Новости Владивосток

Мед, сыр и деревянные ложки: приморский бизнес ищет новые экспортные ниши в АТР

В Приморском крае работают 56,4% участников ВЭД всего Дальнего Востока. Основными экспортными партнерами приморского бизнеса по-прежнему остаются Китай, Южная Корея и Япония. Больше всего из Приморья экспортируют продукты животного происхождения, и 99% из этого – мороженая рыба. Всего 1% от экспорта продуктов питания приходится на готовые изделия. О том, как местные мед, сыр и деревянная одноразовая посуда оказались интересны иностранцам, рассказали приморские предприниматели.

Мед

«Впервые мы вручили мед от собственной пасеки Кировского района в качестве подарка нашему знакомому из Китая еще в 2013 году. Через год последовала первая международная выставка в Суйфэньхэ. Буквально за месяц мы разработали бренд "Сота" и упаковку для меда. И, что называется, "выстрелило"», – говорит генеральный директор ООО «Сота» Валентина Ворошилова.

После падения курса рубля российский рынок стал интересен для китайских инвесторов, они старались вкладывать в любой наш товар, даже в медовую бражку. Осознав, что это медовый фальсификат, китайские партнеры закрыли рынок для такой низкопробной продукции. Впоследствии уладить вопросы по ввозу качественной продукции удалось. Валентина Ворошилова рассказывает, что «Сота» делала перерыв в экспорте и сосредоточилась с 2016 по 2018 год на внутреннем рынке, закрепив медовый бренд на Камчатке, Сахалине, в Магадане и в Москве.

«Мы делаем ставку на то, что вывозим на экспорт исключительно маркированный и упакованный мед, а не сырье. Сегодня хотим вывести сотрудничество на новый уровень, пройдя соответствующие проверки в Региональном центре инжиниринга в Приморье. Уже сегодня планируем участвовать как надежный экспортер в пилотном проекте, которым предусматривается вывоз меда, маркированного QR-кодом. Активно развиваем политику продвижения и через азиатских блогеров, ориентированных на страны АТР. В ближайшее время возобновим экспорт через наших официальных контрагентов, которые обеспечат упрощенный ввоз нашего товара в Китай. В "Ашанах", разбросанных в провинции Хэйлунцзян, появятся брендированные холодильники "Соты" с ее фирменным медом», – делится планами Валентина Ворошилова.

Деревянные ложки

Идея открыть производство столовой посуды из березы Алексею Бутузову пришла два года назад, тогда в Партизанске было создано ООО «Ложки плюс». Это стало частью семейного бизнеса, связанного с лесозаготовкой и глубокой переработкой леса, а также строительством деревянных домов из оцилиндрованного бревна.

Владелец компании сам разработал станки для производства деревянных изделий. В России собрать оборудование оказалось невозможно – специалистов мало. А в Китае нашелся завод, который по эскизам создал станки. «Китайцы нас предупредили, что будут использовать нашу схему для собственного производства, но по качеству продукции они вряд ли с нами могут тягаться. Наши столовые приборы настолько натуральны, что на каждой вилке, ложке и тарелке видны деревянные волокна», – рассказывает Алексей Бутузов.

Компания производит ложки, вилки, ножи для стейков, коферазмешиватели и тарелки, продукция прошла экспертизу. Это позволило заключить договоры с госпиталями Южной Кореи, куда ушли первые посылки с одноразовой деревянной посудой. Корейские бизнесмены сами приезжали в Партизанск, наблюдали за процессом производства.

Открыть филиал предлагают и партнеры в Санкт-Петербурге. Там ООО «Ложки плюс» плотно работает с «Булочными Ф. Вольчека», где ложки, вилки и ножи для стейков из березы стали фишкой.

Партизанские производители начали переговоры с итальянскими компаниями, есть перспектива поставлять на экспорт деревянную одноразовую посуду для европейских супермаркетов. «Ложки плюс» задумались над получением международного сертификата ISO. А вот приморские торговые сети деревянными одноразовыми приборами не заинтересовались, потому что ориентируются на пластик.

Сыр

Французы, побывавшие во Владивостоке, отмечают качество рикотты и качотты от уссурийского производителя Solo. Успев сделать ставку на дорогое зарубежное оборудование до кризиса 2014 года, компания смогла предложить приморцам эксклюзивный продукт.

По словам директора ООО «Провиант» (торговая марка Solo) Андрея Пахомова, переговоры об экспорте сыров только идут. Продукт натуральный, а любая транспортировка подразумевает добавление консервантов, каким образом это можно сделать, не навредив качеству продукции, пока не понятно. Та же моцарелла хранится всего пять дней. Японцы приезжают на производство, понимая, что приморская моцарелла гораздо ближе, чем итальянская, но однозначного решения пока не приняли. Аналогично себя ведет и корейская сторона. Молочные продукты для азиатского рынка в новинку, но и с ними наши соседи готовы работать.

Пока Solo делает ставку на внутренний рынок и готова поставлять полуфабрикаты для изготовления сыров в приморских и хабаровских супермаркетах. Такие пласты сыра по 15-20 кг должны загружаться в специализированный аппарат, который будет формировать свежайшую моцареллу. У итальянского агрегата хорошая производительность, но нужны большой поток посетителей и понимание того, что проект окупится. Стоимость такого оборудования – 6 млн рублей. Поэтому наши супермаркеты пока лишь думают над предложением Solo, а в компании размышляют об открытии собственного производства в Хабаровском крае, чтобы обойтись без посредников.

Экспорт в АТР

Отметим, что экспортеры самостоятельно ищут свою нишу или иностранные предприниматели сами приезжают в Приморье и налаживают бизнес-связи с компаниями. При этом в крае нет специальных лабораторий, где компании могли бы проводить международную сертификацию товаров. Если нужна экспертиза, ее проводят за границей.

«Основные перспективы в увеличении объемов экспорта и создании новых экспортных потоков мы видим именно в выводе на экспорт малых производителей готовых пищевых продуктов из местного меда, дикоросов, ягод, молока, мяса. Как это обеспечить – самый больной вопрос для всех. Требования у стран-партнеров разнятся: по меду необходимы исследования проб по стандартам Китая, по молочной, рыбной и мясной продукции – обязательная аккредитация производителя в реестре импортеров страны ввоза. Для решения этой проблемы мы совместно с Российским экспортным центром, администрациями Приморского края и провинции Хэйлунцзян разрабатываем инструмент упрощенного экспорта, в том числе через доставку онлайн-заказов продукции наших производителей в Китай. В Приморье также запущен "золотой аккаунт" на торговой площадке Alibaba, подобный профиль для бизнеса Центр развития экспорта Приморья создает и на корейской площадке – EC21. Работает и другой проект "Торговый дом", как полноценный выставочный павильон он уже открыт в Суйфэньхэ. Его задача – закупать продукцию у бизнесменов и затем продвигать ее на иностранном рынке», – рассказывает генеральный директор АНО «Центр развития экспорта Приморского края» Евгений Никифоров.

Эксперты считают, что диалог можно построить с каждым, но с партнерами из АТР необходимо настраиваться на долгий переговорный процесс. Например, японцы в некоторых случаях могут принимать решения два-три года. На переговоры с контрагентами из Кореи важно направлять руководителя соответствующего уровня в зависимости от того, кто будет представлен с корейской стороны. С китайскими партнерами редко проводятся переговоры на английском языке – требуется квалифицированный переводчик.

По наблюдениям Евгения Никифорова, Китай на фоне дружеских отношений, растущего спроса на российские продукты имеет и свои подводные камни: перекупщиков из приграничных территорий, старающихся закупить товар как можно дешевле, вытребовать эксклюзивные условия и пропасть. Потом вдруг оказывается, что торговая марка нашего производителя зарегистрирована на частное лицо в Китае, а в приграничном городе стоит цех по производству «приморской» продукции.

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта