Новости Владивосток

Главные по полётам: как работают диспетчеры в международном аэропорту Владивосток

Во вторник, 7 декабря, свой профессиональный праздник – Международный день гражданской авиации – отметили не только пилоты, штурманы и бортпроводники. Это также праздник и для наземного подразделения авиации: авиадиспетчеров, инженеров, сотрудников аэропортов и авиастроительных предприятий. О профессиях авиадиспетчер и инженер ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и связи) мы и расскажем сегодня.

По сравнению с пилотами и бортпроводниками их работа полностью скрыта от взора обычного пассажира. Вместе с тем диспетчер – это главное лицо в любом полёте, даже двигатель командир воздушного судна не имеет права запустить без его разрешения.

Специалисты Владивостокского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» рассказали корреспондентам VL.ru о том, как стать диспетчером, что они видят на своих экранах, какие команды отдают экипажам. А мы, в свою очередь, смогли поснимать самолёты с верхнего этажа вышки КДП (командно-диспетчерский пункт), увидеть главные аппаратные помещения со сложнейшим оборудованием и посмотреть, как готовят диспетчеров-стажёров в тренажёрном зале.

Где работают все авиадиспетчеры

В России, как и в большинстве других стран, услугу по предоставлению аэронавигационного обслуживания (АНО) предоставляет государство. В нашей стране этим занимается Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

У ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 19 филиалов, 16 из которых обслуживают воздушное пространство России в своей зоне ответственности. Владивосток и территория Приморья относятся к филиалу «Аэронавигация Дальнего Востока», а центр этой структуры находится в Хабаровске. В свою очередь на Владивостокский центр обслуживания воздушного движения (ОВД) замыкаются отделения в Находке, Дальнереченске и Кавалерово.

Пусть меня научат

Без профильного образования в диспетчеры не берут. Учёба в университете проходит очно на протяжении от 4 до 5 лет. Главные кузницы кадров – вузы гражданской авиации в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Также профессию диспетчер можно получить в среднем профессиональном учреждении. Обучение в этом случае длится три года; учат в филиалах Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации в Северной столице, в Красноярске и Хабаровске.

Жизнь диспетчера имеет свои особенности. По словам Александра Добровольского, специалиста по управлению безопасностью полёта и качеству Владивостокского центра ОВД, главных требований к таким специалистам два — здоровье и знания.

«Нужно быть морально готовым к тому, что ваша профессиональная деятельность зависит от здоровья в большей степени, чем у других людей, его нужно беречь», – подчёркивает Александр Константинович.

В течение всей трудовой карьеры диспетчер непрерывно учится. Сначала – в колледже или университете. Каждый такой специалист должен понимать принципы аэродинамики, авиационной метеорологии, радиотехнического обеспечения полётов, знать лётно-технические характеристики воздушных судов.

После преддипломной практики и трудоустройства стажёры несколько месяцев готовятся к своему первому допуску к работе. Дважды в год – подготовка к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду, раз в три года – повышение квалификации. При переводе на новое место работы, например, из Хабаровска во Владивосток, все допуски к рабочим местам прежних регионов обнуляются – каждый аэродром уникален, по правилам, нужно время на изучение его специфики.

Раз в три года тем, кто работает с международными рейсами, нужно подтверждать знание английского языка.

«У ИКАО, Международной организации гражданской авиации, есть шестиуровневая шкала оценки знаний английского языка. Диспетчеру, чтобы работать, минимально нужно иметь четвёртый, это рабочий уровень. Но английский язык является лишь небольшой частью всех тех знаний, которыми должен обладать авиадиспетчер», – отмечает Александр Добровольский.

Проверить пульс перед работой

Распорядок дня у диспетчеров довольно комфортный. Это логично - специалист, от действий которого зависят жизни людей, чтобы сохранять концентрацию, должен быть всегда хорошо отдохнувшим. Главное правило - на смене работать можно не более двух часов подряд. После этого обязательно 20-минутный перерыв.

Обычно работник заступает в одну смену днём, во вторую – утром, в третью – ночью. Затем два дня отдыха. Перед выходом на работу проверяется температура, давление и пульс, при малейшем подозрении врач может провести дополнительные тесты. После медицинского контроля смена проходит инструктаж, который проводит руководитель полётов – диспетчеры изучают план полёта, проверяют состояние оборудования, знакомятся с новыми документами. После смены – разбор полётов, иногда – занятия на тренажёре.

Инженеры на страже неба

То, насколько эффективно работает аэродром, одинаково зависит как от диспетчеров, так и от их коллег-инженеров и техников. В их ведении все линии связи – телефонные каналы, радиостанции, локаторы в пяти городах и посёлках Приморья, подсветка аэродрома, навигационное оборудование для пилотов самолётов.

Отдельные серверы обслуживают системы объективного контроля – терабайты видео- и аудиоинформации переговоров диспетчеров с экипажем самолётов, переговоров внутри диспетчерского центра и записи телефонных разговоров из внешнего мира.

«На КДП у нас своя отдельная аппаратная, её основное предназначение – обслуживание программного комплекса «Синтез-А2», на котором работают диспетчеры на втором и восьмом этажах, – отмечает старший инженер по радионавигации, радиолокации и связи КДП Александр Ханский. – Это не только системы коммутации и управления подсветкой аэродрома или серверы для хранения информации, но и, например, многопозиционная система наблюдения. Благодаря ей диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолёты на взлётном поле, но и более мелкие объекты – машины и даже людей. Ещё одно важное устройство – система «Метроном», которая очень точно синхронизирует все компьютеры под одно время».

Высоко сижу, далеко гляжу

Мы в здании КДП на восьмом этаже. Перед началом смены руководитель полётов (РП) Юрий Кириченко распределяет диспетчеров по рабочим местам, он же полностью координирует всю смену.

«Диспетчером работаю скоро уже 27 лет, – уточняет Юрий Кириченко. – Для большинства романтика неба может быть только в работе пилота, а мы всегда были в тени. Сейчас ситуация немного меняется из-за интернета и СМИ, интерес к нам растёт. Работа у нас сложная, но очень интересная. Я руководитель полётов — тот, кто имеет допуски на все рабочие места, может в случае необходимости подменить любого диспетчера, имеет под рукой все каналы связи».

Как объясняет Юрий Кириченко, на КДП у диспетчеров пять основных рабочих мест, расположены они на двух этажах.

Весь полёт самолёта делится на этапы, за каждый отвечает свой специалист на земле. Для наглядности — при полёте из Владивостока в Москву воздушное судно ведут по маршруту около 30 диспетчеров. При этом каждый на своём участке может одновременно быть на связи с несколькими самолётами. Норматив – 12 одновременно и 28 в час. Если нагрузка на специалиста возрастает, то количество диспетчеров увеличивают.

На самом верху вышки в помещении с огромными панорамными окнами сидят трое. Руководитель полётов находится в центре зала.

Первый, кого слышит пилот в наушниках, – диспетчер руления. Именно этот человек определяет, можно ли вообще завести двигатель самолёта, когда и по какой дорожке маневрировать на земле. Как и коллеги, он имеет доступ к местным погодным сводкам в реальном времени.

Рядом рабочее место диспетчера старта. Его зона ответственности крайне важна – это взлётно-посадочная полоса и небольшой участок неба над ней.

На втором этаже КДП, вдалеке от обзорных панорамных окон, находятся ещё два рабочих места. Диспетчер круга – тот, кто следит за зоной взлёта и посадки, это примерно 60 км в диаметре. Перед заходом на посадку воздушные суда по требованию этого диспетчера иногда вынуждены кружить по одной из нескольких заранее определённых позиций – это может происходить из-за погодных условий или слишком активного воздушного движения.

Диспетчер подхода – тот, кто контролирует полёт самолётов на высоте от 1,8 до 8,7 км, вплоть до выхода на эшелон - определённой высоты, на которой выполняется горизонтальный полёт. Это последнее звено в цепочке диспетчеров Владивостокского центра ОВД. На дальних перегонах и больших высотах около 10 км (например, рейс из Владивостока в Москву) пилотам дают указания диспетчеры районного центра, их рабочее место находится в Хабаровске, там же, где и руководство филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».

Местные линии

За вертолётами, беспилотниками и другой малой авиацией с высотой полёта до 3300 метров следит диспетчер местного диспетчерского пункта. Когда мы вошли в кабинет, у Ольги Перепёлкиной, диспетчера с огромным 37-летним опытом, почти не было времени на разговор.

«Диспетчер местных линий – единственный, кому не обязательно владеть английским языком. Зато здесь всегда наиболее интенсивное движение – одновременно специалист ведёт переговоры с 10-30 воздушными судами», – уточняет заместитель начальника аэродромно-диспетчерского центра ЕС ОрВД Юрий Кулагин.

Ещё сравнительно недавно диспетчер местного диспетчерского пункта обслуживал полёты по старинке – с помощью журналов, знаний воздушных трасс и отличной памяти; локаторов у малой авиации обычно нет, точки в реальном времени, где летит, например, вертолёт, не видно.

С 2014 года используется комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства, который по представленным планам полётов воздушных судов может смоделировать и отобразить на мониторе полёт воздушного судна. Это одновременно и описательная, и прогностическая система. В базе данных есть данные о тактико-технических характеристиках воздушных судов и их средней скорости. Записав, например, определённый тип вертолёта, планируемое время начала и конца маршрута, можно следить за примерным местоположением судна в реальном времени.

«Малая авиация – это визуальные полёты, поэтому в отличие от «большой» авиации основная ответственность здесь – на экипаже. Однако ответственность за своевременную передачу информации о полётах в районе с диспетчера местных линий это не снимает», – уточнил Юрий Кулагин.

Пожары, туман и прочие неприятности

Каждый, кто претендует на то, чтобы получить свой первый допуск на одно из диспетчерских рабочих мест, обязан проходить регулярные тренировки в тренажёрном центре. Не минует чаша сия и уже опытный персонал, потому что тренажёр – единственное место, которое позволяет не забывать о том, что всегда может случиться нештатная ситуация. А диспетчер должен быть к ней готов.

Тренажёрный зал находится в здании КДП. Здесь мы застали трёх ребят. Артур Зиберт и Сергей Солодовников – стажёры, пришедшие во Владивостокский центр ОВД в августе. Георгия Гамсахурдию уже можно считать опытным специалистом – он может работать на трёх из пяти рабочих мест диспетчеров.

«Мониторы в нашем зале полностью имитируют внешний вид, который видят диспетчеры на восьмом этаже вышки, вплоть до ливрей самолётов», – объясняет специалист по тренажёрной подготовке Владимир Яцик. – Я в отдельной комнате пилота-оператора «летаю» за все самолёты, но только по чётким указаниям тренирующихся диспетчеров. Иногда устраиваю нештатные ситуации – отказ двигателя, птицы на взлётной полосе, дождь, туман, пожар. Одна тренировка в среднем длится от часа до двух».

«Каждый диспетчер понимает свою меру ответственности, для этого он и учится постоянно. Став профессионалом, он знает, помнит и может действовать при любой нештатной ситуации», – резюмировал Александр Добровольский.

Максим Барыленко (текст), Антон Балашов (фото)


Часть специалистов работают не в вышке КДП, а в Артёме, в здании бывшей школы на Достоевского, 48 — newsvl.ru В основном все узлы связи здесь заточены на передачу данных о планируемых и идущих полётах в вышестоящий центр в Хабаровск — newsvl.ru Александр Добровольский, специалист по управлению безопасностью полёта и качеству Владивостокского центра ОВД — newsvl.ru Без профильного образования в диспетчеры не берут. Учёба в университете проходит очно на протяжении от 4 до 5 лет — newsvl.ru Главные кузницы кадров – один из вузов гражданской авиации в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске — newsvl.ru У ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 19 филиалов, 16 из которых обслуживают воздушное пространство России в своей зоне ответственности — newsvl.ru Инженерные службы есть как в здании на Достоевского в Артёме, так и на вышке КДП — newsvl.ru То, насколько эффективно работает аэродром, одинаково зависит как от диспетчеров, так и от их коллег-инженеров и техников — newsvl.ru В ведении инженеров все линии связи — newsvl.ru Все системы многократно дублируются — newsvl.ru Рабочее место диспетчеров группы обеспечения планирования воздушного движения — newsvl.ru Перед полётом каждое судно обязано подавать планы полёта, ими как раз и занимаются эти диспетчеры — newsvl.ru Специалисты следят в том числе за фактическим временем вылета, эту информацию они затем отправляют в Хабаровск — newsvl.ru Вместе с Александром Добровольским мы едем к 8-этажной 27-метровой вышке рядом со взлётным полем аэропорта — newsvl.ru Это здание командно-диспетчерского пункта (КДП), именно отсюда и работают большинство диспетчеров — newsvl.ru Посторонним вход запрещён — newsvl.ru 8-этажная вышка находится за взлётной полосой, одно из главных требований при строительстве таких сооружений - визуальный обзор — newsvl.ru Диспетчер руления за работой — newsvl.ru Диспетчер старта на рабочем месте — newsvl.ru Диспетчеры используют в своей работе программный комплекс «Синтез-А2», оборудование отечественное — newsvl.ru Работа авиадиспетчеров очень ответственная — newsvl.ru При серьёзных требованиях к знаниям и здоровью работа диспетчера, что логично, хорошо оплачивается — newsvl.ru Распорядок дня у диспетчеров довольно комфортный — newsvl.ru Специалист, от действий которого зависят жизни людей, чтобы сохранять концентрацию, должен быть всегда хорошо отдохнувшим — newsvl.ru Руководитель полётов (РП) Юрий Кириченко работает диспетчером почти 27 лет — newsvl.ru Диспетчеров мы посетили до первого снега — newsvl.ru Диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолёты на взлётном поле, но и более мелкие объекты — машины и даже людей — newsvl.ru С вышки КДП открывается отличный обзор на взлётную полосу — newsvl.ru В своей работе, чтобы проверить, что точно происходит на аэродроме, диспетчеры часто используют бинокль — newsvl.ru В течение всей трудовой карьеры диспетчер непрерывно учится — newsvl.ru По сравнению с пилотами и бортпроводниками работа диспетчера полностью скрыта от взора обычного пассажира — newsvl.ru Вместе с тем диспетчер – это главное лицо в любом полёте, даже двигатель командир воздушного судна не имеет права запустить без его разрешения — newsvl.ru Весь полёт самолёта делится на этапы, за каждый отвечает свой специалист на земле — newsvl.ru Для наглядности – при полёте из Владивостока в Москву воздушное судно ведут по маршруту около 30 диспетчеров — newsvl.ru Первый, кого слышит пилот в наушниках, – диспетчер руления — newsvl.ru Все переговоры постоянно записываются, это так называемые системы объективного контроля — newsvl.ru Каждый диспетчер на своём участке может одновременно быть на связи с несколькими самолётами — newsvl.ru В наш приезд погода была хорошая, снег тогда ещё не выпал — newsvl.ru На верхнем мониторе – погодные сводки — newsvl.ru Без обзора с вышки работают диспетчер круга и диспетчер подхода — newsvl.ru Иногда, когда полётов немного, оба диспетчерских места может обслуживать один человек — newsvl.ru За вертолётами, беспилотниками и другой малой авиацией с высотой полёта до 3300 метров следит диспетчер местного диспетчерского пункта — newsvl.ru Когда мы вошли в кабинет, у Ольги Перепёлкиной, диспетчера с огромным 37-летним опытом, почти не было времени на разговор — newsvl.ru У местных линий наиболее интенсивное движение – одновременно специалист ведёт переговоры с 10-30 воздушными судами — newsvl.ru Обычно сотрудник берёт одну смену утром, вторую – днём, третью – ночью. Затем два дня отдыха — newsvl.ru На ночной смене нужно обязательно отдохнуть или поспать один час, это время оплачивается, есть для этого и комната отдыха с кроватью — newsvl.ru Чтобы получить свой первый допуск на одно из диспетчерских рабочих мест, нужно проходить регулярные тренировки в тренажёрном центре — newsvl.ru Специалист по тренажёрной подготовке Владимир Яцик — newsvl.ru Инструктор в отдельной комнате пилота-оператора «летает» за все самолёты, но только по чётким указаниям тренирующихся диспетчеров — newsvl.ru Старший инженер аэронавигации радиолокации и связи КДП Александр Ханский — newsvl.ru Здесь происходит обслуживание программного комплекса «Синтез-А2», на котором работают диспетчеры на 2-м и 8-м этажах — newsvl.ru Здесь контролируют не только системы коммутации и управления подсветкой аэродрома или серверы для хранения информации — newsvl.ru Специалисты следят и за многопозиционной системой наблюдения, благодаря которой диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолёты на взлётном поле, но и мелкие объекты  — newsvl.ru Ещё одно важное устройство – система «Метроном», которая очень точно синхронизирует все компьютеры под одно время — newsvl.ru Каждый диспетчер и инженер понимают свою меру ответственности, для этого они и учатся постоянно. Специалисты готовы к любой нештатной ситуации — newsvl.ru
Часть специалистов работают не в вышке КДП, а в Артёме, в здании бывшей школы на Достоевского, 48 — newsvl.ru В основном все узлы связи здесь заточены на передачу данных о планируемых и идущих полётах в вышестоящий центр в Хабаровск — newsvl.ru Александр Добровольский, специалист по управлению безопасностью полёта и качеству Владивостокского центра ОВД — newsvl.ru Без профильного образования в диспетчеры не берут. Учёба в университете проходит очно на протяжении от 4 до 5 лет — newsvl.ru Главные кузницы кадров – один из вузов гражданской авиации в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске — newsvl.ru У ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» 19 филиалов, 16 из которых обслуживают воздушное пространство России в своей зоне ответственности — newsvl.ru Инженерные службы есть как в здании на Достоевского в Артёме, так и на вышке КДП — newsvl.ru То, насколько эффективно работает аэродром, одинаково зависит как от диспетчеров, так и от их коллег-инженеров и техников — newsvl.ru В ведении инженеров все линии связи — newsvl.ru Все системы многократно дублируются — newsvl.ru Рабочее место диспетчеров группы обеспечения планирования воздушного движения — newsvl.ru Перед полётом каждое судно обязано подавать планы полёта, ими как раз и занимаются эти диспетчеры — newsvl.ru Специалисты следят в том числе за фактическим временем вылета, эту информацию они затем отправляют в Хабаровск — newsvl.ru Вместе с Александром Добровольским мы едем к 8-этажной 27-метровой вышке рядом со взлётным полем аэропорта — newsvl.ru Это здание командно-диспетчерского пункта (КДП), именно отсюда и работают большинство диспетчеров — newsvl.ru Посторонним вход запрещён — newsvl.ru 8-этажная вышка находится за взлётной полосой, одно из главных требований при строительстве таких сооружений - визуальный обзор — newsvl.ru Диспетчер руления за работой — newsvl.ru Диспетчер старта на рабочем месте — newsvl.ru Диспетчеры используют в своей работе программный комплекс «Синтез-А2», оборудование отечественное — newsvl.ru Работа авиадиспетчеров очень ответственная — newsvl.ru При серьёзных требованиях к знаниям и здоровью работа диспетчера, что логично, хорошо оплачивается — newsvl.ru Распорядок дня у диспетчеров довольно комфортный — newsvl.ru Специалист, от действий которого зависят жизни людей, чтобы сохранять концентрацию, должен быть всегда хорошо отдохнувшим — newsvl.ru Руководитель полётов (РП) Юрий Кириченко работает диспетчером почти 27 лет — newsvl.ru Диспетчеров мы посетили до первого снега — newsvl.ru Диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолёты на взлётном поле, но и более мелкие объекты — машины и даже людей — newsvl.ru С вышки КДП открывается отличный обзор на взлётную полосу — newsvl.ru В своей работе, чтобы проверить, что точно происходит на аэродроме, диспетчеры часто используют бинокль — newsvl.ru В течение всей трудовой карьеры диспетчер непрерывно учится — newsvl.ru По сравнению с пилотами и бортпроводниками работа диспетчера полностью скрыта от взора обычного пассажира — newsvl.ru Вместе с тем диспетчер – это главное лицо в любом полёте, даже двигатель командир воздушного судна не имеет права запустить без его разрешения — newsvl.ru Весь полёт самолёта делится на этапы, за каждый отвечает свой специалист на земле — newsvl.ru Для наглядности – при полёте из Владивостока в Москву воздушное судно ведут по маршруту около 30 диспетчеров — newsvl.ru Первый, кого слышит пилот в наушниках, – диспетчер руления — newsvl.ru Все переговоры постоянно записываются, это так называемые системы объективного контроля — newsvl.ru Каждый диспетчер на своём участке может одновременно быть на связи с несколькими самолётами — newsvl.ru В наш приезд погода была хорошая, снег тогда ещё не выпал — newsvl.ru На верхнем мониторе – погодные сводки — newsvl.ru Без обзора с вышки работают диспетчер круга и диспетчер подхода — newsvl.ru Иногда, когда полётов немного, оба диспетчерских места может обслуживать один человек — newsvl.ru За вертолётами, беспилотниками и другой малой авиацией с высотой полёта до 3300 метров следит диспетчер местного диспетчерского пункта — newsvl.ru Когда мы вошли в кабинет, у Ольги Перепёлкиной, диспетчера с огромным 37-летним опытом, почти не было времени на разговор — newsvl.ru У местных линий наиболее интенсивное движение – одновременно специалист ведёт переговоры с 10-30 воздушными судами — newsvl.ru Обычно сотрудник берёт одну смену утром, вторую – днём, третью – ночью. Затем два дня отдыха — newsvl.ru На ночной смене нужно обязательно отдохнуть или поспать один час, это время оплачивается, есть для этого и комната отдыха с кроватью — newsvl.ru Чтобы получить свой первый допуск на одно из диспетчерских рабочих мест, нужно проходить регулярные тренировки в тренажёрном центре — newsvl.ru Специалист по тренажёрной подготовке Владимир Яцик — newsvl.ru Инструктор в отдельной комнате пилота-оператора «летает» за все самолёты, но только по чётким указаниям тренирующихся диспетчеров — newsvl.ru Старший инженер аэронавигации радиолокации и связи КДП Александр Ханский — newsvl.ru Здесь происходит обслуживание программного комплекса «Синтез-А2», на котором работают диспетчеры на 2-м и 8-м этажах — newsvl.ru Здесь контролируют не только системы коммутации и управления подсветкой аэродрома или серверы для хранения информации — newsvl.ru Специалисты следят и за многопозиционной системой наблюдения, благодаря которой диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолёты на взлётном поле, но и мелкие объекты  — newsvl.ru Ещё одно важное устройство – система «Метроном», которая очень точно синхронизирует все компьютеры под одно время — newsvl.ru Каждый диспетчер и инженер понимают свою меру ответственности, для этого они и учатся постоянно. Специалисты готовы к любой нештатной ситуации — newsvl.ru
Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Пришлите свою новость
Полная версия сайта