Новости Владивосток

Промежуточные итоги мусорной реформы в Приморье: строительный мусор в оврагах и пакеты в частном секторе

В четверг, 15 декабря, депутаты Думы Владивостока вместе с регоператором и администрацией города подвели промежуточные итоги мусорной реформы в Приморье, со старта которой в Приморье прошло уже почти три года. Если сроки вывоза с территории многоквартирных домов в целом удалось нормализовать, то в частном секторе в пригороде ситуация гораздо хуже. С одной стороны, не хватает мусорных площадок. В то же время жители зачастую сами не хотят их устанавливать возле своих частных домов - многие предпочитают по старинке оставлять пакеты на улице. Отходы потом либо вывозят самостоятельно, либо платят частникам. Есть проблемы и с мусором, который подбрасывают предприниматели. Ещё одна больная точка – строительный мусор, девелоперы вывозом подобного рода отходов на полигон часто пренебрегают.

Сначала о хорошем

По словам генерального директора КГУП «Приморский экологический оператор» Владимира Латышева, к настоящему моменту на большей части города (многоквартирные дома) удалось добиться нормального и своевременного вывоза. Как минимум трёхлетние контракты заключены по всем районам с 9 специализированными компаниями, у которых достаточно и техники, и сотрудников.

Также удалось наладить диалог между основными ответственными по поводу оперативного вывоза мусора – это региональный оператор, перевозчики, УК, управление туризма (занимаются утилизацией шин, например), управление содержания жилого фонда, АТУ районов.

Ещё один положительный момент, по мнению регоператора, но в будущем – строительство нового полигона в Надеждинском районе, который будет отвечать всем экологическим требованиям. Там будут свои очистные, системы захоронения и вторичной переработки. Для последней рядом построят технопарк. По плану сдать объект планируется в 2025 году, но Владимир Латышев считает, что это произойдёт чуть позже, в 2026-м.

Есть хорошие новости и по поводу единственного (на сегодняшний день) полигона для Владивостока на Холмистой, 1. Там тоже есть очистные сооружения, но ввели их в эксплуатацию с недоделками. Правительство края сейчас направляет деньги на то, чтобы это исправить. «Сейчас разрабатывается проект по реконструкции полигона, будет модернизирован завод, и сделают площадку по переработке органических отходов – благодаря компостированию мы будем получать грунты и удобрение», – отметил Владимир Латышев.

Пакетированный сбор мусора есть, а тарифа – нет

Одна из главных проблем в сфере ТБО, по мнению регоператора, – слабая обеспеченность мусорными площадками в пригороде. Причин много. Главная в том, что люди, даже при наличии площадки поблизости, предпочитают, как и раньше, оставлять мусор возле дома в пакетах. Ранее, до старта реформы, мусор вывозился частными перевозчиками.

«Жители сами заключали договоры, но услуга стоила не около 80 рублей (норматив на человека сейчас), а 1000 на дом. Сейчас пакетированный сбор не включён в тариф регоператора, в отношении этого вопроса есть противоречия в законодательстве. Радует, что сейчас они на федеральном уровне решаются. Этот вопрос вынесен на заседание профильного комитета Госдумы РФ в октябре. Мы ждём решения. Это будет или отдельный вид сбора и на него будут тарифы, или что-то ещё. Но как будет компенсироваться подобный вид сбора, пока непонятно. Скорее всего за счёт средств бюджета различных уровней», – объясняет Владимир Латышев.

В качестве меры, которая может помочь с вывозом из частного сектора, представитель регоператора называет увеличение количества оборудованных мусорных площадок и субсидирование вывоза.

«Принятие ФЗ на тему пакетированного мусора займёт от года до трёх, а мусор надо вывозить уже сегодня, – подчёркивает Владимир Латышев. – Мы получаем высокое количество жалоб, социальную напряжённость. При этом установки новых площадок недостаточно. Администрация города их ставит, но они быстро превращаются в мини-свалки, потому что их всё равно недостаточно. Почему бы не подумать и разработать Положение о субсидировании организаций, которые бы занялись вывозом пакетированного мусора. Это могут быть краевые деньги, но мне видится, что это может делать местный бюджет. Подобным вывозом заниматься может не обязательно регоператор, но и подрядчики или, например, городское предприятие СГТ. Это наиболее реальное решение проблемы на ближайшее время. Если мы хотим чистый город, за это надо платить деньги. За 80 рублей никто к каждому частному домой не поедет».

В ответ начальник управления содержания жилищного фонда администрации Владивостока Григорий Пейхвассер отметил, что площадки мэрия в частном секторе ставит – работа эта идёт небыстро, потому что найти свободный участок сложно. А вот субсидировать пакетированный вывоз мэрия категорически против.

«Город ставил площадки на Шевченко, Сахарном Ключе. Не могу сказать что их достаточно для таких больших микрорайонов. Ну тут нужно понимать, что застройка этого частного сектора изначально не подразумевала, что там когда-либо появятся площадки. Если мы находим закуток, который с точки зрения кадастра не разграничен и ещё и соответствует СанПиНу – это счастье. Но потом в ряде случаев мы получаем реакцию местных жителей, которые категорически против установки площадки. Субсидировать вывоз муниципалитет не может и не будет, потому что вывоз изначально и забирали у города на уровень субъекта, чтобы у нас перевозчики определялись конкурсами по районам».

В ответ Владимир Латышев подчеркнул, что установку площадок для ТБО нужно ставить во главу угла. «Это чётко определено 89-м ФЗ. И мы в этом законе сейчас живём. А что будет с бестарным вывозом, сейчас ещё не определено. При этом нам эту проблему нужно решить уже сейчас. Где-то мы уговариваем перевозчиков вывозить пакетированный мусор. И город вывозит — на Шевченко, например. Работа идёт, но не совсем легитимно. Но почему тогда не возвести её в закон? Нужны деньги и Положение, как и кому эти деньги давать».

Как отметил депутат Антон Савенко, установка площадок в частном секторе действительно не панацея. Нужно какое-то кардинальное решение по пакетированному вывозу.

«Мои родители живут в пригороде на Угловом. Рядом есть площадка — нашли участок, организовали. Но даже местные предпочитают ей не пользоваться – выставляют пакеты. Потом в течение недели то, что не разнесло ветром и не растаскали собаки, сами собирают и увозят. Даже появился умелец по вывозу на своём небольшом грузовичке. Куда везёт – неизвестно. Поэтому бестарный вывоз и его организация – пожалуй, единственное верное решение проблемы».

Бизнес подкинул мусора

Как отмечает Григорий Пейхвассер, проблему вывоза в частном секторе зачастую ещё и усугубляют организации, которые подкидывают мусор на муниципальные площадки в пригороде. При этом сейчас действует мораторий на штрафы для таких юридических лиц.

«При заключении договора ПЭО зачастую предлагает использовать ближайшие свободные площадки, в т. ч. муниципальные, мы абсолютно на такое не рассчитываем. Для нас такая ситуация выглядит странно, это муниципальные площадки исключительно для частного сектора. Пусть себе места хранения отходов сами организуют».

Проблемы с фирмами подтвердил и Владимир Латышев.

«Вывоз мусора у юрлица может быть по нормативу или по факту. При этом законодатель дал возможность фирмам решать это самим. Мы сейчас договариваемся о том, чтобы было согласование с управляющими компаниями, на какую площадку должен мусор выноситься. Но позиция у таких договорённостей шатка с правовой точки зрения. К тому же сейчас же ещё действует мораторий [на штрафы для фирм]. Однако работа всё равно продолжается, за последнее время ещё 3000 фирм заключили с регоператором договоры. Однако сейчас компании фактически пользуются лазейками в законе – платят по нормативу, даже если производят гораздо больше мусора, при этом собственные площадки не оборудуют».

Куда девается строительный мусор

По мнению регионального оператора, не весь мусор добирается до полигона. И проблема это довольно серьёзная. Чтобы её решить, Владимир Латышев предлагает поработать на муниципальном уровне – сделать так, чтобы для ввода дома в эксплуатацию нужна была справка о том, что полигон весь строительный мусор принял.

«Мы на полигоне перерабатываем строительный мусор. Используем его для подсыпки полигона, отбираем фракции для вторичного использования. Но объёмов такого мусора не так много, – сетует Владимир Латышев. – Мы понимаем, что часть такого мусора строители хоронят на объекте строительства там же, а где-то в ближайшие овраги засыпают. Однако, например, в Новосибирске не так – там дом не сдадут, если не будет справки о том, что строительный мусор был сдан на полигон».

Заместитель начальника правового управления администрации Владивостока Анжелика Бакулина в свою очередь отметила, что сейчас для застройщиков, наоборот, упрощают все процедуры и снижают сроки выдачи документации. «Сейчас в стране унифицируют административные регламенты. Наши городские разработаны на основе типовых, утверждённых краем и федеральным центром. Введение подобной меры могут счесть бюрократизацией процесса. Также это не соответствует Градостроительному кодексу. В этой части город не может дополнительно что-то регулировать».

В ответ регоператор заметил, что у Новосибирска же получилось – значит, всё-таки приняли МПА на муниципальном или закон на краевом уровне.

Начальник правового отдела Думы Владивостока Никита Ярулин отметил, что его специалисты проанализировали практику – она небольшая, всего несколько примеров, но она есть. Подобные схемы действуют в Москве, на Сахалине и в отдельных городах.

«В законе об отходах нигде не указано, кто должен заниматься именно строительными отходами. Это т. н. иные виды отходов. Это и не муниципалитет, и не край. Вопрос с правовой точки зрения подвисший. Сейчас получается, что вывоз строительного мусора регулируется документацией на строительство и реконструкцию. Там предусмотрены на это статьи расходов, но мы же все понимаем, что это больше декларируется, а по факту всё немножко по-другому», – отметил Никита Ярулин.

***

В конце заседания председатель профильного комитета Думы Владивостока Николай Голояд попросил представить рабочий план по возможным местам установки контейнерных площадок и схемам по пакетированному (бестарному) вывозу в пригороде, а также проработать механизм по работе с компаниями. «Многие не против платить за удобный и своевременный вывоз, но нужны понятные правила и цены», – отметил Николай Голояд.

В ответ Владимир Латышев и Григорий Пейхвассер уточнили, что этими вопросами уже занимается недавно созданная межведомственная комиссия, заседающая в администрации города.

Максим Барыленко (текст)


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта