Приморский авторынок с замиранием сердца ждёт введения новых правил начисления утильсбора на ввозимые из-за границы авто, предложенные Минпромторгом. Портал Дром рассчитал, что если поправки примут в нынешнем виде, то уже с 1 ноября за многие популярные модели вместо льготных 3400/5200 заплатить придётся от 256 000 и до... страшно сказать сколько. Особенно это ударит по гибридным авто: свежий Toyota Land Cruiser Prado объёмом 2,5 привезти станет дороже почти на 2,2 млн рублей. И ставки будут повышаться минимум до 2030 года.
Напомним, 12 сентября на федеральном портале был опубликован проект постановления правительства РФ, которое изменит расчёт размера утилизационного сбора. Ключевое изменение – отмена льготного «утиля» на машины мощностью свыше 160 л.с., вне зависимости от рабочего объёма двигателя. Для машин с ДВС рабочим объёмом свыше 3000 куб. см льготу отменили ещё в прошлом году. С 1 ноября 2025 года подходящих под льготный «утиль» машин станет ещё меньше.
Но это полбеды. Если прежде утильсбор для легковых машин зависел только от литража и возраста (до трёх лет и старше трёх лет), то теперь добавился ещё один показатель – мощность. В упомянутом проекте постановления она указана в киловаттах, а не «лошадях». Минпромторг использует для перевода коэффициент 1,35962. Искомые 160 л.с. – примерно 117,68 кВт. Для наглядности, Дром объясняет новые ставки так.
Итак, начнем с тех, у кого останется возможность ввезти машину по льготному «утилю», составляющему
Первый случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор не более 1000 «кубиков» и его мощность не превышает 160 л.с. (117,68 кВт), сохранится льгота – 3400 рублей для экземпляров в возрасте до трёх лет и 5200 рублей – свыше трёх лет. Если на «литровом» моторе мощность выше указанной, придется заплатить как минимум 256 000 рублей утильсбора даже при ввозе машины для личного пользования.
Второй случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор объёмом свыше 1000 «кубиков», но не более 2000 и его мощность не превышает те же 160 л.с. Если превышение есть, то заплатить придется минимум 750 000 рублей, даже если машина предназначена для личного пользования.
Третий случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор объёмом свыше 2000, но не более 3000 «кубиков» и его мощность не превышает те же 160 л.с. В противном случае заплатить придётся минимум 1 922 200 рублей. Для моторов свыше трёх литров льгота, как и прежде, не предусмотрена: какой бы ни была мощность, заплатить придётся минимум 2 153 400 рублей за машину с мотором от 2,0 до 3,0 литра и минимум 2 742 200 рублей – за авто с мотором от 3,5 литра.
Наконец, четвёртый случай – для любителей «зелени». Если на ввозимом электромобиле или последовательном гибриде суммарная мощность электромоторов не превысит всего-то 58,84 или 80 л.с., для них тоже доступен льготный «утиль».
Подробные таблицы расчёта на Дроме
Коэффициенты по новой сетке будут расти год от года и достигнут своего пика в 2030-м. Представьте себе, что за автомобиль в возрасте свыше трёх лет с мотором свыше 3,5 литра и мощностью выше 500 л.с. нужно будет заплатить 10 081 200 рублей утильсбора.
Важный момент: все приведенные расчёты верны в том случае, если Минпромторг с вводом новых коэффициентов (именно они зависят от объёма и мощности) сохранил прежнюю базовую ставку в 20 000 рублей, на которую умножается каждый коэффициент. Между тем 12 сентября в пресс-релизе ведомства было отмечено: «Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объёма двигателя». Но в проекте постановления о новом расчете «утиля» об изменении базовой ставки ничего не сказано. Либо в пресс-релиз Минпромторга вкралась ошибка, либо министерство должно в ближайшее время выйти с разъяснениями.
Дром считает, что в итоге в проигрыше окажутся все потенциальные покупатели, поскольку подорожают все без исключения машины, даже если новый «утиль» не коснется их напрямую. Есть ещё надежда, что обсуждаемый проект постановления не примут, и тогда ставки «утиля» останутся прежними. Или ввод новых правил могут и отложить, назначив более позднюю дату. Плохая новость заключается в том, что в процессе обсуждения правительственного постановления суммы утильсбора могут ещё больше увеличиться или может сократиться сегмент автомобилей, для которых сохраняется льготный «утиль».
Больнее всего повышение ударит по тем, кто хотел в ближайшие месяцы приобрести автомобили с мотором до 3 литров и мощностью выше 160 «лошадей». Под льготные ставки они больше не попадают. Участники рынка по просьбе Новостей VL рассчитали ставку утильсбора после 1 ноября на популярные в Приморье модели с гибридными двигателями.
Toyota RAV-4 | 2,0 л | 952 000 руб. |
Honda Breeze | 1,5 л | 794 000 руб. |
Toyota C-HR | 2,0 л | 1 540 000 / 2 162 000* руб. |
Toyota Highlander | 2,0 л | 2 002 000 / 2 960 000* руб. |
Toyota Land Cruiser Prado | 2,5 л | 2 184 000 руб. |
Toyota Camry | 2,5 л | 1 922 200 / 2 880 000* руб. |
* – до трёх лет / старше трёх лет)
И не забываем, что рассчитанный размер «утиля» действует только два месяца, с 1 ноября 2025 года до 31 декабря 2025-го, потом он будет выше.
Сейчас идёт сбор отзывов к новому регламенту Минпромторга, публичное обсуждение продлится до 3 октября. СМИ сообщали, что он «исчезал» на некоторое время в связи с техническими неполадками. Видимо, очень много желающих хотят оставить свой отзыв.