Новости Владивосток

Невоенный инженер: как гражданский специалист Владимир Самойлов принимал участие в строительстве Владивостокской крепости

Когда мы говорим о строительстве Владивостокской крепости, то представляется картина военных инженеров, работающих над её сооружением: выправка, мундир, награды. Однако к этому сложному делу приложили свои руки и инженерные знания не только люди военные, но и сугубо гражданские. О таком человеке мы хотим рассказать сегодня. Владимир Самойлов, по образованию техник путей сообщения, смог проявить себя в различных сферах: тянул железнодорожные ветки, строил дороги, отвечал за ремонт зданий, проводил инженерные изыскания – в том числе в дальних и опасных экспедициях. С Владивостоком его связывает не только история дореволюционных лет, Владимир Матвеевич работал здесь и при советской власти – как отмечали современники, неизменно честно и профессионально.

Детство и юность

Владимир Матвеевич Самойлов – дальневосточник, родился в Хабаровске в 1887 году в семье Матвея Адамовича Самойлова. Самойлов-старший был кузнецом, в Хабаровск приехал из Забайкалья, хотя сам родился в городе Изюм в Харьковской губернии. Владимир был старшим из четырёх сыновей в семье. К сожалению, не всё в детстве у братьев шло гладко. Их мать, Анастасия Савельевна, скончалась в 1894 году, а Матвей Самойлов с горя запил и вскоре умер от апоплексического удара.

Опекуном братьев стал их крёстный Павлин Александрович Ерженин, и трое старших братьев, Владимир, Михаил и Александр, остались с ним. Самого младшего, Василия, приняла бывшая прислуга Ксения Петрова и увезла его с собой в Томскую губернию. Но мальчишкам повезло с наследством, так как у их отца имелись домовладения, и опекун использовал доход от их сдачи на содержание братьев. Правда, была и занятная история: в один «прекрасный» момент арендаторы стали задерживать платежи, считая, что за сирот никто не вступится. Просчитались. Павлин Александрович, не смутившись, взял братьев и вместе с ними отправился на приём к генерал-губернатору. Причём без всякой предварительной записи и предупреждения. Губернатор принял посетителей, мальчишек угостил пряниками, выслушал, разобрался в ситуации и дал указания полицмейстеру. Итогом стала очень вдумчивая беседа полицейских чинов с арендаторами. К сожалению, подробности разговора до нас де дошли, но итогом их стало то, что оные арендаторы напрочь забыли о задержке выплат.

Средств с аренды было достаточно и хватило для получения молодыми людьми образования. Михаил и Александр получили высшее, а Владимир – среднее техническое. В Техническое училище при Уссурийской казённой железной дороге Хабаровска он поступил в 1896 году после окончания четырёхклассного городского училища. Образование Самойлов окончил в 1905 году, получив специальность техника путей сообщения.

Начало работы во Владивостоке

После окончания учёбы Владимир должен был пройти обязательную двухлетнюю практику на ремонтных работах на железнодорожных зданиях и путях. Тогда Самойлов в первый раз прибыл во Владивосток – 1 мая 1905 года. В это время ещё шла Русско-японская война, и во Владивостоке велись фортификационные работы. Линию обороны вынесли дальше от города – на высоты, где сейчас стоят «номерные» форты крепости, строившиеся уже после окончания войны по проекту 1910 года. А тогда эти сопки занимали полевой фортификацией со строительством на некоторых объектах бетонных пулемётных будок (две из которых сохранились до наших дней в составе сооружений 2-го форта).

В долине Первой речки оборудовались склады для нужд крепости. Там была проброшена линия узкоколейной дороги, однако по некоторым причинам была необходимость протянуть туда уже линию полной колеи. Этими работами занялся Первый участок Уссурийской железной дороги. Здесь и начал свою работу во Владивостоке Владимир Матвеевич – причём ему довелось сменить несколько должностей, начиная от практиканта и заканчивая нивелировщиком.

Через год Самойлова направили на должность десятника 1-го строительного участка Второй дистанции на станции Угольная в Управлении постройки Сучанской железнодорожной ветки. С 1909 года, уже после окончания работ на этой ветке, Самойлов два года работал в изыскательной партии железных и шоссейных дорог в должности техника. А 4 мая 1911 года, практически ровно через шесть лет после своего приезда во Владивосток, Владимир Матвеевич поступил на работу в Управление строителя Владивостокской крепости. Как раз в то время, когда вовсю кипела работа над реализацией проекта по усилению крепости 1910 года. Здесь он надел военную форму, в которой проведёт достаточно много лет, хоть и будет не кадровым офицером, а военным чиновником.

Изначально Самойлов поступает на должность техника по дорожным работам на одном из строительных участков, на которые была разделена огромная территория. Затем, с сентября 1916 года, работает уже помощником начальника участка № 22. После окончания строительства шоссейных дорог был переведён уже в 20-й участок. Здесь он до ноября 1922 года работал техником по ремонту зданий, после чего буквально месяц пробыл на должности смотрителя зданий 1-го строительного района. А в декабре 1922 года Владимир Матвеевич увольняется со службы по сокращению штата в уже бывшем строительном участке, где он работал. О том, что свою работу на этих должностях при строительстве крепости Самойлов исполнял как следует, свидетельствовал и Эрнест Оскарович Маак, писавший в конце 1922 года следующее:

«За всё время службы гр. Самойлов исполнял свои обязанности вполне добросовестно, аккуратно и с полным знанием дела».

В 1913 году, уже работая в Управлении, Владимир Матвеевич женится на Надежде Дмитриевне Паршиной, жительнице его родного Хабаровска. В браке у семьи родились две дочери: старшая Людмила и младшая Конкордия. Сначала семья во Владивостоке жила в съёмном доме, который располагался в районе Гайдамака. Когда Владимир Матвеевич работал в составе 20-го участка, семья переехала на Эгершельд в служебный дом. В 1921 году рядом со служебным домом Самойлов строит свой собственный большой дом для семьи. Располагался он по адресу: Пестеля, 2 и до наших дней не сохранился (вообще от всей улицы остался один дом с номером 5).

Отъезд и продолжение карьеры

Осенью 1921 года в соседнем доме на конспиративной квартире был убит Роман Цейтлин, видный большевик того времени. Убит он был агентами меркуловской контрразведки по наводке японцев. Но тут возникли опасения, что все соседи теперь могут попасть в поле зрения соответствующих органов, тем более что у Самойловых постоянно проходили собрания – часто заходили в гости офицеры Владивостокского крепостного инженерного управления вместе с жёнами. Последним «звоночком» для Владимира Матвеевича стало вступление в 1922 году во Владивосток частей Народно-революционной армии ДВР. Он решает, что пора бы уехать из Владивостока. Тем более были и личные обстоятельства, которые в то смутное время неизвестно как могли бы сыграть против Самойлова: его братья Александр и Михаил были на стороне красных. Михаил был большевиком и вместе с семьёй погиб во время Гражданской. Самый младший из братьев, наоборот, принял «белую» сторону: Василий окончил Омское пехотное училище и с офицерскими погонами на плечах сначала служил у Колчака, а затем у Меркулова и Диттерихса. В октябре 1922 года в боях в Приморье он погиб. В итоге Владимир Матвеевич решил вернуться в Хабаровск.

Там он снова вернулся к направлению работы «по специальности» – на железной дороге. И здесь же в 1924 году стал членом Союза железнодорожников. Сменив несколько должностей, он смог набрать такого опыта и знаний, что не уступал сотрудникам железной дороги с высшим инженерным образованием. Именно это дало возможность получить должность инженера для технических зданий в 1928 году, а в начале 30-х годов встать на должность инженера грузовых узлов, станций и земляного полотна. За период работы в Управлении Уссурийской железной дороги Самойлов принимает участие в работе над веткой до озера Ханка на линии Манзовка (современный посёлок Сибирцево) – Турий Рог. Что интересно, в той экспедиции на группу напали хунхузы, и Владимир Матвеевич проявил себя как переговорщик, сумев, хоть и с трудом, убедить эту шайку, что экспедиция сугубо гражданская и к военным отношения не имеет.

В 1933 году Владимира Матвеевича приглашают на работу в контору «Промлес» («Дальлесмеханизация»). И история эта, о том как железнодорожник оказался в системе заготовки леса, весьма занятна, завязана она на органы ОГПУ (специальный орган госбезопасности СССР). За несколько лет до этого ОГПУ обратилось к Самойлову с просьбой дать отзыв на изыскательную работу Владимира Клавдиевича Арсеньева. Органы тогда ждали ответа, который смог бы обвинить Арсеньева во вредительстве, но Самойлов, прекрасно понимая это, после изучения работы дал на неё положительный отзыв, отметив качество изысканий Арсеньева. Следствием этого стал арест и обвинение в том, что Самойлов якобы прячет золото. Золота, естественно, не нашли. Да и супруга Владимира Матвеевича сразу же после ареста бросилась по инстанциям отстаивать невиновность мужа. В итоге Самойлов был отпущен, однако органы взяли его на заметку как профессионального работника с большим опытом и знаниями. И вот когда начали разворачивать добычу леса, вспомнили о нём и предложили работу.

В августе 1933 года он отправился в качестве начальника в составе III партии Верхне-Уссурийской экспедиции. Год, с марта 1935-го, Владимир Матвеевич руководил одной из партий в бригаде, которая занималась реконструкцией Оборской железнодорожной ветки – она как раз и была на тех территориях, где активно начали заготовку леса. Эта ветка была крупнейшей из тех, что не входили в сеть железных дорог Наркомата путей сообщения.

В 1938 году контора была ликвидирована, но, скажем так, не окончательно. Вместо неё был создан Дальневосточный филиал института Гипролестранс. В этой новой организации Владимир Матвеевич работал сначала руководителем сметной группы. Через какое-то время был назначен на должность старшего, а затем и главного инженера проекта. В июне 1941 года – новая должность, в этот раз начальника Транспортной партии Уполномоченного Наркомата угольной промышленности на Дальнем Востоке. В 1943 году Владимир Матвеевич работал в тресте «Хабаровскуголь» на должности инженера Погрузочно-транспортного управления. В 1945-м становится начальником Отдела железнодорожного транспорта. А после окончания войны в 1946 году Самойлова наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Возвращение во Владивосток и окончание пути

В 1948 году Владимиру Матвеевичу присвоено звание горного директора административной службы III ранга. А в следующем году его семья решила вернуться во Владивосток, в тот самый дом на улице Пестеля, из которого они уехали в 1922 году. Но сам Самойлов оставался на работе в Хабаровске до 1952 года. Тогда, в ноябре, его командировали во Владивосток в расположение комбината «Приморскуголь». Так он снова начал работу в нашем городе и одним из проектов, которые реализовал в первое время, было строительство моста на железнодорожном пути Липовецкого шахтоуправления. К слову, в этой работе Самойлов сделал расчёты с учётом исторической повторяемости паводков, которые происходили у нас.

В 1955 году скончалась младшая дочь Конкордия, и у Владимировича Матвеевича с супругой на воспитании осталась внучка Лидия. В 1957 году Самойлов ушёл на пенсию. К сожалению, в 1961 году скончалась супруга Владимира Матвеевича, Надежда Дмитриевна. Он остался жить во Владивостоке в доме вдвоём с внучкой. Тем не менее Владимир Матвеевич выдержал эту жизненную встряску. А спустя некоторое время женился на своей знакомой ещё по Хабаровску – Марии Георгиевне Добржанской.

В 1977 году отмечался девяностолетний юбилей железнодорожного инженера. В доме собралось большое количество людей, в том числе друзья. Они подарили ему серебряный подстаканник с надписью: «Володе 90 лет. От друзей». Умер Владимир Матвеевич в 1981 году в возрасте 94 лет.

За свою жизнь этот человек показал высокий уровень профессиональных навыков и практиковал честный подход к выполнению поставленных перед ним задач. Так, в одной из справок о его деятельности было написано:

«Работы инженера Самойлова были проведены в самых тяжёлых условиях (принимая во внимание необитаемость района, удалённость), но в самый короткий срок вполне удовлетворительно… Необходимо отметить, что полевые задания инженером Самойловым были выполнены в высшей степени хорошо, причём Самойлов показал своё умение организовать работу. В данный момент занимается составлением смет по строительству ж/дороги, и здесь он незаменим. К отличительным чертам Самойлова нужно отнести его необычайную плодотворную усидчивость и аккуратность».

Или вот октябрь 1935 года и приказ по «Дальлесмеханизации»: «За систематическое перевыполнение производственных норм, за исключительно высокое качество работы начальник партии, инженер сухопутного транспорта Самойлов В. М. награждается наградой IV степени – письменным прибором». Из наград в биографии Владимира Матвеевича также были звание «ударника I пятилетки», значок «Отличник железнодорожного транспорта».

Для большинства строители Владивостокской крепости – это люди, которые жили очень давно, «где-то там» и в большинстве своём или погибли ещё в начале 20-го века, или же уехали в эмиграцию. А вот Михаил Матвеевич остался на Дальнем Востоке. И, думается, что многие наши читатели могли даже вполне ходить с ним в одно время по одним и тем же местам Владивостока. Поэтому несмотря на то, что строительство крепости закончилось ещё в смутные революционные годы, кое-кто из живущих сейчас мог видеть людей, которые занимались этим нелёгким делом. Всё-таки, несмотря на уже приличное количество прошедшего времени, история становления крепости не так уж и далека от нас.


Обсудить в Telegram
Техник путей сообщения В. М. Самойлов, Владивосток, 1905 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Техник путей сообщения В. М. Самойлов, Владивосток, 1905 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Инженер Владимир Самойлов в возрасте 90 лет. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Самойлов в проектной мастерской инженера Кринского, 1909 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru
Техник путей сообщения В. М. Самойлов, Владивосток, 1905 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Техник путей сообщения В. М. Самойлов, Владивосток, 1905 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Инженер Владимир Самойлов в возрасте 90 лет. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru Самойлов в проектной мастерской инженера Кринского, 1909 г. Из семейного архива Людмилы Сетяминой (Владивостокская крепость, том 4) — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта