (аналог TikToc) у нас запустили в 2016-м. Там тоже вначале был только развлекательный контент. Но спустя пару лет начали появляться специалисты – адвокаты, врачи, художники, на эту соцсеть стали больше внимания обращать. В 2020 году китайские большие бизнесмены стали блогерами. Главы Huawei, Xiaomi развивают личный бренд. И я в том числе. Вообще-то я бизнесмен, у меня три завода в России, но я тоже стал блогером. Я почти сразу почувствовал преимущество от этого. Раньше приходилось много выделять бюджета на рекламу своих продуктов и поиск клиентов в Китае. А сейчас меня сами находят и просят работать с ними. На мой взгляд, такое деловое блогерство в России ещё на начальном этапе, рекомендую всем российским бизнесменам, у которых есть продукты для российско-китайского рынка, не стесняться камеры и не бояться социальных сетей», – посоветовал Ли Эньлинь.


Обсудить в Telegram
Директор института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов — newsvl.ru Генеральный директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев — newsvl.ru Первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин — newsvl.ru Российско-китайский деловой блогер Ли Эньлинь и генеральный директор АО «ЛегендАгро Холдинг» Жэнь Цзяньчао — newsvl.ru
Директор института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов — newsvl.ru Генеральный директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев — newsvl.ru Первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин — newsvl.ru Российско-китайский деловой блогер Ли Эньлинь и генеральный директор АО «ЛегендАгро Холдинг» Жэнь Цзяньчао — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта