Новости Владивосток

Женское имя, канал и стадион: история острова Елены во Владивостоке (ФОТО)

Остров Русский, несмотря на свои достаточно небольшие размеры, полон интересных мест. Военные сооружения, памятники геологии и археологии. Здесь же находится остров внутри острова, а ещё – остров, бывший частью другого острова. Вот такое нагромождение слов подводит нас к истории острова Елены, который до конца XIX века был оконечностью полуострова Сапёрного.

Остров Елены имеет весьма скромные, но не самые маленькие в архипелаге размеры. В целом его не спеша можно обойти за день. Летом люди отдыхают в бухте, расположенной в западной части острова и называемой ныне Девятка. Зимой же, когда промерзает канал, многие переходят по льду на остров и гуляют как по нему, так и вокруг. Но такая доступность острова была не всегда.

Ларионовские батареи

С конца XIX века на острове размещались военные. Ещё в самом начале 1880-х годов было построено так называемое укрепление на перешейке. Располагалось оно ровно в том месте, где сейчас проходит канал. Одиноким оно просуществовало там до 1888 года. Тогда в строй ввели сразу четыре батареи на будущем острове Елены: Ларионовскую Южную, Ларионовскую Северную, Ларионовскую Уступную и Ларионовскую Центральную.

На вооружении этих батарей стояло несколько видов артиллерийских систем: 8- и 9-дюймовые пушки, 9-дюймовые мортиры, 11-дюймовые береговые пушки образца 1867 года. Ларионовская Южная расположилась рядом с мысом Крутым, Ларионовская Северная – над мысом Безымянным, Уступная – на восточном склоне горы Ларионова.

Если первые две располагались линейно со стоявшими в ряд орудиями (за исключением Южной, где орудия стояли своеобразной лесенкой с понижением в сторону правого фланга), Уступная разместилась двумя террасами, каждая на две пушки. Ларионовская Центральная же располагалась позади Ларионовской сопки и в её тылу.

На этой батарее незадолго до её упразднения были построены два подземных пороховых погреба, которые потом стали основными расходными погребами комплекса Ларионовских батарей и от которых по острову были раскинуты линии узкоколейной железной дороги – до сегодняшнего дня сохранились насыпи и бетонный мостик у Ларионовской Южной батареи. На самих же батареях в начале 1890-х построили бетонные расходные ниши для боезапаса.

Вот так начиналась военная история будущего острова. В 90-е годы XIX века Центральная батарея была упразднена, как и укрепление на перешейке. Связано это было со строительством батареи Ларионовская-На-Пике, которую расположили на вершине Ларионовской сопки. Её вершину для этого срезали и разровняли. Помимо этого, на ликвидацию укрепления на перешейке повлияло то, что в 1894 году было принято окончательное решение о строительстве канала, соединившего бухту Новик и Босфор Восточный.

Уступную батарею тоже собирались ликвидировать, но пушки её оставили на месте. Кстати, рядом с местом, где располагалась Уступная, одно время стоял маяк. Если посмотреть на карту 1907 года, то как раз над мысом Ларионова и обозначено его положение. Новая же батарея на вершине получила уже более современные орудия – 6-дюймовые пушки Канэ, которые простояли там долгое время до известных всем бурных событий в истории нашей страны.

На рубеже XIX и XX веков в крепости строятся расходные большие погреба для боезапаса. Один из таких бы построен и на острове Елены. Получил он название П5 (Ларионовский запасный). Уже в истории современной России, после открытия доступа на остров, погреб был взят под присмотр семейством Бориса Короля, которого иногда называли губернатором острова. Своими руками он с семьёй восстановил погреб и облагородил территорию вокруг. Его история плотно связана с Владивостоком и крепостью.

Ещё двумя сооружениями царского периода стали противодесантный полукапониры № 450 и 451. Строились они по проекту усиления крепости 1910 года. Полукапонир № 450 располагается недалеко от мыса Ларионова. В советское время использовался под силовую станцию, и ещё несколько лет назад в нём стояли остатки дизель-генератора. Второй полукапонир № 451 стоит в другой части острова, у мыса Елагина. На вооружении этих объектов стояли по два выкатных 3-дюймовых орудия. В их задачу входила борьба с возможной высадкой десанта противника. Сооружения сохранились до сих пор, но, к сожалению, пострадали от вандалов.

Из полуострова в остров

А вот теперь вернёмся к истории канала. Выше было сказано, что окончательное решение по нему было принято в 1894 году. При этом ещё в 1891-м проводилось разведочное бурение на месте будущего сооружения. Строительные работы проводились с 1897 по 1899 год силами 1-го и 5-го линейных батальонов. Автором проекта выступил военный инженер капитан Аркадий Порфирьевич Романович. И вот тогда-то остров Елены и стал островом. По легенде имя он получил якобы в честь дочки хозяина кирпичного завода, что стоял у посёлка Подножье. Вот только на картах это название впервые появляется в 40-е годы уже XX века. По другой версии, своё имя островок получил из-за внешнего сходства с островом Святой Елены в Атлантическом океане, где доживал свои дни и был похоронен Наполеон Бонапарт. Но это всё версии и легенды, а откуда на самом деле взялось это название – до сих пор неизвестно.

Канал был построен, и в честь официального открытия первым через него прошла шхуна «Алеут». Снимок «Алеута» в канале сейчас является самой известной исторической фотографией этого сооружения. В тот день проходом шхуны руководил командир Владивостокского порта контр-адмирал Григорий Павлович Чухнин. На церемонии открытия присутствовал губернатор Приамурского края Николай Иванович Гродеков и военный губернатор Приморской области Николай Михайлович Чичагов.

До революции военные называли его каналом для миноносок. Собственно, его и построили для маневрирования малых военных кораблей и упрощение связи с Русским островом.

В изначальном виде канал просуществовал до 1908 года, когда был произведён его ремонт – судовой проход расширили и углубили. Со времён его строительства и первого ремонта до наших дней сохранились куски каменной облицовки, которые можно увидеть и поныне. В советское время стены канала были частично укреплены металлическими конструкциями. Тогда же на входе в него со стороны Босфора Восточного были установлены светящиеся знаки. Помимо этого, у стен канала со стороны Новика стоят два опорных столба на бетонных основаниях. Это части разводного пешеходного моста, который был возведён в позднесоветское время. А уже в современной России, в 90-е, его металлические детали были украдены.

Береговой радиоотряд

В 30-е годы прошлого века военные снова вернулись на остров. На его территории разместился 4-й Береговой морской радиоотряд. Летом 1932 года приказом командующего МСДВ (Морские силы Дальнего Востока, ставшие в 1935 году Тихоокеанским флотом) образован Информационный разведывательный центр станций наблюдения и связи. В том же году с Балтики и Чёрного моря прибыла первая группа подготовленных на разведывательных курсах специалистов. Началом боевой деятельности отряда можно считать 1 января 1933 года, когда удалось впервые прочитать полученную радиограмму. Первое пополнение радиоотряд получил осенью 1933 года. Официально молодая войсковая часть стала 4-м Береговым радиоотрядом в январе 1936 года, когда ИРЦ был переформирован в Радиоцентр. Изначально военными на острове были заняты здания, построенные ещё до революции для нужд военных, которые обслуживали фортификационные сооружения крепости. Постепенно строились и дополнительные здания. Так самые известные развалины острова – большое двухэтажное здание – возвели именно в 30-е годы. Какие-то царские здания подверглись перестройке, какие-то остались в первозданном виде. Частично для новых зданий использовался старый царский кирпич. Но от деревянных строений остались только фундаменты.

В состав 4-го отряда в 30-е годы входили разведпункт 1-го класса на острове Елены, разведпункт 2-го класса в Советской Гавани, четыре радиопеленгаторных пункта (Совгавань, Тетюхе (Дальнегорск), Судзухе (Киевка), Славянка). В районе посёлка Канал на Русском острове на противоположном от Елены берегу был развёрнут радиопередающий пункт для связи со штабом флота. В 1938 году были построены деревянная казарма, баня, мастерская по ремонту техники. Были открыты магазин, парикмахерская, сапожная мастерская, библиотека. В бухте Девятка у самого берега располагался стадион части. До сих пор там сохранилась ровная, но уже заросшая площадка, от которой идёт одна из островных дорог, упирающаяся в территорию бывшего отряда.

Тогда же от подземного резервуара-водохранилища прокладывают водопровод. Проблема Русского и, соответственно, Елены в том, что там мало пресной воды. Оставшиеся с царского времени колодцы и водосборный резервуар уже не могли обеспечить возросшее количество людей на острове водой.

Поэтому в советское время у дороги, идущей мимо 5-го погреба в сторону Ларионовской сопки, было возведено подземное водохранилище. Воду в него закачивали с катера, который раз в неделю привозил её на остров. В том же году личный состав отряда принял участие в боях у озера Хасан. В 1939 году на Русском создаётся школа связи. С этого момента обучение специалистов для радиоотряда переносится туда.

В 1940 году в состав отряда вошли ещё два объекта: приёмные центры в Охе (Сахалин) и Нагаево (Магадан). Тогда же, в силу осознания будущего конфликта с Японией, были организованы курсы японского языка для рядового состава и старшин, первый выпуск состоялся 27 июля 1940 года.

С началом войны радиоотряд перешёл на боевую готовность № 1. А 35 человек личного состава во главе с батальонным комиссаром вошли в состав 71-й морской стрелковой бригады под командованием полковника Якова Петровича Безверхова. Специалисты отряда участвовали в Сталинградской битве, обороне Ленинграда и в Курско-Орловской битве. В боях под Таллином в 1941 году погиб первый командир части Пётр Никитич Елков, приложивший много сил на создание отряда в 30-е годы. Уже после войны в 1966 году на острове силами личного состава был создан и открыт памятник павшим на фронтах разведчикам отряда. Увы, в первозданном виде памятник до нашего времени не сохранился. От него остались постамент и ведущая к нему лестница. Постамент венчала фигура солдата, сжимавшего в руках ППШ.

Послевоенное время

После войны началась новая веха в истории радиоотряда. Прибывало новое оборудование. Личному составу приходилось действовать уже в реалиях холодной войны и изменившейся обстановки на Тихом океане. Во времена Корейской и Вьетнамской войн, событий в районе острова Тайвань и прочих конфликтов в Азиатско-Тихоокеанском регионе радиоотряд плотно вёл работу по наблюдению за эфиром и действиями наших разнообразных соседей. Помимо этого, шло отслеживание использования вероятными друзьями различных новых систем. Так, в декабре 1962 года старшина 1-й статьи Петров обнаружил использование новой системы связи американцами. Выяснилось, что ударный авианосец ВМФ США «Орискани» (USS Oriskany (CV-34) использует новую систему связи, связанную с NTDS (боевой информационно-управляющей системой (БИУС).

В 1970 году с марта по май отряд принимал участие в одних из самых крупных учений «Океан». Основной период учений длился месяц, но перед этим проводилась подготовительная работа. Те учения, приуроченные к столетию со дня рождения Владимира Ленина, отличались большим масштабом, охватившим все флоты. История отряда на Елене закончилась в 1985 году, когда он был переведён на Русский остров, на полуостров Бабкина, где находится до сих пор.

Ещё одним фортификационным сооружением, которое мы пока не упомянули, является ОРПК № 3 (орудийный полукапонир), построенный у мыса Ларионова в 1941 году. Сооружение это, вооружённое двумя горными пушками образца 1909 года, должно было препятствовать десантным средствам противника, если бы он всё-таки дорвался до Босфора Восточного. Сейчас сооружение стоит покосившееся и подмытое водой в углу бухты под скалой. Как раз над ним сидит блок скорострельных пушек царской батареи, на которой сейчас можно увидеть памятную табличку о катастрофе, произошедшей над островом в 1963 году.

В тот год во время празднования Дня Военно-морского флота во время воздушной части парада произошло столкновение двух Ту-16. Пройдя у Спортивной гавани Владивостока, самолёты направились в сторону Русского, на подходах к которому попали в низкую облачность. Самолёты шли тройкой, и правый ведомый, пытаясь сохранить строй плотным, столкнулся с ведущей машиной. От столкновения они разрушились и упали частично на остров Елены, частично рядом. От падения на земле начался пожар – сгорел четырёхквартирный дом. В пожаре погибли два человека, ещё два получили серьёзные травмы. В память об этом событии в 2010 году участниками поискового отряда «Авиапоиск» на массиве одного из подземных погребов была установлена памятная табличка. Несколько лет спустя на замену старой была установлена новая, уже над берегом на массиве царской батареи.

Сейчас остров уникален с исторической точки зрения. Он стал местом, где практически в первозданном виде сохранились батареи, которые вводились в строй ещё в 80-х годах позапрошлого века. Там же сохранился оригинальный киотный столб, которые ставились на крепостных сооружениях для икон. Там же на острове стоит один из трёх дальномерных павильонов крепости, на котором сохранилась родная крыша из броневой стали.

Остров Елены привлекает к себе множество людей, любящих прогулки и военную историю. И, возвращаясь в историю острова 30-х годов, стоит заметить, что уже тогда разрабатывался проект железнодорожного моста через Елену далее на Русский для нужд железнодорожной артиллерии и её 5-го дивизиона. Но планы эти, увы, а может, и к счастью, остались нереализованными.


Военнослужащие радиоотряда на крыльце одного из зданий отряда, 1934 год. Фото из книги «Остров Русский. Страницы истории» — newsvl.ru Батарея Ларионовская Южная. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Вид на казармы 34-го Восточно-сибирского полка. На заднем плане виден канал и остров Елены. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Группа японских школьников на экскурсии у канала, 1920 год. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Оборонительные сооружения Владивостока по состоянию на 1887 год. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Пристань у посёлка Подножье. Начало ХХ века. На заднем плане виден остров Елены и здания на нём. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Фотография 1899 года  – открытие канала.  Первой идёт шхуна «Алеут». Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Американский спутниковый снимок 1965 года — newsvl.ru Вид на канал. Развалины зданий радиоотряда — newsvl.ru Остатки оригинальной отделки канала — newsvl.ru Батарея Ларионовская Северная. На переднем плане – снарядная ниша — newsvl.ru Вид на мыс Ларионова с берега — newsvl.ru Самое известное здание острова — newsvl.ru Ледник-погреб дореволюционной постройки — newsvl.ru Руины царской казармы — newsvl.ru Руины штаба радиоотряда — newsvl.ru Один из колодцев острова — newsvl.ru Блок скорострельных пушек батареи Ларионовская Северная — newsvl.ru Вид на дальномерный павильон — newsvl.ru Водосборный резервуар, построенный на острове в царское время — newsvl.ru Декоративный вазон, сброшенный с крыльца одного из зданий — newsvl.ru Дембельские надписи есть даже на скалах — newsvl.ru Дворик 6-дм пушки батареи Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Застывший в форме бочек цемент. Такие часто попадаются на объектах крепости, строившихся по проекту 1910 года — newsvl.ru Интерьер одного из блоков скорострельных пушек — newsvl.ru Массив батареи Ларионовская-На-пике — newsvl.ru Спаренная ниша для снарядов батареи Ларионовская Уступная — newsvl.ru Туалет царского времени — newsvl.ru Мостик узкоколейки — newsvl.ru Оголовок подземного погреба Ларионовского расходного  — newsvl.ru ОРПК № 3 — newsvl.ru Остатки памятника на острове — newsvl.ru Павильон дальномера батареи Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Пороховой погреб П5 — newsvl.ru Павильон колодца на территории радиоотряда — newsvl.ru Правофланговый блок скорострельных пушек батареи Ларионовская Южная — newsvl.ru Сохранившаяся броневая дверь одной из батарей — newsvl.ru Противодесантный полукапонир № 450 — newsvl.ru Противодесантный полукапонир № 451 — newsvl.ru Вид на канал сверху — newsvl.ru Сохранившиеся руины военных объектов — newsvl.ru Батарея Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Сохранившийся киотный столб батареи Ларионовская Уступная — newsvl.ru
Военнослужащие радиоотряда на крыльце одного из зданий отряда, 1934 год. Фото из книги «Остров Русский. Страницы истории» — newsvl.ru Батарея Ларионовская Южная. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Вид на казармы 34-го Восточно-сибирского полка. На заднем плане виден канал и остров Елены. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Группа японских школьников на экскурсии у канала, 1920 год. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Оборонительные сооружения Владивостока по состоянию на 1887 год. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Пристань у посёлка Подножье. Начало ХХ века. На заднем плане виден остров Елены и здания на нём. Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Фотография 1899 года  – открытие канала.  Первой идёт шхуна «Алеут». Фото из книги «Владивостокская крепость» — newsvl.ru Американский спутниковый снимок 1965 года — newsvl.ru Вид на канал. Развалины зданий радиоотряда — newsvl.ru Остатки оригинальной отделки канала — newsvl.ru Батарея Ларионовская Северная. На переднем плане – снарядная ниша — newsvl.ru Вид на мыс Ларионова с берега — newsvl.ru Самое известное здание острова — newsvl.ru Ледник-погреб дореволюционной постройки — newsvl.ru Руины царской казармы — newsvl.ru Руины штаба радиоотряда — newsvl.ru Один из колодцев острова — newsvl.ru Блок скорострельных пушек батареи Ларионовская Северная — newsvl.ru Вид на дальномерный павильон — newsvl.ru Водосборный резервуар, построенный на острове в царское время — newsvl.ru Декоративный вазон, сброшенный с крыльца одного из зданий — newsvl.ru Дембельские надписи есть даже на скалах — newsvl.ru Дворик 6-дм пушки батареи Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Застывший в форме бочек цемент. Такие часто попадаются на объектах крепости, строившихся по проекту 1910 года — newsvl.ru Интерьер одного из блоков скорострельных пушек — newsvl.ru Массив батареи Ларионовская-На-пике — newsvl.ru Спаренная ниша для снарядов батареи Ларионовская Уступная — newsvl.ru Туалет царского времени — newsvl.ru Мостик узкоколейки — newsvl.ru Оголовок подземного погреба Ларионовского расходного  — newsvl.ru ОРПК № 3 — newsvl.ru Остатки памятника на острове — newsvl.ru Павильон дальномера батареи Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Пороховой погреб П5 — newsvl.ru Павильон колодца на территории радиоотряда — newsvl.ru Правофланговый блок скорострельных пушек батареи Ларионовская Южная — newsvl.ru Сохранившаяся броневая дверь одной из батарей — newsvl.ru Противодесантный полукапонир № 450 — newsvl.ru Противодесантный полукапонир № 451 — newsvl.ru Вид на канал сверху — newsvl.ru Сохранившиеся руины военных объектов — newsvl.ru Батарея Ларионовская-На-Пике — newsvl.ru Сохранившийся киотный столб батареи Ларионовская Уступная — newsvl.ru
Полная версия сайта