Новости Владивосток

«В шесть раз – это слишком»: малый бизнес Владивостока надеется, что порог «упрощёнки» не поднимут так резко

С 1 января малый и средний бизнес в России ждут серьёзные перемены. В первом чтении уже принят законопроект по изменениям в Налоговый кодекс РФ, и одно из самых тревожных и спорных его положений касается упрощённой системы налогообложения (УСН). Авторы предлагают снизить порог выручки, при превышении которого будет начисляться НДС, с 60 до 10 млн рублей. Доводы противников принятия изменений в таком виде – урезание слишком резкое и большое, оно обернётся повышением цен, а часть малого бизнеса свернётся или уйдёт в тень. Бизнесмены надеются, что документ всё-таки несколько смягчат.

Упрощённая система налогообложения, или упрощёнка, – специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, а также упрощение бухучёта. Её ввели в 2002 году, но теперь правила меняют. УСН перестает быть зоной упрощенного налогообложения и становится переходной моделью от микробизнеса с УСН к общей системе.

Грядущие новшества обсуждали на круглом столе во Владивостоке. Участники, понимая, что закон направлен на увеличение налоговых поступлений, почти сошлись во мнении – столь резкий переход обещает массу проблем, и не только предпринимателям.

Шесть раз – слишком большое сокращение, но в Минфине России подсчитали, что 85% малого и среднего бизнеса это не затронет. В Приморье цифры ещё приятней, если уместно в такой ситуации говорить о чём-то хорошем. Начальник отдела развития предпринимательства минэкономразвития региона Пётр Диков приводит такие цифры – у нас 91 тысяча субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 79%, это порядка 65 тысяч компаний, на УСН:

«Мы пока обсуждаем законопроект, его ждёт второе чтение. В данной редакции, если мы говорим о десяти миллионах рублей, предполагаем, что изменения коснутся четырёх процентов компаний. Это порядка трех с половиной тысяч субъектов»

При подсчете специалисты рассматривали компании, которые сейчас оказались в диапазоне между 10 миллионами и шестьюдесятью.

То, что общероссийские и региональные цифры отличаются, Пётр Диков считает нормальным – показатели в регионах всегда чуть расходятся. Если говорить о самых «задетых» новшествами, больше всего пострадают отрасли с низкой рентабельностью. В Приморье одна из основных таких отраслей – торговля. По стране она показывает рентабельность 12,7 процента, в регионе – чуть меньше.

Секретарь РО в Приморском крае политической партии «Новые люди» Владомир Рассадин говорит: 3,5 тысячи предприятий малого бизнеса – это как раз те, где работают люди, где идёт денежный поток. Изменения коснутся не только их, но и тех, кто взаимодействует со сферой: покупателей, подрядчиков, субподрядчиков… Неминуемо поднимутся цены:

«Либо у тебя есть выход – ты уходишь до десяти миллионов, чтобы не платить. Вопрос открытый – насколько это выгодно региональному бюджету? И не рубим ли мы себе сами «по хвостам»? Мы долго выводили бизнес из серой зоны, а сейчас, может быть, загоняем обратно? За увеличением доходов бюджета – я посмотрел, это около двухсот миллиардов рублей, – не ударим ли мы сами по себе и не потеряем ли по итогу больше? Десять миллионов достаточно невеликая сумма, если бизнес работает. Это ведь оборот. Если ты берёшь товар на десять миллионов, получаешь 10-12 процентов, то есть, миллион двести. Это 100 тысяч в месяц. Можно с этого зарплату платить, ещё чем-то заниматься? И плюс ты получаешь допнагрузку – бухгалтера, потому что когда ты находишься на УСН, есть разработанные приложения, этого достаточно».

«Новые люди» выступают за более плавный порог, хотя бы в два раза меньше, но не в шесть. И поднимают вопрос о возможности вычета пяти-семи процентов для наукоёмких областей, для айти:

«И ещё – у нас на Дальнем Востоке издержки выше. Соответственно, и оборот выше. Но это никак не учитывается, – планка по стране одинакова. Почему бы не сделать градацию по регионам? Тогда, может, Дальний Восток будет более привлекательным?

Представитель краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Глазков тоже считает важным, чтобы пополнение бюджета и ожидаемые изменения не повлияли на малый и средний бизнес, который является достаточно как раз серьёзным источником этого пополнения. И тоже говорит о необходимости региональной градации. Например, о зонировании – так было когда-то:

«Есть опыт Советского Союза. Так как Дальний Восток – отдалённая от центра территория, логистическая и транспортная составляющая дают надбавочную стоимость на продукцию и услуги. Были пояса с разной стоимостью и наценками – это позволяло территориям чувствовать себя более выгодно. И люди ведь сюда ехали».

Андрей Глазков уверен – малый и средний бизнес не готов резко перейти на предлагаемые ставки. Планомерность позволила бы адаптироваться к новациям. И однозначно малому бизнесу придётся нести дополнительные затраты:

«Если сегодня можно через банковскую систему вести минимальный учет, то потом придётся нанимать бухгалтера. И куда предприниматель переложит эту добавочную стоимость? Средняя зарплата бухгалтера – 100 тысяч».

Налоговые реформы просто не могут не отразиться на конечной стоимости услуг и продукции. Понятно, что она повысится.

«И здесь как раз может появиться ещё и недобросовестная конкуренция, – говорит Андрей Глазов. – То есть, уходя в теневой бизнес, будет преимущество у тех, кто не станет платить налоги. Мы столько лет выводили бизнес из серой зоны. Мы вернемся назад. В то время, когда работали в чёрную».

Региональные власти, по словам Петра Дикова, будут разрабатывать меры поддержки, если планируемый переход всё же произойдет:

«Есть центр «Мой бизнес», предоставляющий консультационные услуги. Будет запущен продукт, который поможет предпринимателям погружаться в систему учёта НДС. Мы сделаем его вместе с налоговиками. Но пока ничего конкретного сказать не могу – ждём конкретных решений федеральных властей. Система учета НДС сложнее упрощёнки. Но не критично, мы не говорим сейчас о предприятиях с оборотом в полмиллиарда рублей. Здесь будет намного проще. И для маленьких предприятий с оборотом в 10+ мы сможем обучить пусть не полному, самостоятельному учёту, но объяснить, как работать».

«Мой бизнес» помогает предпринимателям – мы это видим и чувствуем, – соглашается Андрей Глазков. – Но в сегодняшней ситуации мы не уверены, что это серьёзная поддержка. Понимаете, время это деньги. Обучение – процесс, который будет отвлекать от бизнеса. Он и всегда требовал серьёзного внимания, а в нынешних условиях фактически выживает. Не готов сказать, что эта мера решит ту задачу, ту проблему, с которой при введении этого закона столкнутся предприниматели. Насколько они готовы найти время – не то, что готовы – будут ли иметь возможность. Бизнесу помогают, но в момент таких вот круглых столов или учёбы чиновник получает свою зарплату, а предприниматель тратит своё время. И теряет деньги. Извините, но это правда».

Владомир Рассадин убеждён, что изменения сделают продолжение бизнеса для многих мелких предпринимателей бессмысленным. Парикмахерские, пекарни, кафе будут закрываться. В итоге бюджет получит меньше:

«Что сегодня дает вот УСН малому предпринимателю? Конкурентные преимущества перед большими компаниями. Это самое главное. Он может работать в белую, у него меньше налог, но у него больше издержки. Когда у малого бизнеса эти преимущества снижаются, расти сложнее. Нужно делать этот переход более плавным либо порог более высоким. Это просто необходимость, если хотим, чтобы малый бизнес перерастал в средний, а из среднего в большой. И потом они начинают платить НДС».

«Сейчас очень большое количество предпринимателей по всей стране озабочены этой проблемой, большое количество общественных объединений предпринимателей направили свои предложения в Госдуму и федеральный уровень в целом, – говорит Пётр Дичков. – Это моя личная позиция, но всё же кажется, законотворцы примут решение о поступательном снижении. Это не даст такого большого удара, чего боится бизнес».

Андрей Глазков говорит, что предприниматели очень рассчитывают на то, что правительство услышит бизнес:

«Только планомерное снижение позволить ему выжить и, я думаю, наполнить бюджет. Здесь действительно должен быть компромисс».

Законопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 17 ноября ждёт второе чтение, депутаты могут предоставлять поправки до 10 ноября.


Обсудить в Telegram
Начальник отдела развития предпринимательства минэкономразвития региона Пётр Диков — newsvl.ru Представитель краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Глазков — newsvl.ru Секретарь РО в Приморском крае политической партии «Новые люди» Владомир Рассадин — newsvl.ru Начальник отдела развития предпринимательства минэкономразвития региона Пётр Диков — newsvl.ru Секретарь РО в Приморском крае политической партии «Новые люди» Владомир Рассадин — newsvl.ru Представитель краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Глазков — newsvl.ru
Начальник отдела развития предпринимательства минэкономразвития региона Пётр Диков — newsvl.ru Представитель краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Глазков — newsvl.ru Секретарь РО в Приморском крае политической партии «Новые люди» Владомир Рассадин — newsvl.ru Начальник отдела развития предпринимательства минэкономразвития региона Пётр Диков — newsvl.ru Секретарь РО в Приморском крае политической партии «Новые люди» Владомир Рассадин — newsvl.ru Представитель краевого отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрей Глазков — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта