Российским перевозчикам не хватает двусторонних разрешений на международные перевозки с Китаем. Летом объём внешнеторговых грузов, перевозимых между Россией и Поднебесной, заметно увеличился, что привело к дефициту необходимых разрешений уже в конце октября, а заметнее он стал под конец года. Минтранс РФ многократно обращался к коллегам в Китае с просьбой предоставить необходимые бланки. В начале декабря там даже пошли на уступки, предоставив 6000 дополнительных разрешений, правда, с одной оговоркой – только для перевозок через пункт пропуска в Забайкальске. Это может привести к серьёзным проблемам с доставкой грузов перед Новым годом, в том числе в Приморский край.
Согласно соглашению между правительствами РФ и Китая о международном автомобильном сообщении, перевозки грузов между обеими странами осуществляются на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами «Договаривающихся Сторон». На каждую перевозку грузов должно быть выдано отдельное разрешение, которое даёт право на совершение одного рейса туда и обратно.
Необходимое количество разрешений согласовывают на целый год, нередко заявленных заранее тысяч бумаг не хватает. То одна, то другая страны обращаются друг к другу и просят выдать дополнительные – в этот момент начинаются политические игры транспортных ведомств. Так произошло и в этом году – изначально Россия согласовала для себя 82 000 разрешений, в начале лета удалось добиться выдачи ещё 50 000 штук. Но и их не хватило – с июля объём внешнеторговых грузов увеличился, так что дефицит двусторонних билетиков наметился уже в октябре.
Минтранс РФ несколько раз обращался к китайской стороне с просьбой предоставить дополнительные разрешения, но вместо запрошенных 30 000 бланков получил только 10 000. Разумеется, этого количества вновь не хватило. На очередную просьбу Минтранс Китая рапортовал о согласии произвести дополнительный обмен 6000 разрешений с одним «но»: предназначенных для проезда только через один пункт пропуска, МАПП Маньчжурия – Забайкальск. Как объяснили корреспонденту Новостей VL.ru в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, они уже получены и выдаются перевозчикам.
«Но дефицит китайских разрешений испытывают перевозчики всех регионов России. Выделение разрешений, позволяющих выполнять перевозки только через один пункт пропуска, вызовет сложности с доставкой грузов в Амурскую область, Приморский и Хабаровский края. Кроме того, перенаправление всего грузопотока на один пункт пропуска может вызвать многократное увеличение нагрузки и коллапс на данном участке российско-китайской границы», – сообщает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.
Приморские перевозчики подтверждают информацию о нехватке бланков, их ещё на сленге дальнобойщиков называют «дозволами» или «проходняками». По словам собеседников Новостей VL.ru, проблема актуальна уже пару недель.
«Дозволы» давно заканчивались, и их выдавали чуть ли не по штуке в одну компанию. Их можно получить в любом отделении АСМАПа по РФ, поэтому некоторые машины ездили специально в далекие дали, где ещё были бланки (наши водители в последний раз остатки выгребали в Чите, например). А сейчас некоторые перевозчики, у кого груза не было, а бланки были, даже барыжить ими перестали, потому что самим не хватит. Бланков нет нигде и ни у кого, тотально, а машин-то много, многие сейчас стоят и ждут», – говорит собеседник.
Среди работников отрасли бытует мнение, что китайская сторона готова выдать бланки, но российская якобы стопорит процесс. С другой признают, что это может быть часть политической игры между странами: когда Китай разрешает российским машинам заезжать на свою территорию, то лишает работы своих перевозчиков. Но то же самое можно сказать в обратную сторону. И у России тут, похоже, преимущество. По данным АСМАП, на данный момент по итогам 2024 года в результате обмена разрешениями у российских перевозчиков оказалось 148 000 бланков, у китайских перевозчиков – 118 000.
Сейчас приморские перевозчики осаждают АСМАПы, ждут, когда появятся новые бланки. Выдают их на возмездной основе. «Дозвол» на перевозку грузов в Китай позволяет однократно преодолеть границы с целью транзита, погрузки или выгрузки товара. То есть без него нельзя заехать в Китай. Соответственно, отсутствие бланков в канун Нового года чревато тем, что приморцы останутся без китайских новогодних игрушек, салютов или мандаринов. Впрочем, преувеличивать проблему тоже не стоит. Прямо сейчас через погранпереходы продолжают двигаться большегрузы, товарооборот между странами не останавливался. Есть ряд исключений, когда «дозволы» не требуются: например, на перевозку транспортных средств или почтовых отправлений. А меньше чем через три недели наступит 2025 год, и проблема обнулится.