Новости Владивосток

Дела давно минувших дней: чему учатся и как работают экскурсоводы во Владивостоке (ФОТО)

В музее-заповеднике истории Дальнего Востока «сел за парты» 10-й набор школы экскурсоводов. Сюда приходят люди, которым предстоит объяснять современном человеку, что не с него всё начиналось. С их помощью история обретёт голос, цвет и запах. Ну а пока – лекции, практика, мастерские кураторов. И создание своей первой авторской экскурсии. Журналисты Новости VL.ru узнали, как это происходит на практике и что сейчас делает одна из выпускниц первого набора школы, который состоялся 9 лет назад.

На обзорную экскурсию по музею, которая у Дины Спириной начинается в полдень, никто не пришёл. Она провела её только для журналиста. Такое бывает, но даже для одного человека экскурсовод всё равно работает. И начинает путешествие по залам – Бохай и чжурчжэни, первопроходцы, оружие, документы. Чужие вещи, чужие жизни, чужие судьбы, ставшие частью истории Приморья. И живой связью с днём сегодняшним. Такое ощущение, что ты прикасаешься к тайне. Хотя всё давно раскрыто – но для тебя всё пока в будущем. Ты делаешь открытия вместе с экскурсоводом.

Музей Арсеньева

Это сейчас Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени Арсеньева – федеральный. А изначально его создали горожане для самих горожан. В конце XIX века во Владивостоке – молодом, дерзком и весёлом, было много кабаков, но не было музеев. Один штурман сделал призыв в прессе: господа, давайте построим. Собрали деньги, коллекции – и открылись в 1884 году. А для посетителей его открыли в 1890-м, и это был музей общества изучения Амурского края.

Местом базирования сначала было здание на улице Петра Великого. Но оно быстро стало тесным, и город передал музею дом на Светланской. Год его постройки 1902-1904, и сейчас это памятник архитектуры. Здание строилось как доходный дом – конторы, банки, на третьем этаже роскошные апартаменты. А на первом – отделение Сибирского банка. Банковский сейф стоит здесь и сейчас. Он очень тяжёлый, невозможно сдвинуть.

Ну а сегодня музей – это, кроме основного корпуса, ещё и музей города на Петра Великого, дом Суханова, дом Арсеньева, Владивостокская крепость. И филиалы в Приморье – Лесозаводск, Дальнереченск, Чугуевка, Партизанск, Арсеньев. Масса сотрудников и масса экскурсоводов. Многие из них пришли работать, окончив школу экскурсоводов. Она платная, учиться в ней может любой. Музей организовал такие занятия в 2015 году.

Школа экскурсоводов

Сегодня здесь говорят, что это было попаданием в десятку. Школу открыли не только и не столько для решения собственного кадрового вопроса. Организаторы вовремя уловили, почувствовали, разглядели растущий интерес к краеведению и общественный запрос на профессиональную подачу информации.

Новый набор в школе экскурсоводов начал заниматься в феврале. Учёба длится четыре месяца. Здесь считают, что лучше немного растянуть и сделать занятия ёмкими, объёмными, чем гнать и встречаться чуть ли не каждый день. Ну и, кроме теории, ученики займутся практикой. Нужна умелая, в чём-то артистическая подача. Как такому научиться? Ты должен быть интересен. Можно хорошо знать текст, понимать структуру материала, но как рассказывать и подавать – уже другой вопрос. Экскурсовод – как актёр в моноспектакле. Насколько он будет затянутым и удастся ли финал, зависит только от него.

После встречи-знакомства в рамках школы потенциальным экскурсоводам всегда предлагают ещё раз подумать. Люди подумали и пришли – первая лекция для текущего 10-го набора проходила в кабинете чиновника XIX века, и здесь было трудно найти свободный стул. К учёбе в итоге приступили 60 человек. А вообще школа выпустила 389 экскурсоводов. Это люди разного возраста, от 18 до 60 лет. Причём, хотя профессию принято считать женской, здесь есть и мужчины.

Преподают в школе не только сотрудники музея, но и специалисты Туристско-информационного центра, проектной студии Concrete Jungle, нацпарка «Земля леопарда», Приморского океанариума, Ботанический сада, городских библиотек, Приморской картинной галереи, Тихоокеанского медицинского университета.

Выпускники

Дина Спирина тоже училась в школе – это был самый первый набор, в 2015 году. И сейчас она всё ещё не может объяснить, что зацепило в объявлении, которое мельком прочла на FarPost.ru. Она географ, успела поработать в школе, а тогда сидела дома с детьми. Перед собеседованием переживала, что ничего не знает о Владивостоке – нашла книги, давай читать. Окончив школу, через некоторое время надумала пойти в музей – так поступили несколько человек из её выпуска:

«Пришла, мне говорят – готовьте экскурсию. Сдадите – будете работать. А мы на первой школе экскурсию целиком не сдавали – шли по маршруту и как на сцене вели её по ролям. У каждого свой отрезок. Да ещё мне в музее для подготовки дали массу материалов и текстов… Я увидела объём – как это вообще можно осилить? Наверное, испугалась, засомневалась – и ушла. Прошло, наверное, полгода – тут новый набор в школу. И я опять иду, второй раз. Преподаватели меня уже знают, такая хорошая атмосфера. Кстати, и на первой школе, и на второй занятия вёл директор, Виктор Алексеевич Шалай».

На второй школе было по-другому – каждый готовил свою экскурсию. Дина выстроила маршрут по Светланской. И ей предложили работу. Но в штат она не пошла, была приходящим сотрудником, со своей экскурсией. Поработала лето, сентябрь, октябрь – тут «уличный» сезон заканчивался:

«А я параллельно готовила обзорную экскурсию по музею. Вот сейчас экскурсовод, приходя в музей, осваивает материал и, уже будучи в штате, готовит экскурсию. У нас было иначе – нужно сдать экскурсию. Так что в первый свой рабочий день я её уже вела».

Дина рассказывает, что в детстве, школьницей, ходила в музей на Петра Великого. А вот о центральном ничего не знала. Сто раз проходила мимо этого здания и не догадывалась, что в нём, пока не поступила в школу экскурсоводов. А потом стала сама приходить – с родителями и детьми. Погружалась во всё это. Говорит, наверное, в первую очередь впечатлило здание, атмосфера.

Спустя три года Дина Спирина надумала уходить – на тот момент просто не осталось сил: «Подготовка к новой экскурсии – очень непростое время. И сейчас я испытываю эти чувства – мы открываем выставку (разговор проходил накануне открытия выставки «Древний Египет. Искусство бессмертия»). Кажется, в голове уже нет места для новой информации. Но теперь я уже знаю, что дальше будет: наступит момент, и всё, что читала, сложится и выстроится. А тогда у меня была выставка сокровищ Кремля… Столько новой информации — я читаю, читаю, а в голове ничего нет. Рассказать не могу».

Дине предложили не спешить – взять четырёхмесячный отпуск за свой счёт, а там видно будет. Но уже тогда она знала, что вернётся. Хотя и теперь подготовка к новой экскурсии остаётся испытанием – как всё получится?

Сегодня Дина водит людей по залу, держа в руках тетрадь с записями. Выставок было много, и сначала фиксировала всё нужное – это кроме работы на компьютере. Сейчас уже есть какой-то отсев информации. Но, готовясь к новой к экскурсии, всё равно что-то пишет. Говорит, очень полезно. Когда приезжала выставка из Кремля «Покорители морей и дары океанов», в одном из залов экспонировалась шпага Витуса Беринга. На самом деле, этот экспонат из фондов музея имени Арсеньева – просто хорошо подходил по теме.

«Ну и что? Я открываю записи – пару лет назад у нас была выставка Беринга, и обновляю информацию. Всё связано, так или иначе. Была выставка про охоту коренных жителей, я взяла оттуда информацию, добавила к нам, в этнографию. Была выставка про старообрядцев – добавила из неё новое в наш зал про переселенцев».

Смотрите, кто пришёл

Дина говорит, что ей важно понимать, кто пришёл – «считывать» публику. Ведь экскурсию можно строить по-разному:

«У нас была выставка Муравьёва-Амурского. Целых четыре зала, там пройдёшь и можешь ничего не понять. А этого человека можно представить и как чиновника, и показать его личную историю. Там столько пластов. Смотришь, кто тебя слушает. Если женщины и девушки – можно рассказать историю любви. А если дети – больше раскрываешь его с другой стороны. Это вовсе не значит, что экскурсовод должен навязывать своё мнение. Ты чувствуешь, должен чувствовать, что человеку интересно.

Да, мы работаем с людьми. Но ведь и мы люди. Вот недавно на обзорную экскурсию пришли только двое. Когда один-два человека – они смотрят на меня. А с группой мне работать комфортнее – они в основном смотрят на экспонаты. Я больше люблю рассеянное внимание. Так что к посетителям я спускалась без особого подъёма. Думала, быстренько отведу, и всё. И вообще, нужно к Египту готовиться (к выставке).

А это была пожилая пара, и они так со мной поздоровались, и пошла эта волна… Ну разве я могу на тяп-ляп провести? Нет, конечно. А им всё интересно, и мне хочется рассказать побольше. И так происходит каждый раз. Обмен энергией. В процессе ты не чувствуешь усталости. Хотя это солидная физическая нагрузка. Экскурсий бывает несколько. Ты непрерывно говоришь и, когда всё заканчивается, не можешь сесть и расслабить спину. Тогда ощущаешь – да, устал. Но такое тёплое чувство…

Недавно причитала книгу по музееведению, уж не помню, какого она года – кажется, 80-е. По её версии, главная задача музея и экскурсовода – научить видеть. И это так, ведь многие смотрят, но не видят. А на экскурсии я постоянно слышу: «Ну надо же… А мы и не знали!»

Как рождается экскурсия?

«Как происходит подготовка? Вот приезжает, как сейчас, выставка – Египет. Есть список экспонатов, план их расположения. И на один листочек справка: что, откуда, какие разделы. Список литературы, часто дают отсканированные книги… И ты формируешь экскурсию, выстраиваешь её. Составляешь текст, десять раз его переделываешь, а потом ещё, в одиннадцатый. Я вот сейчас в Египет зашла, хотела начинать экскурсию с одного места, но поняла – нужно с другого. И я планировала рассказывать про мумификацию возле саркофага, а теперь думаю – нужно вести этот разговор рядом с сосудом. Я себе выбираю несколько экспонатов – ищу про них дополнительную информацию, вставляю это в экскурсию.

Я обожают момент, когда ты провёл первую экскурсию по новой выставке, и всё получилось. Думаешь, ты сейчас отдохнёшь. Приходишь домой, и с удивлением себя ловишь: а что, не надо ничего обязательного почитать? И можно ничего не делать? Работа экскурсовода – это не только «пришла и рассказала». Каждую свободную минуту что-то читаешь, пишешь… Отработал и пошёл – так не получится.

А ещё я стала составлять аудиогиды. Было Беловодье, Кремль, сейчас будет Египет. Я полностью готовлю текст».

Любимые маршруты и сложные вопросы

Кроме музейных, есть ещё автобусные и пешеходные экскурсии. Дина водила новогодние, автобусные. С прошлого года стала водить пешеходную Миллионку – на неё очень большой запрос.

«Но я люблю ходить по музею. Ну, если это Миллионка – ладно, мы всё-таки от него отходим… Тем более что людей в музей приходит много. Это сейчас зима, и время межвыставочное. Но если несколько лет назад по расписанию было три экскурсии в день, то сейчас в день могут работать три экскурсовода, и у каждого будет по три экскурсии», – рассказывает Спирина.

Её любимые темы на сегодня – Миллионка и предприниматели Дальнего Востока.

«А вопросы, которые ставят в тупик, обычно дают толчок для личных открытий. Если чего-то не знаю и группа небольшая, выбираю время, звоню кому-то, спрашиваю, уточняю. И даю ответ. Человек не может знать всё на свете. И я много узнаю от своих экскурсантов. Такое сплошь и рядом: «А вы знаете, вот мы там были…»

Но бывают вопросы просто странные. Например: а сколько миллилитров эта чарка? Но она очень старая, тогда не меряли жидкость миллилитрами… И современники тоже не стали мерять – что это даёт? У нас среди экспонатов из Кремля было много посуды. Я была озадачена… Или – какой пробы это золото? А такой информации нигде нет… Просто золото, серебро, золочение…

Была у меня на экскурсии группа учеников колледжа. Рассказываю о яйце Фаберже «Память Азова». Там внутри фрегат, точная копия настоящего, тончайшая работа. И молодой человек спрашивает о масштабе корабля. А таких сведений нет. И невозможно представить, что создатели ювелирного шедевра об этом думали… Он был страшно разочарован».

Важные оценки и задача экскурсовода

«Был очень плохой отзыв обо мне, когда только начинала. Это сейчас уже ничто не выбьет из седла, а тогда… Пришли мужчина и женщина. У нас в то время не было рамок по хронометражу – ходишь, насколько тебя хватит. Посетитель обрывал меня на полуслове, выходил из зала, когда я что-то рассказываю. И я шла за ним… Это длилось часа три, он меня буквально выжал. Женщина постоянно пыталась его урезонить. А потом он оставил отзыв: экскурсовод не знает ничего, не понимаю, что эта девушка делает в музее. Это было ударом, я вернулась в кабинет просто опустошённой. Человек, прочитав это, решит, что я за три часа ничего не рассказала. Но он не видел, как это было. Отзыв был абсолютно несправедлив. Этот мужчина был как мой папа. Конечно, отзывы должны быть… Корректными, взвешенными и аргументированными.

Однако после этой истории прошло много времени. У нас в последнюю Ночь музеев одну из экскурсий должен был вести директор. А он только вернулся с уличный экскурсии, вел её в ливень, весь вымок и не мог выйти к посетителям. Пришло 60-70 человек, меня попросили провести. И я выхожу… Вы бы видели эти взгляды… Это было то ещё испытание. Но экскурсия прошла хорошо.

Сейчас, если я где-то бываю, экскурсии не беру. Наверное, мне всё будет не так и не то… Лучше сама всё изучу.

И, наверное, я поприсутствую на лекциях школы экскурсоводов… Обновлю свою информацию, темы, которые веду. Меня в этом году назначили куратором школы. Я до сих пор не знаю, чему научу людей. Мне сказали: просто поделишься опытом… Вот есть теория ведения экскурсии, а я не могу понять, как это. Я просто её веду. Даже слушая кураторские экскурсии, в итоге делаю так, как это вижу. Это не значит, что я буду нести придуманную ерунду. Ни в коем случае. Но это может быть не по теоретическим канонам.

Я в тетрадь записала выдержку из той книги по музееведению: «Задача экскурсовода – дать почувствовать каждому, что, перешагнув порог музея, он попал в особый мир. Естественно, что экскурсовод должен сам понимать и чувствовать музей и иметь глубокую убеждённость, что это особенное место».

Вот это, наверное, и есть тот особый мир, который тебя охватывает. Хотя я абсолютно обычный человек. Как говорят, среднестатистический».


 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта