Новости Владивосток

Ломаются, продаются, теряются: что случилось с катамаранами, которые строили к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке

К саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке планировали построить три скоростных катамарана для обслуживания участников и гостей и в дальнейшем использовать их для прибрежных перевозок по краю. Используется сегодня только один из них – «Москва». «Санкт-Петербург» стоит законсервированным, а местонахождение «Владивостока» и вовсе неизвестно. VL.ru разбирался в загадочной истории приморских катамаранов.

Все катамараны строились на территории АО «Восточная верфь». Два из них – «Москва» и «Санкт-Петербург» – были заказаны предприятию департаментом промышленности и транспорта Приморского края. Третий – «Владивосток» – строился по заказу КГУП «Госнедвижимость» компанией «Пасифико Марин», которая арендовала у «Восточной верфи» строительную площадку и производственные мощности.

Судьба у катамаранов сложилась по-разному. «Москву», построенную со значительными отступлениями от проекта, краевые власти сдали в аренду для пассажирских перевозок. Судно периодически отмечается поломками и дорогостоящим ремонтом. «Санкт-Петербург» не был закончен в срок, после расторжения контракта достраивался «Восточной верфью» за счет предприятия и в настоящее время простаивает без дела в ожидании покупателя. А ситуация с катамараном «Владивосток» обросла криминальными и коррупционными сюжетами.

«Москва»

Согласно проекту CD 342, разработанному российской ООО «Пасифико Марин» совместно с австралийской компанией Incat Crowhter Pty Ltd, катамаран «Москва» должен был развивать скорость до 25 узлов и брать на борт порядка 200 пассажиров. Изюминка проекта – корпус из композитных материалов – высокопрочного пластика.

Вот только строить корпуса судов из композитных материалов «Восточная верфь» не могла – не было технологий, специалистов, оборудования и опыта. Кроме того, предприятие не имело и разрешения на строительство корпусов судов из стеклопластика. Поэтому корпус первого катамарана – «Москва» – был вопреки проекту выполнен из алюминия и с серьезными изъянами по динамическим характеристикам. Поэтому развить скорость в 25 узлов в соответствии с контрактной документацией он не мог – сейчас скорость составляет максимум 17 узлов. А на заседании Общественного экспертного совета 20 марта была озвучена скорость хода катамарана в 13 узлов.

Кроме этого, был допущен еще ряд нарушений проекта в части организации выхлопной системы и системы охлаждения двигателей. Как следствие – угроза их постоянного перегрева и сокращение рабочего ресурса.

Уровень комфорта для пассажиров и экипажа также серьезно отличается от запланированного. На судне не были установлены кондиционеры, а корпус не предусматривает иного доступа воздуха в пассажирский салон.

Тем не менее катамаран был принят заказчиком и взят на баланс КГУП «Госнедвижимость». В августе 2013 года «Москва» была передана в аренду ООО «Танира» на 10 лет для осуществления пассажирских перевозок. Ежемесячная арендная плата составляет чуть меньше 430 тысяч рублей. Общая стоимость аренды на 10 лет – 51 451 080 рублей. При этом все расходы по обслуживанию и ремонту судна несет арендатор.

Часть затрат на перевозку пассажиров по маршрутам Владивосток – о. Попова и Владивосток – о. Попова – о. Рейнеке арендатору компенсирует администрация Владивостока в рамках муниципальной программы «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения» на 2014-2018 годы.

По утверждению директора ООО «Танира» Александра Корытко, эксплуатация катамарана «Москва» на прибрежных линиях крайне неэффективна с точки зрения коммерческой прибыли. Без дотаций из бюджета предприятие может работать только в убыток. При этом договором на осуществление пассажирских перевозок запрещена любая другая эксплуатация катамарана. К примеру, между утренними и вечерними рейсами между Владивостоком и Славянкой судно могло бы возить туристов по экскурсионным маршрутам, что позволило бы арендатору получить дополнительную прибыль. Такое предложение было озвучено Корытко в ходе заседания ОЭС по транспортной политике 12 марта.

К сожалению, использование «Москвы» серьезно осложняет его техническое состояние. Пассажиры часто вынуждены терпеть неудобства из-за поломок катамарана и его ремонта. С самого начала эксплуатации двигатели приходилось иногда выключать прямо в море посреди рейса для того, чтобы они не перегревались. Катамаран с пассажирами на борту просто дрейфовал по воле волн.

В 2015 году двигатели судна возили ремонтировать в Москву и Санкт-Петербург. Оказывается, ближе нет предприятий, которые могут выполнить ремонт и обслуживание 900-сильных дизелей немецкой фирмы MTU Friedrichshafen GmbH. Однако всех проблем это не решило – в апреле 2017 года катамаран снова был снят с линии из-за поломки.

Возможно, основная проблема связана с тем, что судно не в полной мере соответствует проекту. Дело в том, что высокоскоростные характеристики катамаранов проекта CD 342 обеспечиваются за счет интерцепторов – специальных механизмов, которые работают как подводные крылья и поднимают корпус судна над водой. Это уменьшает сопротивление и позволяет после выхода на определенную скорость уменьшить обороты двигателя. Судно может двигаться с высокой скоростью и без подъема – глубоко сидя в воде, но для этого необходима постоянная работа двигателей в форсированном режиме – на пределе мощности. Для простоты понимания такое передвижение можно сравнить с автогонками по трассе на первой передаче. Никакого двигателя не хватит для длительной эксплуатации в таком режиме.

«Санкт-Петербург»

В отличие от «Москвы» корпус «Санкт-Петербурга» был выполнен из композитных материалов, но судьба этого катамарана не менее интересная.

Для его постройки «Восточная верфь» привлекла ООО «Пасифико Марин», которое обладало необходимыми разрешениями, оборудованием и опытом производства корпусов из композита. Оплата производилась по факту, после подписания актов выполненных работ. Однако, получив полностью соответствовавший всем необходимым характеристикам (согласно свидетельству Российского морского регистра № 12.00400.170 от 06.08.2012) готовый корпус катамарана, «Восточная верфь» отказалась произвести окончательный расчет с исполнителем. Вместо этого руководство предприятия потребовало от «Пасифико Марин» вернуть порядка 50 миллионов аванса. Мотивировался отказ в выплате тем, что работу якобы проводила другая компания, не «Пасифико Марин».

Формального договора между предприятиями заключено не было. Он был составлен 14 октября 2010 года, подписан со стороны «Пасифико Марин» и предоставлен на подпись руководству «Восточной верфи», которая положила его в стол. В дальнейшем исполнитель в соответствии с данным договором выставлял заказчику счета, а тот их оплачивал. Всего в порядке предоплаты по данному договору «Восточная верфь» с 21 октября 2010 по 23 декабря 2011 года перевела исполнителю несколькими платежами около 89 миллионов рублей. На часть из них акты выполненных работ были подписаны заказчиком (копии платежных поручений имеются в распоряжении редакции).

Из-за того, что работы не были оплачены, «Пасифико Марин» не передало верфи права на строящееся судно, которое оформляется именно на того, кто закладывает судно. Это не право собственности на судно, а именно право собственности на объект строительства. В дальнейшем судно передается заказчику или покупателю, и в момент проведения оплаты тот уже оформляет его в собственность. Оформить свое право на строящийся катамаран «Санкт-Петербург» «Восточная верфь» не могла в принципе, так как не имеет разрешения на строительство корпусов судов из стеклопластика.

Все это привело к тому, что «Восточная верфь», которая являлась официальным исполнителем работ, не смогла передать катамаран заказчику – департаменту промышленности и транспорта Приморского края. Срок окончания работ по контракту как раз приближался. Непосредственный исполнитель работ – ООО «Пасифико Марин» категорически отказалось передавать права на корпус катамарана без окончательного расчета.

Тогда к решению проблемы подключилась краевая администрация, которая в конечном счете и выступала главным заинтересованным лицом. 13 августа 2012 года на стройплощадку, где находился катамаран, прибыл Сергей Сидоров, временно исполнявший обязанности первого вице-губернатора края и лично курировавший постройку катамаранов по поручению губернатора Миклушевского. Он провел выездное совещание (протокол совещания имеется в редакции), в ходе которого директор АО «Восточная верфь» Игорь Мирошниченко пояснил ему, что исполнитель выполнил работы всего лишь на сумму около 30 млн рублей и прекратил работы по проекту еще в феврале 2012 года, поэтому ему и не выплачивают деньги и не подписывают акты выполненных работ. Но стоит отметить, что «Пасифико Марин» строило корпус судна и к 28 февраля он уже был готов к спуску на воду, что подтверждается актом освидетельствования судна Российского морского регистра № 12.00025.170 от этой даты.

В свою очередь член совета директоров АО «Восточная верфь» Геннадий Лазарев указал, что решение вопроса с подписанием актов выполненных работ не должно влиять на выполнение «Восточной верфью» государственного заказа. Данный спор, по мнению депутата, ректора ВГУЭС и члена совета директоров «Восточной верфи» должен был быть решен в суде. После этого врио вице-губернатора Сергей Сидоров поставил вопрос о необходимости отказа ООО «Пасифико Марин» от прав на катамаран к 14 августа и о переоформлении прав на администрацию Приморского края.

На совещании, помимо указанных лиц, присутствовали руководитель подразделения УФСБ по ПК Александр Анатольевич Бондарь, капитан морского порта Владивосток Александр Иванович Кувшинов, уже упомянутый гендиректор АО «Восточная верфь» Игорь Иванович Мирошниченко и его зам по судоремонту Олег Борисович Сиденко, который в настоящее время руководит предприятием.

По мнению руководства ООО «Пасифико Марин», вышеуказанный протокол совершенно не отражает происходящего на встрече 13 августа 2012 года. Так, в заявлении, поданном в суд 17 января 2017 года, все происходившее тогда в кабинете гендиректора «Восточной верфи» названо захватом принадлежащего компании имущества, осуществленном организованной группой лиц:

«Суть предпринятых действий по захвату сводилась к запрету ООО «Пасифико Марин» вывозить свое имущество с арендованной территории АО «Восточная верфь» неопределенно долгое время. В том числе и в первую очередь этот запрет касался катамарана «Владивосток», начавшего к этому времени движение от места строительства к причальной стенке для спуска на воду и проведения ходовых испытаний».

Альтернативой этому, как явствует из заявления, были отказ от прав на катамаран «Санкт-Петербург» и уплата порядка 50 млн рублей в форме возврата платы за постройку его корпуса.

«Вся стратегия была основана на том, что после 13 августа (2012 года. – Прим. VL.ru) у "Пасифико Марин" никаких перспектив нет. Они были уверены, что мы сделаем все, что они скажут. Никто из них не рассчитывал, что история повернется таким образом, что 14-го числа никаких передач не будет», – считает Сергей Волошенко, на тот момент занимавший должность директора ООО «Пасифико Марин».

Кораблестроители отказались подчиниться решению этого заседания, и спор перенесся в залы судов. Все они закончились не в пользу «Пасифико Марин». 20 декабря 2012 года судья В. И. Куриленко признал (дело № А51-22071/2012) право собственности АО «Восточная верфь» на катамаран «Санкт-Петербург». Впрочем, указывая в обосновании решения, что компания «Пасифико Марин» не могла регистрировать свои права на строящееся судно, так как «строила его не для себя», суд в резолютивной части не признал решение о данной регистрации незаконным. Получается, что регистрация строящегося катамарана «Санкт-Петербург» за ООО «Пасифико Марин» была законной, но, внимание, – не правильной. Не смутило суд и то, что «Восточная верфь» так же, как и «Пасифико Марин», строила судно не для себя, а для администрации Приморского края.

Как ни странно, наиболее внятный ответ на многочисленные обращения в правоохранительные органы и к представителям власти Сергей Волошенко получил из администрации края. На основании запроса прокуратуры Приморского края управление государственной гражданской службы и кадров краевой администрации в конце 2012 года провело проверку действий Сергея Сидорова. В ответе за подписью начальника управления В. Ю. Петрова (копия имеется в редакции) указано, что первый вице-губернатора края Сидоров действовал в рамках поручения губернатора Приморского края; что единственным законным способом оформления права собственности на катамаран «Санкт-Петербург» за администрацией Приморья является отказ от прав «Пасифико Марин» на строящееся судно; что встреча проходила в нормальной рабочей обстановке. Наконец, все присутствовавшие на встрече, если верить тому, что пишет В. Ю. Петров, подтвердили, что никаких угроз в адрес гендиректора ООО «Пасифико Марин» на встрече не высказывалось и о блокировании имущества и запрете спуска на воду катамарана «Владивосток» речь не шла.

В результате чего делается вывод, что злоупотребления полномочий со стороны первого вице-губернатора Сидорова не было, а его требования уступить права на строящийся катамаран «Санкт-Петербург» было законным и обоснованным.

Кроме темной истории с оплатой выполненных – по версии «Пасифико Марин» – или не выполненных – по версии «Восточной верфи» – работ, есть еще один интересный эпизод в этом споре. В результате разбирательства, кому принадлежит строящееся судно, оно не было готово к саммиту АТЭС, который проводился в сентябре 2012 года. На основании этого заказчик – департамент промышленности и транспорта Приморского края – спустя почти два месяца, 23 октября 2012 года, потребовал расторгнуть контракт, вернуть уплаченные за катамаран деньги – 100 000 000 рублей и уплатить порядка 4 млн рублей штрафа. Деньги заказчику были возвращены, штраф выплачен, и практически катамаран достался «Восточной верфи». Фактически верфь купила у администрации Приморского края катамаран по себестоимости, и после этого он пропал из поля зрения властей и морских перевозчиков. На морские прибрежные перевозки по краю – в пару к катамарану «Москва» – «Санкт-Петербург» так и не вышел.

По словам генерального директора «Восточной верфи» Сиденко, предприятие завершило строительство катамарана в 2015 году. Он спроектирован и построен в полном соответствии с правилами Российского морского регистра судоходства, находится в отличном техническом состоянии полностью и готов для использования в прибрежных водах. Для желающих приобрести судно Олег Сиденко сообщил, что цена за судно – договорная.

Интересно, что два объявления о его продаже еще в июле 2014 года были размещены в интернете. В одном из объявлений указана договорная цена. Во втором цена указана в 5-5,5 млн долларов, но содержит только фотографии «Санкт-Петербурга», а описание соответствует катамарану «Владивосток». Однако до сегодняшнего дня катамаран не продан и никак не используется.

В настоящее время «Санкт-Петербург» находится на территории судостроительного завода «Восточная верфь», после единственной демонстрационной прогулки в августе 2012-го катамаран стоит законсервированный.

С приходом нового руководства интерес ко всему, что передвигается по воде, в Приморье серьезно вырос. Андрей Тарасенко с большой энергией повел обсуждение проблем пассажирских перевозок и поставил перед транспортными властями края амбициозные задачи. Речь идет ни много ни мало о возобновлении регулярных прибрежных перевозок между краевым центром и Находкой, Большим Камнем, Славянкой.

На этом фоне департамент транспорта и дорожного хозяйства вспомнил про «Санкт-Петербург». На заседании ОЭС по транспортной политике в марте начальник отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства Григорий Плотницкий озвучил идею приобретения катамарана в краевую собственность и использования на пассажирских маршрутах. Оказывается, такая возможность уже обсуждалась с собственником и речь идет о заявленной стоимости в 210 миллионов рублей.  

Впрочем, существует ряд объективных обстоятельств, которые могут стать препятствием для реализации данной инициативы. Прежде всего остается не выясненным вопрос с техническим состоянием судна и его соответствия проекту. Нынешний собственник утверждает, что никаких дополнительных технических механизмов для выхода на крейсерскую скорость 25 узлов не требуется и поэтому судно ими не оснащалось.

Александр Корытко, который осматривал судно, заявил, что корпус уже сейчас содержит следы деформации и разрушения. Если катамаран будет активно эксплуатироваться в условиях морской зыби и ежедневных нагрузках при швартовке и посадке пассажиров, то в течение нескольких лет это неизменно приведет к проблемам с герметичностью корпуса. Плюс ко всему зимой судно необходимо хранить в теплом эллинге, иначе корпус из композита повторит судьбу асфальта на владивостокских дорогах – вода, попавшая в микротрещины, замерзнет и, расширившись, будет способствовать разрушению корпуса.

Кроме того, не совсем понятно, по какому принципу происходит оценка стоимости «Санкт-Петербурга». Председатель ОЭС Сергей Огай предложил провести экспертизу, которая определит реальную стоимость судна с учетом текущего и перспективного технического состояния.

Ну и, наконец, остается нерешенной проблема с оплатой счетов за строительство катамарана. ООО «Пасифико Марин» все еще претендует на заработанные средства и не оставляет намерений добиваться своего в суде.

«Владивосток»

Судьба катамарана «Владивосток» сложилась наиболее трагично. Он до сих пор находится на берегу, не спущен на воду и сильно пострадал от мародеров и неправильного хранения.

Дело в том, что все активы «Пасифико Марин», которые находились на территории «Восточной верфи», были по искам последней арестованы за долги (дело № А51-19705/2012) по договорам аренды и займов. 19 сентября 2012 года за долг в 3 680 170 рублей 95 копеек суд арестовал имущество компании на сумму более 300 млн рублей. Среди прочего арестованными оказались катамаран «Владивосток», два других катамарана длиной 12 и 9 метров, пластиковый катер и 25 недостроенных яхт «Оптимист».

В ноябре 2017 года вышло постановление о прекращении исполнительного производства и снятии ареста с имущества ООО «Пасифико Марин». Однако «Восточная верфь» отказывается обеспечить доступ и вывоз имущества, требуя компенсировать затраты на его хранение начиная с 2012 года.

То, что катамаран, построенный по современным технологиям и так необходимый для морских пассажирских перевозок в Приморье, за пять лет не был выставлен приставами на торги как и все остальное имущество, объясняется просто. Как сообщили VL.ru в пресс-службе УФССП по Приморскому краю, в связи с тем, что стороны исполнительного производства неоднократно пользовались своим правом обжаловать акт оценки арестованного имущества, обращаясь в Арбитражный суд, тот приостановил исполнительное производство. Для определения стоимости имущества решено было привлечь специализированного оценщика. После проведения этой процедуры катамаран «Владивосток» будет передан на реализацию.

Причина обращаться в суд была у всех сторон. Дело в том, что согласно отчету ООО «Профессионал», которое провело оценку арестованного имущества по контракту с УФССП по Приморью, на июнь 2016 года стоимость катамарана «Владивосток» составила всего 68,24 млн рублей. Кроме того, катамаран не прошел ходовые испытания и не включен в Морской регистр как судно. Он все еще является строящимся судном, то есть попросту конструкцией с очертаниями плавающего средства. Естественно, это снижает его стоимость в случае реализации в таком виде.

Между тем, согласно отчету о прогнозной оценке рыночной стоимости катамарана «Владивосток», на 5 апреля 2012 года (имеется в редакции) его стоимость на момент завершения строительства (при соблюдении установленных сроков) составляла порядка 262,7 млн рублей.

Когда в мае 2016 года ООО «Пасифико Марин» наконец удалось получить доступ на территорию «Восточной верфи» для оценки состояния своего имущества, выяснилось, что катамаран «Владивосток» находился на открытой территории и должным образом не охранялся. В отчете «Восточной сюрвейерской компании», которая проводила осмотр и фотографирование катамарана, зафиксированы многочисленные повреждения, а аппаратура, приборы и элементы внутренней отделки были частично расхищены или испорчены. 

В частности, в отчете отмечается, «что катамаран в течение почти 4 лет, находясь под арестом, наложенным Арбитражным судом по иску АО «Восточная верфь», на ответственном хранении АО «Восточная верфь», не получал надлежащего обслуживания корпуса и оборудования. Также в результате не надлежащей охраны на катамаране были сорваны печати с помещений, взломаны замки, разбит иллюминатор. Из-за вышеуказанных действий охраны и администрации верфи появился свободный доступ к имуществу и оборудованию судна. В связи с вышеуказанным фактом с катамарана исчезло установленное оборудование и имущество, складированное на катамаране перед консервацией».

Начиная с 2012 года «Пасифико Марин» пыталось отстаивать свои интересы в различных инстанциях. Обращения и заявления были направлены в полицию, прокуратуру, администрацию президента РФ, губернатору Приморского края Миклушевскому и полпреду в ДФО Трутневу. В обращении к президенту было указано, что «депутатом Законодательного собрания Приморского края Лазаревым Г. И., и по совместительству владельцем и управляющим АО "Восточная верфь", захвачено по рейдерскому сценарию и заблокировано имущество частной компании ООО "Пасифико Марин"». После этого Геннадий Лазарев подал на «Пасифико Марин» в суд за клевету, но суд пришел к мнению, что обращение к главе государства не является актом клеветы, и Лазарев иск отозвал.

В феврале 2018 года на вопрос о техническом состоянии находящегося на территории АО «Восточная верфь» катамарана Олег Сиденко лаконично ответил, что АО «Восточная верфь» к катамарану «Владивосток» отношения не имеет. В настоящее время местонахождение катамарана – тезки приморской столицы – неизвестно.

Самое важное в Telegram-канале Новостей VL.ru

Подписывайтесь на Новости VL.ru в Instagram

Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru
Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru Катамаран «Санкт-Петербург» — newsvl.ru

Актуальные новости

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта