Новости Владивосток

«Огненные рейсы» Дальневосточного пароходства: как суда торгового флота во время войны гибли из-за противников и союзников

Памятник морякам торгового флота во Владивостоке знаком каждому. В годы Великой Отечественной войны Владивосток был главным портом ленд-лиза – именно сюда свозились грузы, переданные США. Сотни гражданских моряков погибли в этих «огненных рейсах», провозя боеприпасы, продовольствие и технику для населения и армии. Три десятка судов были потоплены противниками, союзниками или в результате навигационных аварий.

За период боевых действий Второй мировой войны ДВГМП (так до 1964 года называлось Дальневосточное морское пароходство) потеряло больше трёх десятков своих судов. Меньшая часть погибла из-за различных навигационных аварий. Двадцать три же в ходе боевых действий были потоплены как противником, так и союзниками – по ошибке. Несколько пароходов были уничтожены в порту Гонконга, во время боёв между японскими и британскими силами, просто оказавшись не в том месте и не в то время.

Обстрел в Гонконге

Именно в Гонконге ДВГМП потеряло первое своё судно в результате военных действий. Это был пароход «Кречет», построенный в 1899 году в Англии и с 1914 года работавший в России. 14 декабря 1941 года во время боёв десятки различных снарядов прошили борта судна. Начался пожар, потушить который не смогли. Пароход погиб, хотя экипаж смог спастись и добраться до берега. Моряки вернулись в СССР, но с трудом – высадившись на берег, они оказались в зоне начавшихся боевых действий.

В последующие дни там же ДВГМП потеряло ещё три судна. 18 декабря японцами целенаправленно был обстрелян пароход «Свирьстрой» - судно погибло в этот же день. На самом пароходе погиб боцман Коверников.

В тот же день обстрелу подвергся и пароход «Сергей Лазо». Судно, находившееся на капитальном ремонте и стоявшее в доке, с началом боевых действий вывели на рейд, но это ему не помогло. После первого обстрела пароход остался на плаву, но 23 декабря его всё-таки добила артиллерия. Судно на тот момент состояло из одного корпуса в связи с тем самым ремонтом.

Четвёртым погибшим стал пароход «Симферополь». Он имел весьма насыщенную историю и работал на различных направлениях на Тихом океане с 1913 года. В 1930-м «Симферополь» был выброшен на камни на берегу Сахалина, но его сняли и отбуксировали во Владивосток, где его ввели в состав ДВГМП. С 1934 года до начала Великой Отечественной стоял на приколе, так как имел различные повреждения. После начала войны пароход отправили на ремонт, где он и попал под обстрел японцев. Судно получило значительный ущерб, экипаж его оставил, вернувшись с трудом на родину. В 1942-м пароход смогли вытащить из дока, но бросили. И уже после окончания Второй мировой судно попытались отбуксировать во Владивосток, но оно село на мель, где и простояло до 1950 года, после чего его оттащили обратно в Гонконг и разделали на металл.

Под удары японской авиации 17-18 декабря попал пароход «Перекоп». Во время атак погибло восемь членов экипажа, ещё столько же получили ранения. Спасшиеся моряки добрались до малайзийского острова Большая Натуа, где прожили больше года. После всех злоключений и долгого пути через Сингапур, Гонконг, Шанхай, Дайрен и Харбин осенью 1943 года моряки вернулись в СССР.

В том же декабре, 26-го числа, у берегов Филиппин затонул пароход «Майкоп». Несколькими днями ранее он тоже подвергся атакам японской авиации, в результате которых погиб радист. Несмотря на активную борьбу за живучесть, полученные повреждения не позволили экипажу спасти судно. Высадившийся на остров Миндао экипаж весной 1942 года был захвачен японцами в плен, но ситуация решилась относительно мирно. Советских моряков отконвоировали в Манилу, откуда в июне отправили в Шанхай, в советское консульство. К концу лета моряки вернулись домой.

Японцы и американцы

Суда ДВГМП после начала боевых действий на Тихом океане продолжали выполнять различные рейсы. В пути их ожидало множество проблем. Японцы периодически задерживали под различными предлогами наши пароходы. Несмотря на подписанный пакт о нейтралитете с Японией, её военные силы топили советские суда.

Осенью 1942 года японской подводной лодкой I-162 в Бенгальском заливе был потоплен лесовоз «Микоян». Пароход с августа 1941 года занимался перевозкой военных грузов. После торпедирования средства водоотлива команда не смогла справиться с потоком поступающей воды, и судно затонуло. Экипаж в полном составе смог пересесть на шлюпки и дойти до порта Гопалпур. Вернуться во Владивосток им удалось, преодолев длинный путь через Индию, Иран, Ирак, Каспийское море, прибыв в Красноводск. Оттуда уже поездом моряки вернулись во Владивосток.

Ещё одной жертвой японских подводных лодок стал грузовой пароход «Павлин Виноградов». Выяснить, кто именно его потопил, удалось лишь под конец прошлого века. Весной 1944 года судно шло из Ванкувера во Владивосток. Возле Алеутских островов «Павлин» был торпедирован. В результате взрыва торпеды детонировали бочки с ацетоном, находившиеся в трюме. Охваченное пожаром судно затонуло буквально за пару минут. Из 42 человек экипажа перейти на шлюпку и плот удалось 29 морякам. Большинство имели ожоги и различные травмы. Помимо этого, у выживших не было тёплой одежды. К тому моменту, когда на них наткнулся пароход «Ола», в живых остались всего девять человек.

Но не только японцы топили советские суда. Американские подводные лодки периодически принимали наши пароходы за японские и по ошибке топили.

Так, от действий американских подводных лодок погибло шесть судов ДВГМП. Первой жертвой ошибки стал пароход «Ангарстрой», потопленный в мае 1942 года в Восточно-Китайском море американской подводной лодкой USS Grenadier (SS-210). При этом за несколько дней до атаки пароход был отпущен из японского порта Кушимото, где находился некоторое время после задержания. Сама же подлодка практически ровно через год погибла у острова Пхукет после атак японской авиации.

17 февраля 1943 года субмарина Sawfish (SS-276) потопила сразу два советских судна - пароходы «Ильмень» и «Кола». Потоплены они были близко друг к другу: разница в координатах мест гибели всего лишь 21 минута северной широты. «Кола» около полуночи получил две торпеды в левый борт. Одна попала в борт, другая – в топливный танк, из-за чего произошёл разлив мазута. Радист парохода успел подать сигнал по аварийной радиостанции, но американцы не оказали помощи, а бросили тонущее судно. Оно быстро накренилось на борт и затонуло в течение нескольких минут. Покинуть «Колу» удалось 31 человеку, успевшим спуститься в шлюпки. 42 моряка погибли вместе с судном. Спустя 15 дней оставшихся в живых четверых человек подобрал японский корабль. Выжившие были переданы советскому консулу 12 марта, отказавшись подписать бумагу о торпедировании американскими силами.

Той же подводной лодкой был атакован транспорт «Ильмень» – на рассвете в неё выпустили две торпеды, судно затонуло. Большей части команды удалось перейти на шлюпки и спастись, погибли только семь человек. Экипажу этого судна повезло, так как в тот же день моряки были подобраны пароходом «Каширстрой», идущим на Камчатку.

В книге «Топи их всех!» бывшего командующего подводными силами Тихоокеанского флота США Чарлза Локвуда оба инцидента описаны подробно.

«Эти суда шли через пролив Ван-Димен, находящийся к югу от Японии, в то время как, по нашим данным, маршрут русских судов, направлявшихся в Соединённые Штаты, должен был проходить через пролив Лаперуза. Но получилось так, что 15 января пролив Лаперуза сковало льдом, и русские воспользовались морским путём через Цусимский пролив и пролив Ван-Димен [южнее острова Сикоку. – Прим. VL.ru], не поставив нас в известность. Ходовые огни на обоих судах, очевидно, горели вполсилы. "Софиш" атаковала "Ильмень" на рассвете, а предполагаемое русское судно "Кола" при ярком свете луны, поэтому в обоих случаях она шла под перископом и не могла различить тусклых отличительных огней. После этих инцидентов русские стали информировать нас через нашего генерального консула во Владивостоке как об основных маршрутах, так и о передвижении отдельных судов. С течением времени они начали также применять специальные опознавательные знаки».

Тем не менее в следующем году ещё два судна стали жертвой американских подводных лодок. В марте 43-го года в Охотском море был торпедирован пароход «Белоруссия», шедший из США. Из всего экипажа в живых остались только двое: кочегары Иван Петрович Петровичев и Яков Петрович Почернин. В конце марта они оказались на острове Хоккайдо в тюрьме, где подвергались насилию и допросам. Домой они вернулись только летом 1944 года. Остальной экипаж погиб при торпедировании и оказавшись на льду. О том, что выстрелы в судно «ошибочно» произвела лодка Sand Lance (SS-381), стало известно только через много лет после окончания войны.

6 июля 1943 года американской подлодкой Sunfish (SS-281) был потоплен теплоход «Обь». Торпедирован – тоже «ошибочно» – в правый борт он был недалеко от побережья Камчатки. Погибли 14 членов экипажа. Остальным удалось сесть в шлюпку и на следующий день подойти к берегам Камчатки, где их встретил пограничный катер. В августе выжившие моряки вернулись во Владивосток. Примечательно, что на судне уже были те самые опознавательные знаки, о которых писал Локвуд: по обоим бортам был нарисован государственный флаг СССР, который ночью подсвечивался прожекторами. На мачтах горели «нейтральные огни». Из-за этого долгое время считалось, что потопили «Обь» японцы.

Последней жертвой ошибки в июне 1945 года стал пароход «Трансбалт», потопленный подлодкой США Spadefish (SS-411). Это было крупное судно, способное принять более 11 000 тонн груза. «Трансбалт» считался одним из самых больших сухогрузов СССР. Американская лодка действовала в проливе Лаперуза против японских судов без согласования с СССР. На борту парохода находились более 100 человек, из которых 20 были учениками и практикантами. При атаке погибли пять человек. Остальным удалось спастись и добраться до японского берега. 30 июля люди вернулись во Владивосток на пароходе «Хабаровск».

Подрывы на минах и морские атаки

Часть погибших судов ДВГМП — участники доставки военных грузов по ленд-лизу. Одни гибли от действий надводных и подводных сил противника, другие — подрываясь на минах. Так в 1942 году на минах у полуострова Новая Шотландия погиб пароход «Колхозник», шедший с военным грузом. Причину гибели удалось выяснить по данным немецких архивов, а до этого высказывались предположения о торпедировании или столкновении с неким подводным объектом. Из экипажа в 36 человек погибли двое, ещё 11 получили обморожения.

Семь судов погибли в акваториях Баренцева и Карского морей. Здесь причиной гибели становились немецкие подводные лодки, надводные корабли и авиация противника.

Первым погибшим в Баренцевом море судном ДВГМП стал пароход «Киев». Судно следовало в балласте в составе конвоя QP-10 (индексом PQ обозначались конвои, шедшие в СССР, а QP – обратные). Пароходу удалось отразить несколько атак торпедоносцев. Потопили его две торпеды немецкой подлодки U-435. При атаке и последовавшем взрыве погибли шесть человек. Остальным удалось покинуть судно и спастись. Через полчаса они были подобраны английским тральщиком Black Fly.

4 ноября в том же море от атаки торпедоносной авиации затонул пароход «Декабрист». Экипажу удалось высадиться на шлюпки и добраться до острова Надежды, где люди остались на зимовку. Во время пребывания на острове погибла большая часть экипажа. Трое выживших были взяты в плен летом 1943 года. Домой они смогли вернуться только после Победы. Судно это интересно тем, что на Дальнем Востоке «Декабрист», тогда ещё «Анадырь», оказалось во время Русско-японской войны в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Когда бои закончились, пароход вернулся обратно на Балтику. После насыщенной службы в 1940 году был передан ДВГМП. В войну участвовал в полярных конвоях.

Спустя три дня погиб танкер «Донбасс-1». Во время одиночного плаванья был атакован немецким эсминцем Z-27. После скоротечного боя был потоплен торпедами и артиллерией эсминца. Большая часть экипажа погибла, а 13 выживших моряков были взяты в плен.

Четвёртым погибшим в Баренцевом море судном ДВГМП стал лесовоз «Красный партизан». В январе 1943 года пароход вышел в балласте из Мурманска и взял курс на Англию. Известно, что по пути он подвергся атаке авиации противника в районе острова Медвежьего и вскоре пропал без вести. Старшие братья капитана корабля Аристарха Фомича Белова, Терентий Фомич и Георгий Фомич (также капитаны дальнего плавания) в 1991 году смогли получить из немецкого архива выписку из боевого журнала немецкой подводной лодки U-255, в которой указано, что в координатах, из которых последний раз выходил на связь «Красный партизан», 26 января 1943 года подлодка потопила судно с русским экипажем. Название судна в журнале не установлено. Данные журнала с координатам и датами совпали с данными о пропаже теплохода.

В Карском море за период войны погибли три наших судна. Первым в начале сентября 1943 года на минах, выставленных немецкой подлодкой U-636, был потоплен пароход «Тбилиси». До этого он успешно уклонялся и отбивался. Только в 1942 году во время рейса экипаж судна отбил десять авиационных атак. В последний рейс «Тбилиси» с грузом угля шёл из Дудинки в Архангельск. При выходе из устья Енисея между трюмами № 2 и № 3 произошёл взрыв. При этом погибли два человека, а остальной экипаж был снят с тонущего парохода подошедшими судами. Тот редкий случай, когда помощь подоспела быстро. Пароход переломился пополам.

Жертвами немецких «волчих стай», охотившихся на конвои, с разницей в один день стали два судна ДВГМП - «Архангельск» и «Сергей Киров».

«Архангельск» шёл в составе конвоя ВА-18 (пролив Вильницкого – Архангельск) с грузом для Норильского комбината. Войдя в район действия тех самых немецких «стай» подводных лодок 30 сентября 1943 года, «Архангельск» был атакован подлодкой U-960. От взрыва торпед судно разломилось надвое и быстро затонуло недалеко от тёзки одного из наших местных островов – Русского. Выживших спас тральщик «ТЩ-31», переделанный из рыболовного траулера «РТ-15». Экипажу тральщика, погибшему в следующем году в бою с немецкой авиацией, в городе Полярном несколько лет назад был установлен памятник.

На следующий день другой лодкой «стаи», атаковавшей конвой, U-703, был потоплен пароход «Сергей Киров», шедший Северным морским путём из США. Получив торпеду в борт, от взрыва пароход переломился и затонул. Экипаж был спасён одним из кораблей сопровождения конвоя ВА-18, погиб всего один человек.

Немецкие лодки доставали наши суда не только на просторах Северного Ледовитого океана. В апреле 1942 года в Атлантике у побережья США немецкой U-402 был торпедирован пароход «Ашхабад-1». Экипаж покинул гибнущее судно и был подобран кораблём Береговой охраны США. Оказалось, что в том месте глубины была небольшие и пароход сел кормой на грунт, после чего затопление приостановилось. Но разыгравшийся вскоре шторм отбросил его в сторону с мели, и «Ашхабад-1» затонул уже окончательно.

Навигационные аварии

Помимо погибших от боевых действий, ДВГМП потеряло в период войны девять судов вследствие различных аварий, связанных как с навигационными ошибками, так и из-за непогоды.

Пожалуй, самые невероятные истории связаны с поставленными в СССР в рамках ленд-лиза судами типа «Либерти», имевшими, судя по всему, дефекты в носовой части.

Летом 1943 года одно такое судно, получившее в СССР название «Херсон», шло из Портленда во Владивосток. Из-за плохой видимости пароход сел на камни у мыса Кекурного на побережье Камчатки. В результате судно разломилось пополам, при этом части остались на плаву. Обе половины «Херсона» с помощью Аварийно-спасательного отряда Тихоокеанского флота были спасены и доставлены в порт Петропавловск. Уже после войны части «Херсона» были использованы для восстановления однотипных пароходов «Валерий Чкалов-2» и «Брянск».

Оба этих судна также лишились своих частей вследствие аварий. «Чкалов» поломался пополам во время шторма (в том же месте корпуса, что и «Херсон»), а «Брянск» лишился кормы, сев на рифы. В том же 1943 году опять разломился пополам ещё один пароход типа «Либерти» – «Валерий Чкалов-1». Судно шло из США в СССР с грузом и попало в шторм. В результате непогоды корпус получил трещину, а после попытки буксировки и вовсе развалился – ровно там же, где «Херсон» и «Валерий Чкалов-2». Половины парохода были доставлены в США, где судно позднее было восстановлено. Взамен «Чкалову-1» американцы передали нам «Чкалова-2», о котором мы уже упоминали.

Досталось и пароходу «Мариуполь». Судно было передано СССР в рамках всё того же ленд-лиза в 1943 году. Осенью идущее из США с грузом бензина судно в плохую погоду в Первом Курильском проливе село на мель у острова Шумшу. Поскольку в то время остров принадлежал Японии, через несколько часов к нему подошёл японский эсминец, с которого запретили экипажу «Мариуполя» пользоваться связью и работать силовой установкой. Шторм, начавшийся спустя несколько дней, сильнее повредил судно и сдвинул его глубже на мель. Тогда же через пробоины внутрь набралась вода, а большая часть груза ушла за борт. Только в январе следующего года остатки груза и экипаж были сняты с парохода другими судами. Покинутым пароходом успели попользоваться японцы, которые устроили из него огневую точку с артиллерией. Японцы установили там четыре 20-мм орудия и по одному 76-мм и 102-мм. Там же был установлен десяток зениток. Во время десантной операции по захвату острова «Мариуполь» был уничтожен огнём пограничного сторожевого корабля «Дзержинский», переданного в оперативное подчинение Петропавловской военно-морской базе ТОФ.

Ещё одной жертвой непогоды стал «Турксиб». В апреле 1942 года при штормовой погоде в проливе Унимак он сел на мель, получив тяжёлые повреждения. Удалось спасти практически весь экипаж, кроме капитана, который погиб вместе с кораблём. Часть груза также сняли, пока была возможность. Американцы пытались оказать помощь, но не удалось – спасатели сами потеряли судно, севшее на мель рядом с «Турксибом».

Ещё в гряде Алеутских островов из-за аварии погиб пароход «Узбекистан-2». В мае 1945 года на выходе из гавани Датч-Харбор пароход столкнулся с американским судном American Star. В результате «Узбекистан-2» получил пробоину, и экипаж в попытке избежать гибели выбросил пароход на мель. Спустя несколько дней поднят АСС США, и в августе того же года судно было сдано на разделку. Что интересно, «Узбекистан-2» получил своё название вслед за пароходом «Узбекистан-1», который также погиб у берегов Северной Америки, но в другом районе. В апреле 1943 года судно шло в Сиэтл. На маршруте из-за плохой видимости и навигационной ошибки на ходу пароход врезался в мель. Из-за ветра и волн его било о каменистую отмель – у него заклинило руль и машину. Вскоре началось разрушение корпуса, и судно затонуло.

С непогодой на просторах Тихого океана наши суда вообще сталкивались часто. Удачно проскочивший Первый Курильский пролив в непогоду пароход «Тымлат» уже у берегов Камчатки попал в ураган. Волны сильно били в корпус и сорвали люки носового трюма. Судно начало тонуть, экипаж подал сигнал SOS. На помощь подошли пароходы «Киев» и «Выборг». Попытки взять на буксир закончились неудачей. Через какое-то время волнами сорвало люки второго трюма и повредило обшивку. После этого судно быстро затонуло, приняв вертикальное положение в воде. В катастрофе погибли 35 членов экипажа, 13 были спасены.

Грузовой пароход «Кузбасс» ходил в полярных конвоях QP-3, QP-12, QP-13 и смог избежать потопления немецкими силами, в том числе и во время самостоятельных одиночных рейсов. Но в сентябре 1944 года судно, идущее в балласте в бухту Провидения, село на мель в результате ошибки экипажа. И всё же причиной гибели стала не посадка на мель, а отсутствие должной организации мер по спасению.

Не только плохая погода и удары о разные мели и скалы были причиной гибели. Так, в 1944 году во время работ по замене котлов в США затонул пароход «Ильич». Катастрофа произошла у причала, когда во время проведения ремонтных работ судно резко накренилось на борт и затонуло. По приказу капитана экипаж покинул судно. К сожалению, был один погибший – корабельный пекарь. Трое получили различные травмы. Фирма, производившая ремонт, признала свою вину в произошедшем. Результатом стала передача взамен СССР двух грузопассажирских пароходов.

Мемориал погибшим судам

В итоге получается, что в период Второй мировой войны наше пароходство всего потеряло тридцать два судна. Десятки людей погибли в море, выполняя задачи доставки грузов для нужд воюющего государства. В память об этих событиях, кораблях и людях во Владивостоке на улице Светланской под мостом через бухту Золотой Рог стоит мемориал, открытый в 1967 году. На этом мемориале в списке погибших судов 25 названий.

В общий список были зачислены пароходы «Кузнец Лесов» и «Сталинград», погибшие при участии в полярных конвоях. «Кузнец Лесов» во время шторма 23 ноября 1942 года отстал от союзного конвоя QP-15, был торпедирован и потоплен германской подводной лодкой U-601 в Гренландском море. Грузопассажирский «Сталинград» в составе самого большого за годы войны конвоя PQ-18 был потоплен там же, но лодкой U-589 в сентябре 1942 года. Если все перечисленные выше на момент гибели принадлежали ДВГМП, то «Кузнец Лесов» был в 1935 году передан Балтийскому пароходству, а «Сталинград» - в 1938-м. Несмотря на то, что на момент гибели они принадлежали другим структурам, их имена заняли своё место как дань памяти их прошлому на Дальнем Востоке и подвигу во время войны.


Танкер "Донбасс-1" погиб в результате атаки немецкого эсминца - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Ильич" затонул во время ремонта в США - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Транспорт "Ильмень" был атакован американской подлодкой - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Теплоход "Обь" был атакован американской подлодкой - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Павлин Виноградов" был атакован японскими подлодками - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Свирьстрой" был обстрелян в Гонконге - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Симферополь" был обстрелян в Гонконге - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Сухогруз "Трансбалт" тоже погиб от американских торпед  - фото с сайта FESCO — newsvl.ru "Узбекистан-1" погиб, сев на мель, - фото с сайта FESCO — newsvl.ru "Ангарстрой" торпедирован американской подлодкой — newsvl.ru "Перекоп" погиб в результате атаки японской авиации — newsvl.ru Пароход "Свирьстрой" погиб при обстреле порта в Гонконге — newsvl.ru Пароход "Сергей Лазо" тоже погиб в Гонконге — newsvl.ru "Майкоп" потопила японская авиация — newsvl.ru Пароход "Колхозник" торпедировала немецкая подводная лодка — newsvl.ru "Киев" был торпедирован немецкой подлодкой — newsvl.ru "Ашхабад-1" торпедирован немецкий подлодкой — newsvl.ru "Микоян" потоплен японской подводной лодкой — newsvl.ru "Декабрист" был торпедирован немецкими силами с воздуха — newsvl.ru "Донбасс-1" был атакован немецким эсминцем — newsvl.ru "Симферополь" обстрелян японцами в Гонконге — newsvl.ru "Кречет" был первым погибшим судном ДВГМП, "Тбилиси" подорвался на мине в устье Енисея — newsvl.ru "Кузнец Лесов" был потоплен немецкой подводной лодкой — newsvl.ru "Красный партизан" погиб во время атаки авиации — newsvl.ru "Ильмень" по ошибке торпедировала американская подводная лодка — newsvl.ru "Кола" торпедирован американской подводной лодкой — newsvl.ru "Архангельск" стал жертвой немецких подводных лодок — newsvl.ru "Сергей Киров" потоплен немецкими подводными лодками — newsvl.ru "Сталинград" в составе полярного конвоя торпедирован немецкой подводной лодкой — newsvl.ru "Белоруссию" торпедировали американские подводные лодки — newsvl.ru Пароход "Павлин Виноградов" был атакован японскими подлодками — newsvl.ru "Трансбалт" и "Обь" торпедировали американские подлодки — newsvl.ru Названия и списки экипажей погибших судов увековечены во Владивостоке — newsvl.ru Героические моряки торгового флота каждым рейсом совершали подвиг — newsvl.ru Памятник был открыт в 1967 году — newsvl.ru Каждый год к мемориалу приходят сотни людей — newsvl.ru
Танкер "Донбасс-1" погиб в результате атаки немецкого эсминца - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Ильич" затонул во время ремонта в США - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Транспорт "Ильмень" был атакован американской подлодкой - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Теплоход "Обь" был атакован американской подлодкой - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Павлин Виноградов" был атакован японскими подлодками - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Свирьстрой" был обстрелян в Гонконге - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Пароход "Симферополь" был обстрелян в Гонконге - фото с сайта FESCO — newsvl.ru Сухогруз "Трансбалт" тоже погиб от американских торпед  - фото с сайта FESCO — newsvl.ru "Узбекистан-1" погиб, сев на мель, - фото с сайта FESCO — newsvl.ru "Ангарстрой" торпедирован американской подлодкой — newsvl.ru "Перекоп" погиб в результате атаки японской авиации — newsvl.ru Пароход "Свирьстрой" погиб при обстреле порта в Гонконге — newsvl.ru Пароход "Сергей Лазо" тоже погиб в Гонконге — newsvl.ru "Майкоп" потопила японская авиация — newsvl.ru Пароход "Колхозник" торпедировала немецкая подводная лодка — newsvl.ru "Киев" был торпедирован немецкой подлодкой — newsvl.ru "Ашхабад-1" торпедирован немецкий подлодкой — newsvl.ru "Микоян" потоплен японской подводной лодкой — newsvl.ru "Декабрист" был торпедирован немецкими силами с воздуха — newsvl.ru "Донбасс-1" был атакован немецким эсминцем — newsvl.ru "Симферополь" обстрелян японцами в Гонконге — newsvl.ru "Кречет" был первым погибшим судном ДВГМП, "Тбилиси" подорвался на мине в устье Енисея — newsvl.ru "Кузнец Лесов" был потоплен немецкой подводной лодкой — newsvl.ru "Красный партизан" погиб во время атаки авиации — newsvl.ru "Ильмень" по ошибке торпедировала американская подводная лодка — newsvl.ru "Кола" торпедирован американской подводной лодкой — newsvl.ru "Архангельск" стал жертвой немецких подводных лодок — newsvl.ru "Сергей Киров" потоплен немецкими подводными лодками — newsvl.ru "Сталинград" в составе полярного конвоя торпедирован немецкой подводной лодкой — newsvl.ru "Белоруссию" торпедировали американские подводные лодки — newsvl.ru Пароход "Павлин Виноградов" был атакован японскими подлодками — newsvl.ru "Трансбалт" и "Обь" торпедировали американские подлодки — newsvl.ru Названия и списки экипажей погибших судов увековечены во Владивостоке — newsvl.ru Героические моряки торгового флота каждым рейсом совершали подвиг — newsvl.ru Памятник был открыт в 1967 году — newsvl.ru Каждый год к мемориалу приходят сотни людей — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта