Новости Владивосток

Отданные Китаю российские острова – мелочи по сравнению с выгодой от сотрудничества

Главы МИД России и Китая Сергей Лавров и Ян Цзечи подписали в понедельник в Пекине дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы на ее восточной части. Хотя речь идет об относительно небольшой территории (337 кв. км), противники подобных уступок обвиняют Россию в слабости и экономической неграмотности. И все же это мелочи по сравнению с теми выгодами, что уже получает и еще сможет получить Россия от тесных, дружеских взаимоотношений с Поднебесной.

Сторонники первой точки зрения напоминают, что, в частности, над Тарабаровым происходит взлет российских боевых и гражданских самолетов, и России придется либо платить Китаю за использование территории, либо переносить аэропорт. "В последнее время мы часто выступаем "единым фронтом" против ЕС и США, - говорит в противовес этому главный экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин. - И хотя это происходит в ущерб западному направлению нашей внешней политики, такое сотрудничество все же достаточно выгодно".

Еще большее значение имеет экономическая сторона сотрудничества. Прирост российско-китайского товарооборота на 2007 год составил 40,8%, достигнув $48,2 млрд. В ходе своего визита в Китай весной этого года Дмитрий Медведев заявил, что не позднее 2010 году РФ намерена довести показатели до $60 млрд.
Не секрет, что основную часть внешнеторгового товарооборота (89%) составляет китайский импорт. Впервые в истории двухсторонних торговых связей между Россией и Китаем такое преобладание привело к смещению положительного сальдо в сторону КНР. С учетом того, что значительная часть товаров, которые продаются под европейскими брендами, производятся в Китае, России выгодно напрямую заказывать товары у производителя.

Для этого неплохо иметь налаженные прямые связи, для чего, естественно, требуются более-менее рабочие политические отношения. В противном случае взаимосотрудничество рискует постоянно натыкаться на неурегулированные вопросы. "Это непродуктивно. Какой смысл гонять самолет туда-сюда, чтобы вместо экономического сотрудничества обсуждать неподписанный договор. В конце концов, стоимость тех же островов, вполне вероятно, соизмерима с десятком полетов авиалайнера",- замечает Надоршин.

Кроме всего прочего, Китай - лидер Азиатско-Тихоокеанского региона, в перспективе он может стать основным потребителем российских энергоносителей. В 2007 году объем поставок энергоносителей в Китай превысил $6,7 млрд долларов, в то время как еще пять лет назад эта цифра составляла $0,5 млрд. "Проект нефтепровода ВСТО, глобальная Восточная газовая программа, подразумевающая сотрудничество со странами АТР в газовой сфере - это основные проекты, направленные на укрепление связей с Восточным регионом", - говорит управляющий партнер НКГ "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский.

Сегодня Москва и Пекин имеют ряд спорных вопросов в энергетической сфере. Например, по ценам на газ и по ответвлению нефтепровода ВСТО в Китай. Уступка Москвы в пограничных спорах, по словам Андриевского, позволяет России надеется на лояльное отношение китайских властей по энергетическим вопросам". Таким образом, с изменения в направлении экономического развития требуют пересмотра приоритетов, что собственно российская сторона и сделала. Министр иностранных дел Сергей Лавров официально заявил о том, что Китай становится главным приоритетом внешней политики России.

Стоит отметить, что, уступив Китаю спорные острова, Россия лишь частично уладила территориальные споры. В частности, националистические движения в Китае говорят о спорных 1,5 млн. кв. км китайской земли, которые в XIX веке отошли царской России. "Отдав" спорные острова, Москва охладит горячие головы, что немаловажно в преддверии переговоров по энергетическим вопросам, в ходе которых территориальные проблемы возникнуть не должны, - заключает Иван Андриевский.

Последние новости

18:00, 22 сентября 2019
Рубрика: Общество
Астрологический прогноз на понедельник

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта