Новости Владивосток

Рождение и смерть владивостокского рока: музыкальный путь Тихоокеанской столицы можно увидеть и услышать в «Артэтаже» (ФОТО)

Владивостокский рок начал греметь в 70-х и иссяк в начале 00-х, когда все молодые таланты стала неудержимо манить отзвуками чужого успеха московская сцена. К такому выводу приходят создатели музыкальной выставки в Центре современного искусства «Артэтаж» (Океанский пр-т, 9), но открывшаяся здесь экспозиция – это не реквием, а гимн Тихоокеанской столице рока. В трёх залах собраны настоящие «артефакты» эпохи: культовые афиши, редкие постеры, самиздат, оригинальные музыкальные инструменты и виниловые пластинки, прочувствовать их историю помогают хлёсткие тексты и музыка, раздающиеся из колонок.

Я рок-н-ролл очень люблю,
И мало ем, и мало сплю.
Я знаю, что обязан, должен
Играть любимый рок-н-ролл.

«Туманный стон» – альбом ZORRO (1999 год)

Начало легенды

Для непосвящённых «Влад-рок» ограничивается творчеством «Мумий Тролля» и, вероятно, «Ивана Панфилова», но это заблуждение быстро развеивается в ходе осмотра выставки. Своё звучание и слова экспозиции, которая готовилась полгода, предоставили около 40 коллективов и исполнителей: Александр «Дёма» Дёмин, «Туманный стон», «121 этаж», «Совет ветеранов санэпидемстанции», «Чёрный маршал», «Спасский самогон» и многие другие. А в зале, посвящённом 70-м годам, часть из них можно увидеть почти вживую – сохранившиеся записи с официальных концертов и полулегальных выступлений транслируются проектором на экран.

Стены здесь украшают плакаты и постеры, концертов, а также виниловые пластинки – всё это оригиналы (то есть винил, записанный с оригинальной мастер-ленты), ценные объекты личных коллекций участников клуба филофонистов «Меломан». Отдельное место занимает портрет Александра Городнего, но не как основателя и бывшего руководителя «Артэтажа», а как человека, который в те годы всеми силами пытался привезти во Владивосток частички мирового рок-н-ролла. Именно так портовый город (в то время ещё и закрытый) знакомился с новой для себя музыкой: драгоценные записи нелегально доставляли из-за рубежа, отдавали из рук в руки буквально на два часа – чтобы сделать копию.

«Здесь представлено три разных периода владивостокского рока: 70-е годы, 80-е и 90-е. Здесь представлен рок примерно до 2002 года. То, что было потом, – это совершенно другая история. Она будет рассказана другими людьми», – обозначает временные рамки экспозиции Сергей Соловьёв, директор Центра современного искусства «Артэтаж».

Первую экскурсию он как один из авторов проекта провёл для посетителей в рамках «Ночи искусств» – они будут повторяться в дальнейшем по воскресеньям. Отметим, что сама выставка открыта в ЦСИ до 1 декабря.

Творческая самостоятельность

Характер времени наложил отпечаток на творцов истории владивостокского рока. В то время многое делалось «из-под полы» или своими руками – например, на стене одного из залов можно найти самодельную гитару. Гриф – это Fender, а корпус – «советский ДСП». Такие инструменты были с характером, но и называли их «настоящими».

Рядом за стеклом – музыкальный самиздат. Журнал «ДВР» начали публиковать в 1987-м, а «Штучку» в 1988-м. Напечатанные на машинке страницы, вклеенные между ними «Моментом» фото и иллюстрации от руки. Тираж минимальный – 6-7 экземпляров от самих авторов. Но потом эти журналы перепечатывали вручную читатели – без копировальных машин. Как отмечают современники, таким вниманием со стороны публики не может похвастаться ни один выпуск Vogue.

Рок тогда был разным, и это не претило его поклонникам. В зарождении и развитии такой музыки во Владивостоке в равной степени участвовали и те, кого сейчас можно было бы назвать «неформалами», и молодые учёные ДВНЦ.

«Никаких объединяющих стилевых особенностей, хоть как-либо характеризовавших бы «Влад-рок», даже в то золотое время не сложилось», – кратко резюмируют музыкальные вкусы эпохи представители редакции «ДВР», говоря о второй половине 80-х.

Клубная история

Как ни удивительно это современникам, но толчком для формирования владивостокских рок-клубов стало решение Пленума ЦК КПСС о необходимости упорядочить деятельности различных музыкальных образований. Коммунистическая партия таким образом решила усилить борьбу с «буржуазной идеологией» и запретить всё из ряда вон звучащее, а по факту были созданы организации, которые как морские устрицы вбирали в себя всё новаторское и в итоге формировали жемчужины местных талантов.

Владивосток в этом отношении припозднился – уже были созданы рок-клубы в Ленинграде, Москве, Свердловске, Новосибирске. Первое такое объединение в Приморье стало неофициальным – его основал Игорь «Дэйв» Давыдов в конце 1983-го – начале 1984-го. Любители более тяжёлой музыки позже сформировали клуб «Аралия» – в апреле 1986 года, – но просуществовал он меньше года. А золотая пора владивостокского рока отсчитывается с появления первой официальной организации, зарегистрированной по всем правилам комсомола. Этот клуб просуществовал с 12 октября 1986 и до 1990 года.

Официальное в данном контексте не означало полностью разрешённое – пока партийное руководство пыталось навести порядок, музыканты хотели играть рок. По причине таких «идеологических» противостояний первый официальный клуб города потерял свою постоянную площадку во Дворце культуры моряков (ДКМ, ныне – «Концерт Холл»). Когда во Владивосток уже начали подтягиваться приезжие артисты (во многом благодаря первопроходческой работе Игоря «Дэйва» Давыдова), казус случился на концерте «Алисы»: пока на сцене выступал босой Константин Кинчев, публика в экстазе сломала первые два ряда новых сидений, которые ДКМ закупил в японской компании Nissan.

Собственно, после этого началось владивостокское рок-н-ролл-паломничество. С одной стороны, в нашем городе хотели выступать группы со всей страны, а с другой – делать это было негде. Площадки менялись одна за другой как порванные струны: поначалу современный Матросский клуб принимал «ДДТ» и «Зоопарк», потом концерты отыгрывали в Доме культуры молодёжи на Второй Речке, а если забегать в 90-е годы, то можно вспомнить «рок-четверги» в снесённом корпусе ДВПИ на «Фуникулёре» или столовую «Водолей» на заводе «Радиоприбор». Были и фестивали, но это явление периодическое, а играть рок хотелось всегда.

Удачные 90-е и безлюдная современность

90-м годам на выставке рока посвящён самый большой зал. Здесь, конечно же, привлекает взгляд оригинальный винил «Мумий Тролля». Но первое издание владивостокского коллектива принадлежит не столь широко известным музыкантам – свою пластинку «Покойный мень» выпустил Николай «Ник Рок-н-Ролл» Кунцевич и его группа «Коба». Здесь стоит барабан настоятеля Свято-Серафимовского мужского монастыря игумена Климента – в миру Сергея Кривоносова, вокалиста и гитариста группы «Овод». За стеклом – кружка клуба BSB и его же книга почёта с автографами исполнителей.

На это десятилетие приходится интересный период для любителей музыки, так как 21 июня 1995 года включилось в эфир радио New Wave и начало вещать рок: классический, современный и владивостокский, чего раньше никто не делал. Приблизительно в то же время начала выходить газета NEO, которая писала про рок-н-ролл. А 7 февраля 1996 года открывается уже упомянутый легендарный клуб BSB. Как говорит автор выставки, тогда треугольник и сложился: сначала рок слушали по радио, потом читали об исполнителях, а затем приходили на их концерты в клуб.

«Это продлилось недолго – максимум до конца 2001 и начала 2002 года. Потом всё, рок умер во Владивостоке. Поднявшись на очень большую высоту, став профессиональным, но умер. Убили учредителя телерадиокомпании и сети кинотеатров New Wave – с радио все разбежались. Газета закрылась уже давно. А в клубе BSB исчезла былая атмосфера. После проведения массы фестивалей многие группы посчитали себя звёздами и уехали покорять столицу. В целом в 00-е годы поменялось всë: стало больше музыкальных источников, развивался интернет, люди перестали ходить на концерты и в клубы, а те, кто ходил, обзавелись семьями, детьми, и их интересы в жизни поменялись. Пришло новое поколение молодёжи, но и они уже были совершенно другие», – говорит Сергей Соловьёв, директор Центра современного искусства «Артэтаж».

Тем не менее жила, живёт и будет жить в людях любовь к хорошей музыке. В рамках проекта «Рок во Владивостоке» организована не только выставка, но и концерты, творческие встречи. А 3 ноября, в «Ночь искусств», здесь продавали пластинки, менялись ими и даже раздавали бесплатно.

«Раздавали очень много советских пластинок, чуть-чуть и зарубежных. Да, они не в идеальном состоянии. Но это то, что можно с удовольствием отдать людям. Это пластинки как для проигрывателя винила, так и шеллаковые пластинки (из застывшей органической смолы. – Прим. ред.), со скоростью 78 оборотов в минуту, – они проигрываются на патефонах. То есть условно до 1955 года – в 20-30-е годы был бум выпуска шеллаковых пластинок. Да-да, это тот самый материал, которым женщины сейчас покрывают свои ногти», – рассказал Владислав Воробьёв, представитель клуба филофонистов «Меломан».

На выставке, посвящённой року, музыкальные вкусы гостей не ограничивали. Помимо арт-рока, поп-рока, джаз-рока, фолк-рока, металла, гостям предлагали диско, поп-музыку и всевозможные другие жанры. Рядом с Judas Priest можно было увидеть альбом Майкла Джексона, и это нормально, считают организаторы мероприятия. В конце концов, владивостокский рок – он для каждого свой.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта