Новости Владивосток

От угля до газа: как развивалась старейшая станция Владивостока ТЭЦ-1 (ФОТО)

В субботу, 22 декабря, профессиональный праздник отмечают работники энергетической отрасли. В этот день мы решили рассказать об истории старейшего энергообъекта Владивостока – ВТЭЦ-1. Станция, которой уже больше 100 лет, дает горожанам тепло и горячую воду. А начиналось все с крошечной электростанции...

Первая городская электростанция

История ТЭЦ-1 началась с небольшой станции, которая появилась еще в начале ХХ века. ВГЭС № 1 стала первой городской электростанцией общего пользования: до нее во Владивостоке были построены маломощные станции, которые использовались для освещения складов военно-морского ведомства в Мингородке и отдельных торговых центров.

В октябре 1901 года торговый дом «Кромптон и Швабе» предложил городскому управлению устройство электрического освещения и трамвая. Для строительства станции выбрали место у Безымянной батареи на улице Тюремной (сегодня это улица Западная), а вагонное депо планировалось в Гнилом углу (ныне – Спортивная). Однако рассмотрение проектов и поиск средств затянулись на несколько лет.

Проект электрической станции городская Дума рассмотрела только в октябре 1910 года, а в феврале 1911-го его одобрили эксперты. 5 марта 1911 года владивостокское отделение русского общества «Всеобщая компания электричества» приступило к строительству. Здание возвели к ноябрю этого же года. На электростанции установили два водотрубных паровых котла системы «Бабкок-Вилькокс» и два турбогенератора. Максимальная выдаваемая мощность станции была всего 1350 кВт, а работала она на угле. Затем предстояло провести испытания оборудования, и 18 февраля 1912 года Владивостокская городская электрическая станция общего пользования начала полноценную работу.

В 1912 году станция обеспечивала энергией 1785 потребителей, 1200 уличных фонарей и 61 мотор. Нагрузка на нее увеличивалась, и в следующем году на ВГЭС № 1 установили еще один, более мощный котел. Но и этого было мало: станция требовала расширения, и даже был рассчитан готовый план на две очереди. Воплотить их в жизнь помешала начавшаяся Первая мировая война, а затем и революция.

Электростанция все острее нуждалась в модернизации, но средств для этого не было. Временные меры по ремонту существующих котлов и турбин и установка нового сдвоенного котла системы «Гейне» ситуацию не спасли: станция работала на износ, но все равно не могла покрыть все потребности города в электричестве.

Производственная база для студентов и работа в условиях войны

В 1922 году ВГЭС № 1 перешла в ведение Комхоза. На электростанции провели капремонт всех котлов и паротурбин, увеличили выдаваемую мощность. Тарифы на электроэнергию при этом снизились, и уже к ноябрю 1923 года к станции были подключены 4500 потребителей города.

Владивосток разрастался, и вместе с городом росла и электростанция. Старое и уже изношенное оборудование демонтировали и установили новое. Так здесь появились три чехословацких котла «Бабкок-Вилькокс», два английских турбогенератора «Беллис-Морком», турбина фирмы «Шкода», а после еще один турбогенератор типа «ОК-30». После масштабной реконструкции к 1933 году станция достигла мощности 11 000 кВт.

Частичка этой истории до сих пор сохранилась на ВТЭЦ-1. В здании 1912 года постройки по-прежнему стоят те самые паровые турбины «Беллис-Морком» и советский генератор «Электросила». Теперь они стали экспонатами музея. Здесь же хранится немецкая мостовая кран-балка Pechatzek, с помощью которой ремонтировали оборудование, правда, появилась она позднее – ее вывезли из Берлина в 1945 году.

«Кран этот рабочий и остался на своем месте. Грузоподъемность у него 15 тонн, и он ручной. Когда я еще был студентом ДВПИ, в 1982 году нас привели сюда, на ТЭЦ-1, и с помощью этой кран-балки мы поднимали крышку турбины и смотрели, как выглядит ротор. Это было мое первое знакомство со станцией», – вспоминает начальник котельного цеха № 1 Дмитрий Коретко.

В 30-е годы на Русском острове построили еще одну электростанцию «КЭТ», которую ввели в параллельную работу с ВГЭС № 1 – для этого по дну бухты Золотой Рог проложили силовой кабель. При этом диспетчерское управление обеими станциями было организовано на ВГЭС-1.

В 1936 году ВГЭС-1 вошла в систему государственных станций «Главэнерго» Наркома тяжелой промышленности СССР. С тех пор она стала называться Владивостокской государственной районной электростанцией. Здесь проходили практику многие будущие инженеры – студенты Дальневосточного политехнического института.

А после началась Великая Отечественная война. Тяжелое время наложило отпечаток и на работу станции. Необходимо было наладить бесперебойную поставку электроэнергии предприятиям, которые выполняли заказы для фронта. «Дальзавод», завод «Металлист», военные номерные и другие заводы получали электричество от ВГРЭС № 1.

Как напоминание о военных годах на ВТЭЦ-1 сохранилось небольшое убежище, в котором можно было спрятаться при обрушении здания.

«Мы не имеем права покидать оборудование, какие бы ни были условия. Есть технологические процессы, за которыми нужно следить, все это не бросишь и не побежишь в бомбоубежище. Такие защитные сооружения находились в каждом помещении, у всех котлов, и оператор мог здесь спрятаться», – говорит Дмитрий Коретко.

Станцию нельзя было оставлять без специалистов, поэтому персонал не призывали в армию. Несмотря на это, сотрудников ВГРЭС № 1 все равно отправляли на фронт. Многие с войны так и не вернулись.

От электричества к отоплению

В послевоенные годы во Владивостоке назрела необходимость централизованного отопления. ВГРЭС № 1 было решено перевести из электрической станции в теплоэлектроцентраль. Началось строительство тепловых магистралей, параллельно велись реконструкция и увеличение тепловой мощности станции. Именно тогда ВГЭС № 1 стала ВТЭЦ-1. А в 1965 году на ее базе было создано предприятие тепловых сетей «Дальэнерго».

В 80-х годах, во время переоборудования станции, ВТЭЦ-1 перешла на новое топливо: котлы перевели с угля на мазут. С новыми функциями на ТЭЦ появилось и новое оборудование: бойлеры, деаэраторы, сетевые насосы. В начале 90-х в ближайших к станции районах Владивостока возник дефицит тепла, поэтому ВТЭЦ-1 снова потребовалось расширять. Станция пополнилась новыми водогрейными котлами, расширили здесь и мазутное хозяйство.

Дмитрий Коретко рассказал: в 1995 году, когда он пришел работать на ТЭЦ, там, где сейчас расположен музей, был машинный зал. Здесь стоял щит теплофикационных установок, с которого энергетики управляли всеми насосами и задвижками. Он здесь находится и по сей день, правда, уже отключен от оборудования – сейчас все процессы, происходящие на станции, контролируют на новом главном щите управления.

Если говорить про музей, здесь сохранилось много интересного: разводной ключ 50-х годов, немецкая кожаная каска, паспорт первой электростанции, диспетчерский пульт управления. Есть и вещи, которые не связаны напрямую с работой ТЭЦ, но напоминают о большой истории станции и жизни ее работников: здесь можно увидеть советский автомат газированной воды и даже велотренажер. А само здание построено из кирпичей завода Старцева, потомок которого, Алексей Александрович Старцев, сейчас – главный инженер ТЭЦ.

«Энергетика – она разносторонняя, здесь очень много профессий: тут и сварщики, и химики, и электрики, и очень много других специальностей. Это такой жизненный генератор, где переплетено столько судеб... И, конечно, люди в музей что-то свое приносили, пополняли коллекцию», – отмечает Дмитрий Коретко.

Стоит упомянуть еще один интересный факт – на территории ТЭЦ-1 находится береговой противодесантный полукапонир № 407, часть Владивостокской крепости. Благодаря тому, что он расположен на режимной территории, удалось сохранить даже оригинальные металлические двери.

Переход на голубое топливо

С начала 2007 года ВТЭЦ-1 вошла в состав ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». В 2008 году на ТЭЦ-1 запустили первые на Дальнем Востоке мобильные газотурбинные электростанции – благодаря им энергетики смогли произвести модернизацию линий электропередачи во время масштабного строительства перед саммитом АТЭС-2012, при этом не отключая потребителей от электричества.

Выполнив свою главную задачу, МГТЭС остались в Приморье и включались в работу только в периоды пиковых нагрузок, но необходимость в этом отпала после строительства ТЭЦ «Восточная». В 2015 году МГТЭС отправили в Крым, после того, как полуостров оказался обесточен из-за подрыва опор ЛЭП.

С 2010 года Владивостокскую ТЭЦ-1 начали переводить на новый вид топлива. На станции модернизировали пять котлоагрегатов, установили новую автоматизированную систему управления, построили газораспределительный пункт, наружный и внутренний газопровод, по которому голубое топливо поступает в котлы. К 2012 году ТЭЦ полностью перешла с мазута на природный газ. За безопасностью всего оборудования теперь следит автоматика.

«Конечно, после перехода на газ принцип работы изменился. Раньше мазут приходил на железнодорожную станцию, дальше мы работали с эстакадой слива – сливали топливо с цистерн. Затем мазут подавался на склад хранения станции – в емкости, которые у нас есть в мазутном хозяйстве, потом его нужно было разогреть и уже подать непосредственно в котельный цех. Сейчас газ приходит к нам на приемочную станцию по желтой красивой трубе, мы доводим его до определенных параметров, после чего он сжигается в котле. А контролирует все автоматика: можно задать любой параметр, к примеру, сколько гигакалорий в час должен выдавать тот же водогрейный котел», – говорит Дмитрий Викторович.

Но мазут все равно остался, в качестве аварийного топлива. Запасы мазута в горячем состоянии хранятся на станции, а энергетики готовы в любой момент перейти с голубого топлива на черное – по нормативам для этого нужно 30 минут, но персонал справляется за 10-15, для этого периодически проходят плановые учения. В штате также остались специалисты по мазуту, правда, теперь их не так много – вместо четырех локомотивных бригад теперь на ТЭЦ работает две, осталось и двое сливщиков мазута, а раньше их было 12. Многие сотрудники перешли в газовую службу.

Сегодня на ВТЭЦ-1 находится пять котлов − два водогрейных и три паровых, в общей сложности станция вырабатывает 350 Гкал/ч. Благодаря работе старейшей станции Владивостока жители центра города, Эгершельда и часть потребителей Первореченского района получают тепло и горячую воду. Энергетики говорят – в запасе у небольшой ТЭЦ достаточно мощностей даже для подключения новых абонентов.


Мазутное хозяйство включается в работу на время учений и аварий — newsvl.ru Сейчас оно находится в резерве — newsvl.ru На ТЭЦ сохранились паровые турбины «Беллис-Морком» 1931 года — newsvl.ru Теперь на месте машинного зала – музей — newsvl.ru Два английских турбогенератора «Беллис-Морком» пришли на смену изношенному оборудованию — newsvl.ru Частичка этой истории сохранилась на ВТЭЦ-1 — newsvl.ru Начальник котельного цеха № 1 Дмитрий Коретко — newsvl.ru После установки нового оборудования к 1933 году станция достигла мощности 11 000 кВт — newsvl.ru С щита теплофикационных установок энергетики раньше управляли всеми насосами и задвижками — newsvl.ru Щит здесь находится и по сей день, правда, уже отключен от оборудования — newsvl.ru Теперь это – лишь история — newsvl.ru Советский генератор «Электросила» – тоже экспонат музея — newsvl.ru Само здание построено из кирпичей завода Старцева — newsvl.ru Потомок того самого Старцева, Алексей Александрович Старцев, сейчас – главный инженер ТЭЦ — newsvl.ru В музее сохранилось много интересного — newsvl.ru Старый диспетчерский пульт управления радиостанцией — newsvl.ru В здании 1912 года постройки по-прежнему стоят паровые турбины «Беллис-Морком» — newsvl.ru Советский генератор «Электросила» – тоже экспонат музея — newsvl.ru Многие проекты реконструкции сохранились до сих пор — newsvl.ru Начальник котельного цеха № 1 Дмитрий Коретко — newsvl.ru Макет современной ВТЭЦ-1 — newsvl.ru В здании 1912 года постройки теперь находится музей — newsvl.ru Оборудование от щита отключено — newsvl.ru Советская панель управления насосами и задвижками — newsvl.ru Каждая мелочь – это история — newsvl.ru Здесь же хранится немецкая мостовая кран-балка Pechatzek — newsvl.ru С помощью кран-балки ремонтировали оборудование — newsvl.ru Так выглядело место машиниста-обходчика — newsvl.ru Как напоминание о военных годах на ВТЭЦ-1 сохранилось небольшое убежище — newsvl.ru Здесь можно было спрятаться при обрушении здания — newsvl.ru Находиться внутри убежища жутковато — newsvl.ru В 1995 году, когда Дмитрий Коретко пришел работать на ТЭЦ, здесь был машинный зал — newsvl.ru Теперь это здание стало музеем — newsvl.ru Здесь можно увидеть советский автомат газированной воды — newsvl.ru Здание построили в 1912 году — newsvl.ru Сейчас все процессы, происходящие на станции, контролируют на новом главном щите управления — newsvl.ru Место машиниста-обходчика теперь заменяет манекен Гоша — newsvl.ru ВГЭС-1, 1932 год — newsvl.ru ВГЭС-1, 60-е годы — newsvl.ru Прокладка первых теплотрасс от ВГЭС-1 — newsvl.ru Строительство дымовых каналов на ВТЭЦ-1, 1965 год — newsvl.ru Строительство дымовой трубы новой котельной, 1965 год — newsvl.ru Здание 1912 года до сих пор сохранилось — newsvl.ru ВТЭЦ-1, 2002 год — newsvl.ru В 2012 году ТЭЦ полностью перешла с мазута на природный газ — newsvl.ru
Мазутное хозяйство включается в работу на время учений и аварий — newsvl.ru Сейчас оно находится в резерве — newsvl.ru На ТЭЦ сохранились паровые турбины «Беллис-Морком» 1931 года — newsvl.ru Теперь на месте машинного зала – музей — newsvl.ru Два английских турбогенератора «Беллис-Морком» пришли на смену изношенному оборудованию — newsvl.ru Частичка этой истории сохранилась на ВТЭЦ-1 — newsvl.ru Начальник котельного цеха № 1 Дмитрий Коретко — newsvl.ru После установки нового оборудования к 1933 году станция достигла мощности 11 000 кВт — newsvl.ru С щита теплофикационных установок энергетики раньше управляли всеми насосами и задвижками — newsvl.ru Щит здесь находится и по сей день, правда, уже отключен от оборудования — newsvl.ru Теперь это – лишь история — newsvl.ru Советский генератор «Электросила» – тоже экспонат музея — newsvl.ru Само здание построено из кирпичей завода Старцева — newsvl.ru Потомок того самого Старцева, Алексей Александрович Старцев, сейчас – главный инженер ТЭЦ — newsvl.ru В музее сохранилось много интересного — newsvl.ru Старый диспетчерский пульт управления радиостанцией — newsvl.ru В здании 1912 года постройки по-прежнему стоят паровые турбины «Беллис-Морком» — newsvl.ru Советский генератор «Электросила» – тоже экспонат музея — newsvl.ru Многие проекты реконструкции сохранились до сих пор — newsvl.ru Начальник котельного цеха № 1 Дмитрий Коретко — newsvl.ru Макет современной ВТЭЦ-1 — newsvl.ru В здании 1912 года постройки теперь находится музей — newsvl.ru Оборудование от щита отключено — newsvl.ru Советская панель управления насосами и задвижками — newsvl.ru Каждая мелочь – это история — newsvl.ru Здесь же хранится немецкая мостовая кран-балка Pechatzek — newsvl.ru С помощью кран-балки ремонтировали оборудование — newsvl.ru Так выглядело место машиниста-обходчика — newsvl.ru Как напоминание о военных годах на ВТЭЦ-1 сохранилось небольшое убежище — newsvl.ru Здесь можно было спрятаться при обрушении здания — newsvl.ru Находиться внутри убежища жутковато — newsvl.ru В 1995 году, когда Дмитрий Коретко пришел работать на ТЭЦ, здесь был машинный зал — newsvl.ru Теперь это здание стало музеем — newsvl.ru Здесь можно увидеть советский автомат газированной воды — newsvl.ru Здание построили в 1912 году — newsvl.ru Сейчас все процессы, происходящие на станции, контролируют на новом главном щите управления — newsvl.ru Место машиниста-обходчика теперь заменяет манекен Гоша — newsvl.ru ВГЭС-1, 1932 год — newsvl.ru ВГЭС-1, 60-е годы — newsvl.ru Прокладка первых теплотрасс от ВГЭС-1 — newsvl.ru Строительство дымовых каналов на ВТЭЦ-1, 1965 год — newsvl.ru Строительство дымовой трубы новой котельной, 1965 год — newsvl.ru Здание 1912 года до сих пор сохранилось — newsvl.ru ВТЭЦ-1, 2002 год — newsvl.ru В 2012 году ТЭЦ полностью перешла с мазута на природный газ — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта