Новости Владивосток

Оборона города с колёс: как во Владивостоке появилась железнодорожная артиллерия (ФОТО)

Одной из главных достопримечательностей Владивостока уже долгое время является Ворошиловская батарея с большими 305-миллиметровыми пушками. 12 орудий весом более 50 тонн каждое сейчас находятся на её территории – шесть по три в двух башнях и ещё шесть запасных. Их размеры удивляют всех, кто посещает музей. Но это не самые большие пушки, которые служили для защиты Владивостока и его окрестностей. На протяжении почти 30 лет в системе обороны города, а точнее главной военно-морской базы Тихоокеанского флота Владивосток, стояла 6-я железнодорожная батарея с огромными орудиями.

История железнодорожной артиллерии во Владивостоке началась тогда же, когда и история батареи № 981, – в 30-е годы прошлого века. Тогда вокруг нашего города создавалась новая система обороны. Для её усиления на время строительства стационарных объектов было принято решение дополнить оборонительный комплекс железнодорожными батареями.

Первым во Владивосток прибыл 5-й отдельный железнодорожный дивизион. В его состав входили три батареи: № 1 с двумя 203-миллиметровыми установками, № 2 с тремя 152-миллиметровыми (6 дюймов) пушками Канэ и № 3 с двумя 130/55 орудиями образца 1913 года. Направленные с запада Советского Союза, они прибывали с конца 1931 года до января 1932-го. Первой позицией для них стала железнодорожная ветка в торговом порту у мыса Эгершельд.

8-дюймовая (203 мм) установка 1-й батареи

По плану предполагалось, что батарея № 1 будет защищать подходы к бухте Золотой Рог, а остальные – перекидным огнём накрывать Амурский залив. Но вскоре на побережье были оборудованы новые позиции, для чего использовали ветку, проходящую под Казанским мостом. Первую и вторую батареи направили туда. Батарею № 3 решили оставить на месте, чтобы её орудия могли вести огонь по направлению пролива Босфор Восточный в сторону Уссурийского залива. До прибытия к нам первая батарея успела поучаствовать в Гражданской войне. Её артиллерия использовалась в боях с войсками Врангеля и Деникина.

Вскоре после прибытия дивизиона развернулось масштабное строительство новых железнодорожных веток для нужд береговой обороны и ожидалось прибытие тяжёлых ж/д батарей с пушками большего калибра.

Прокладываемую ветку Гнилой Угол – Улисс строили в первую очередь, поскольку её собирались использовать для размещения батарей 5-го дивизиона, которые могли бы закрывать подходы к Босфору со стороны Уссурийского залива. При строительстве этой ветки столкнулись с проблемами: из-за невозможности выполнить необходимый объём скальных работ уклоны путей получились предельными. Поэтому, проходя выемку «Бурачок» (над которой по мосту сейчас проезжает каждый, кто двигается от Луговой к Окатовой), при сильном северном ветре поезда буксовали на скользких рельсах и откатывались назад. Движение возможно было продолжить только после того, как ветер стихал. Предельные уклоны и плохое состояние путей привели в 1936 году к сходу с рельс двух транспортёров и вагонов-погребов 2-й батареи в районе речки Объяснения, шедшей со станции Улисс на Первую Речку.

В мае того же года был собран первый транспортёр ТМ-1-14 новой крупнокалиберной ж/д батареи, предназначавшейся для Владивостока. Для неё были использованы 14-дюймовые (356 мм) стволы пушек, произведённых до революции в Англии на заводе Vickers. Эти орудия предназначались для царских линкоров типа «Измаил», работы над которыми велись на закате Российской империи. Впервые мысль о возможности установки этих орудий на железнодорожные платформы возникла ещё в 1927 году, но тогда её отклонили – она показалась излишне смелой. А буквально через несколько лет, в 1931-м, проект всё-таки был разработан, и по нему были построены шесть новых установок. Из них были сформированы две батареи: наша, получившая № 6, и батарея № 11, оставшаяся на западе Союза и участвовавшая в обороне Ленинграда.

Выстрел 14-дюймовой (356 мм) пушки

Новые установки собирались на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). Там же, под Ленинградом, располагался полигон, где проводились испытания после сборки. Пока шли работы над установками, во Владивостоке и окрестностях строили специальные стационарные позиции. Нужны они были для того, чтобы ж/д батареи крупного калибра могли вести круговой обстрел. Всего таких позиций построили четыре. Одна находилась рядом с современной ТЭЦ-2, вторая – на полуострове Шкота, рядом с территорией, которую сейчас занимает яхт-клуб МГУ. Ещё по одной возвели у посёлков Подъяпольское и Дунай.

Перед переброской на Дальний Восток транспортёры новой 14-дюймовой батареи прошли через испытательный перегон по маршруту Лебяжье – Псков – Лебяжье. Помимо этого, транспортёрам периодически приходилось делать рейсы с испытательного полигона на ЛМЗ. Эти перегоны также были использованы для понимания, как установки могут повлиять на железнодорожные пути. Кроме того, был имитирован сход транспортёра с путей для отработки подобной ситуации при перегоне.

3-я ж/д батарея до отправки на Дальний Восток

Летом 1933 года комиссия Штаба РККА пришла к выводу, что батарея может быть отправлена на Дальний Восток. Подготовку начали в июле. При разработке маршрута, начинавшегося под Ленинградом, отказались от варианта пути через Москву, так как движение там было слишком оживлённым. Тем более оказалось, что через Череповец и Вологду выйдет короче. Затем батарея должна была пройти через Вятку, Пермь, Омск, Красноярск, Иркутск, Читу и Хабаровск. Последней точкой на пути должна была стать станция Первая Речка, располагавшаяся тогда в районе улицы Снеговой. Там к тому времени возвели базу железнодорожной артиллерии.

После долгой подготовки 3 ноября 1933 года первый эшелон, состоявший из одного транспортёра и вспомогательных подвижных единиц, выдвинулся в путь. Всего батарея была разбита на три таких эшелона, каждый из которых состоял из 22 единиц: сам транспортёр с орудием, вагоны с необходимым ему оборудованием, вагон-штаб, вагон-клуб, вагоны для личного состава, продовольствия и прочие. Второй и третий эшелоны выдвинулись следом за первым спустя сутки после его отправки в дорогу. Разрыв в сутки между движением эшелонов был необходим для осмотра путей и обеспечения безопасности в случае их повреждения.

Из-за возникавших на пути проблем расстояние, пройденное за сутки, падало до 200 км. На участке Череповец – Вятка обнаружили лопнувший рельс и трещину в одной из балок моста через реку Унша. В Забайкалье вообще пришлось перейти на встречные пути из-за того, что их состояние была лучше и они были меньше изношены. Неоднократно приходилось делать остановки для укрепления путей.

Спустя полтора месяца батарея прибыла во Владивосток на базу ж/д артиллерии. Штатной позицией для этой батареи стала ветка у бухты Тихой недалеко от ТЭЦ-2. Она получила обозначение станция «Площадка». Сюда батарея шла по ветке вдоль Золотого Рога, так как тоннель имени Сталина, который планировался в том числе и для перемещения ж/д орудий между позициями, в то время ещё только строился. На самой позиции находились три специальных бетонных основания, на которые устанавливались транспортёры для возможности ведения огня на 360 градусов.

Командный пост батареи разместили в массиве старой крепостной батареи № 309 (батарея 55-й высоты). Для этого её частично перестроили: с фронтальной части было пристроено дополнительное железобетонное помещение с противооткольной защитой потолка. Рубку дальномера батареи приспособили для управления огнём 6-й батареи. Так же во внутренних помещениях недостроенной 305-миллиметровой башенной крепостной батареи № 308 разметили запасной командный пункт, а у берега соорудили туманный наблюдательный пост.

Следующими ж/д установками, созданными для нужд береговой обороны, стали транспортёры ТМ-2-12. На них уже использовались пушки меньшего калибра, но тоже изначально предназначавшиеся для кораблей. Это были 305-миллиметровые орудия с длиной стволов в 40 калибров, изначально предназначавшиеся как запасные для линкоров «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Иоанн Златоуст» и «Святой Евстафий».

Транспортёр ТМ-1-14 на Ленинградском металлическом заводе

При проектировании этих установок возникла заминка, поскольку за образец были взяты данные по таким же пушкам, но производства Обуховского завода. А оказалось, что центр тяжести пушек английского производства не совпадает с нашими. Из-за этого пришлось смещать орудия на станках чуть назад, в сторону отката. Для создания установок использовались 15-сильные электродвигатели линкора «Императрица Мария», поднятые со дна Чёрного моря. Пролежав 15 лет на дне, двигатели после небольшого ремонта заработали без каких-либо проблем.

Изготовление установок ТМ-2-12 было поручено Николаевскому государственному заводу им. А. Марти (НГЗ) в связи загрузкой ЛМЗ. Первые чертежи поступили на НГЗ летом 1932-го, но начать работы по сборке смогли только в конце года. Собрали первую установку ещё через год, в 1933-м.

5 января 1934 года первая собранная установка ТМ-2-12 прибыла под Ленинград на полигон. Здесь было сделано 12 выстрелов, большая часть из которых усиленным зарядом. Это делалось для проверки прочности установки и её узлов. Во время испытаний выявилась ошибка в расчётах, не позволявшая на круговом бетонном основании поднимать ствол орудия больше, чем на угол в 45 градусов. Во время проверки станков, проводившейся после стрельб, в цилиндре одного из тормозов отката был найден кусок угольного шлака. По мнению проверяющих, он мог попасть туда только во время сборки на заводе вследствие халатности или преступления. По словам конструктора Дукельского, руководившего созданием установок, в цилиндре тормоза отката одного из транспортёров незадолго до отправки на полигон был найден напильник. И заключительный этап сборки установок сопровождался повышенным интересом ОГПУ.

Всего на НГЗ было собрано шесть установок, из которых были сформированы 7-я и 8-я батареи, отправленные на Дальний Восток. По прибытии в Приморье батареи разошлись по своим боевым позициям. 7-я стояла во Владивостоке на побережье Амурского залива. Здесь для неё была оборудована позиция с тремя бетонными основаниями. Из-за того, что позиция была зажата между водой и высоким обрывом, бетонные основания пришлось расположить в один ряд, когда по типовому проекту ставились они в шахматном порядке. Выше позиции, над обрывом, был построен командный пункт батареи, сейчас засыпанный грунтом. В склоне у позиции было пробито убежище для личного состава батареи. А под снарядный погреб для дополнительного боезапаса стали использовать крепостной пороховой погреб, который располагается возле гостиницы «Корона» на Эгершельде.

Входной портал убежища личного состава на позиции 7-й батареи на Эгершельде

Для 8-й батареи были построены две позиции: «Дунай» и «Вампаусу». Первая располагалась рядом с одноимённым посёлком. Огневая позиция находилась на закрытой позиции под прикрытием сопок. Командный же пункт позиции построили на высоте над бухтами Дунай и Веселкина. Вторая позиция разместилась между станцией Линда (с 1972 года Стрелковая) и посёлком Подъяпольское. Командный пункт возвели на высоте над посёлком с видом на акваторию Уссурийского залива. От неё сохранились основания на огневой позиции (два из которых находятся на закрытой территории воинской части) и командный пост, представляющий собой заглублённое в грунт сооружение с бетонной рубкой управляющего огнём и двориком для дальномера. От позиции «Вампаусу», расположенной рядом с посёлком Подъяпольское, сохранилась огневая позиция, частично заваленная мусором и с демонтированными рельсами. К ней вела отдельная ж/д ветка, от которой сохранилась только насыпь.

Дворик дальномера на КП позиции «Дунай»

Все прибывшие во Владивосток батареи были объединены в 12-ю железнодорожную бригаду, сформированную осенью 1932 года. Итоговый состав к середине тридцатых годов выглядел таким образом: 1-я, 2-я и 3-я батареи объединялись в 5-й отдельный дивизион. А батареи № 6, 7 и 8 являлись одноимёнными отдельными артиллерийскими железнодорожными дивизионами.

Строительные работы для нужд бригады заключались не только в прокладке новых путей и организации стационарных позиций для батарей большой мощности. Так, в 1935 году на сопке над бухтой Патрокл возвели командный пост бригады, который до 1947-го использовался как командный пункт 1-й батареи. Но некоторые строительные планы не были реализованы: не была полностью построена ветка Океанская – Шамора, которая должна была дать выход 5-му дивизиону к Уссурийскому заливу. От неё остался перерезанный автотрассой участок, идущий мимо «Фетисов-Арены» в сторону Богатинского водохранилища, и участок насыпи полотна вдоль водохранилища. Также отказались от строительства моста на остров Русский и прокладки там 42 километров железных дорог, которые позволили бы вынести огонь ж/д артиллерии дальше в сторону моря.

Интереснее всего в то время обстояли дела у 7-й батареи в силу того, что стояла она практически в центре города. Так, вдоль дороги, идущей поверх позиции этой батареи, которая сейчас является частью улицы Верхнепортовой, был возведён высокий забор, потому что как только на батарее начиналась какая-то активность, тут же по этой дороге начинала кататься машина с японским консулом. При первом праздновании Дня ВМФ в 1939 году батарея участвовала в показательных стрельбах, отражая атаку кораблей ТОФ, изображавших силы неприятеля.

Первые серьёзные изменения начались в бригаде с началом войны. На Дальзаводе были построены ещё три ж/д батареи, изначально вооружённые, как и 3-я, – 130/55 мм пушками, которые со временем заменили на более новые 130-миллиметровые пушки «Б-13». Эти батареи, получившие номера 866, 867 и 868, объединили в 222-й отдельный железнодорожный дивизион. Помимо этого, были сформированы ещё три батареи, получившие номера 344, 345 и 346 и вооружённые четырьмя универсальными 76-миллиметровыми пушками «34 К» каждая. Их особенностью стало то, что они были замаскированы под обычные вагоны. Тогда же батареи 5-го дивизиона рассредоточили: 1-я осталась во Владивостоке, 2-я ушла на ремонт в Ворошилов-Уссурийский (современный Уссурийск) – с этой позиции батарею можно было быстро перебросить в любой из секторов береговой обороны ГВМБ ТОФ или в сторону озера Ханка на ветку, идущую вдоль границы. Батарея № 3 перешла на станцию Тавричанка.

В период войны батареи активно вели практические стрельбы и отрабатывали взаимодействие с различными родами войск и соединениями. Так, 6-я батарея в феврале 1942 года отработала учебно-боевую задачу по поддержке войск. По легенде учений, войска оборонялись от противника, атакующего со стороны долины реки Суйфун. Подходящая железнодорожная ветка, отходящая в восточном направлении перпендикулярно основной Транссибирской магистрали, имелась в районе станции Кипарисово. Отсюда и была произведена стрельба. Хотя огневая позиция находилась на расстоянии 4 км от Кипарисово, на станции было разбито 222 оконных стекла. В октябре 1943 года была проведена аналогичная стрельба с одного из путей разъезда «1945-й километр», причём корректировку стрельбы осуществляли с самолёта. Помимо этого, один из транспортёров батареи проводил учебные стрельбы с позиции «Эгершельд», что привело к ущербу для находившихся рядом с позицией домов – было выбито много стёкол.

Транспортёры 7-й батареи на полуострове Шкота (Эгершельд)

Орудия этой батареи были самыми дальнобойными из всей артиллерии, что обороняла Владивосток. При стрельбе фугасным снарядом массой 512,5 кг дальность стрельбы увеличивалась до 51 км. А снарядами весом больше 700 кг она могла вести огонь на дальность 31 км, что было меньше дальности огня Ворошиловской батареи и стационарных батарей калибра 180 мм, но компенсировалось это большим весом снарядов и, соответственно, большим количеством взрывчатых веществ, которые эти снаряды могли донести до цели.

Остальные батареи так же активно вели учебные стрельбы как со своих основных позиций, так и выдвигаясь на другие. Например, в феврале 1945 года батареи 5-го дивизиона участвовали в двусторонних отрядных учениях по обороне Главной базы ТОФ с суши. Батареи дивизиона, снявшись со своих основных позиций, перешли в другие районы. Попутно они осуществляли огневое прикрытие западного берега полуострова Муравьёва-Амурского от нападения со льда Амурского залива. Отрабатывались задачи одновременного ведения борьбы с авиацией, пехотой и танками противника, а также подавления огня его батарей.

В 1945 году в связи с близкой войной с Японией на базе соединений ГВМБ ТОФ был создан Владивостокский морской оборонительный район (ВМОР). В его состав вошли сектора береговой обороны, 12-я ж/д бригада и 13-я бригада морской пехоты. Уже в августе этого года морские части ВМОР были задействованы в десантных операциях, некоторые артиллерийские батареи района приняли участие в боях с японскими войсками. Из стационарной артиллерии на пределе дальности работала батарея № 250 с острова Фуругельма. В это же время под Гродеково развернули 222-й ж/д дивизион. Для этого заранее была проложена ветка, с которой на пределе дальности работали батареи дивизиона.

После окончания военных действий 222-й дивизион в полном составе перешёл на станцию Харбин. К нему присоединилась и 3-я батарея, перевооружённая к тому времени на пушки «Б-13». Отсюда, после подготовки колёсных пар под более узкую китайскую колею, батареи ушли на станцию Дальний (Далянь) к месту постоянного базирования и с января 1946 года встали на защиту Талиенванского залива. Позднее 130-миллиметровые ж/д батареи были переданы Китаю, и сохранились снимки этих батарей уже с китайскими расчётами.

После войны, в 1947-м, ВМОР был расформирован. Но сектора береговой обороны сохранились. В том же году на слом пустили матчасть батареи № 1. Батарею № 2 перевооружили с 152-миллиметровых пушек Канэ на 130-миллиметровые «Б-13». В составе 5-го дивизиона осталась только она и 76-миллиметровые батареи.

Последние стрельбы железнодорожной артиллерии проходили в 1959 году. Тогда на позицию 6-й батареи пришёл один из транспортёров 7-й батареи и провёл учебные стрельбы. Так что последний раз железнодорожная артиллерия вела огонь из района современной ТЭЦ-2. И уже в начале 60-х годов вся оставшаяся к тому моменту ж/д артиллерия была выведена из состава береговой обороны и разделана на метал.

КП позиции «Вампаусу»

До нашего времени от 12-й бригады всё-таки кое-что осталось. Сохранилось множество железнодорожных веток, построенных для её нужд. Позиции «Дунай» и «Вампаусу» сохранились до сих пор, как и их командные посты. Только вот на «Вампаусу» был уничтожен дворик дальномера, а сам КП откопан. Несколько лет назад, во время строительства Морским университетом нового здания, командный пункт 7-й батареи был частично откопан, но потом снова засыпан. Рядом с FESCO Hall сохранился дом начальствующего состава этой батареи (Верхнепортовая, 42). От самой огневой позиции, кроме железнодорожной ветки, ничего не сохранилось. В разрушенном виде сохранился КП бригады над Патроклом. И предположительно у бухты Улисс осталось убежище личного состава 1-й батареи.


Входной портал убежища личного состава на позиции 7-й батареи на Эгершельде — newsvl.ru Дворик дальномера на КП позиции ''Дунай'' — newsvl.ru КП позиции ''Вампаусу'' — newsvl.ru КП позиции ''Дунай'' — newsvl.ru Массив КП 7-й батареи, откопанный при строительстве тренажёрного корпуса МГУ — newsvl.ru Рубка управляющего огнём КП позиции ''Вампаусу'' — newsvl.ru Частично откопанный КП 7-й батареи — newsvl.ru 3-я ж/д батарея до отправки на Дальний Восток – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru 8-дюймовая (203 мм) установка 1-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Выстрел 14-дюймовой (356 мм) пушки – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Личный состав транспортёра ТМ-1-14 у своего орудия – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Откат колёсной тележки 14-дюймового транспортёра после установки на бетонное основание – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Подача боеприпасов к 14-дюймовому орудию – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Схема перехода 5-го дивизиона во Владивосток – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр 2-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр ТМ-1-14 на бетонном основании – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Третий транспортёр 2-й батареи на товсь – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр 2-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru 356 мм снаряд – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru Транспортёр ТМ-1-14 на Ленинградском металлическом заводе – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru Транспортёры 7-й батареи на полуострове Шкота (Эгершельд) – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru
Входной портал убежища личного состава на позиции 7-й батареи на Эгершельде — newsvl.ru Дворик дальномера на КП позиции ''Дунай'' — newsvl.ru КП позиции ''Вампаусу'' — newsvl.ru КП позиции ''Дунай'' — newsvl.ru Массив КП 7-й батареи, откопанный при строительстве тренажёрного корпуса МГУ — newsvl.ru Рубка управляющего огнём КП позиции ''Вампаусу'' — newsvl.ru Частично откопанный КП 7-й батареи — newsvl.ru 3-я ж/д батарея до отправки на Дальний Восток – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru 8-дюймовая (203 мм) установка 1-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Выстрел 14-дюймовой (356 мм) пушки – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Личный состав транспортёра ТМ-1-14 у своего орудия – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Откат колёсной тележки 14-дюймового транспортёра после установки на бетонное основание – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Подача боеприпасов к 14-дюймовому орудию – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Схема перехода 5-го дивизиона во Владивосток – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр 2-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр ТМ-1-14 на бетонном основании – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Третий транспортёр 2-й батареи на товсь – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru Транспортёр 2-й батареи – из архива Музея ТОФ — newsvl.ru 356 мм снаряд – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru Транспортёр ТМ-1-14 на Ленинградском металлическом заводе – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru Транспортёры 7-й батареи на полуострове Шкота (Эгершельд) – фото из книги Л. И. Амирханова ''Морские пушки на железной дороге'' — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта