Новости Владивосток

Госкомрыболовство: прибрежная экономика Кореи, Японии и Китая строится на браконьерстве

Российская рыбная отрасль традиционно считается одной из самых коррупционных. Попытки сделать ее цивилизованной ни разу не увенчались успехом. Однако 2007 год неожиданно стал переломным — в течение года было принято столько федеральных законов и норм, сколько не принималось за все предыдущие годы рыночной экономики. «Эксперт» публикует интервью с главой Госкомрыболовства Андреем Крайним.

В частности, Андрей Крайний заявил, что российский рыбохозяйственный комплекс сегодня находится в системном кризисе. Действительно, добыча водных биоресурсов сократилась к 2006 году по сравнению с 1991−м в 2,2 раза, производство пищевой рыбной продукции — в 1,2 раза, среднедушевое потребление рыбы в стране составляет 12,6 килограмма при норме 23,7 килограмма.

Средний уровень освоения общих допустимых уловов биоресурсов не превышает 52 процентов. Моральный и физический износ рыболовного флота составляет 68 процентов, его состояние подходит к критическим отметкам, за которыми наступает утрата работоспособности. Ежегодно в разы увеличивается контрабанда наших биоресурсов и вывоз их за рубеж. По имеющимся оценкам, это около миллиона тонн водных биоресурсов в год, ориентировочно на миллиард долларов, притом что официально мы вылавливаем 3,3 миллиона тонн биоресурсов.

На браконьерстве в российских водах строится прибрежная экономика многих государств — Кореи, Японии, Китая. Чиновник озвучил и текущее положение дел на рынке: до 1990 года Россия была первой рыболовной державой в мире по объему вылова, то теперь страна отошла на восьмое-десятое место, стремительно теряя свое присутствие в Мировом океане.

Андрей Крайний уверен: нужны системные усилия. Законом введена норма об обязательной доставке выловленной рыбы на берег и установлен единый порядок досмотра или контрольных мероприятий в портах для судов рыбопромыслового флота. В досмотре должны участвовать два-три ведомства, а не шестнадцать, как сейчас, и процедуры досмотра должны занимать два часа. И не капитан должен бегать за проверяющими, искать их, а наоборот.

«Есть браконьеры, которые вообще не признают никаких законов, не имеют разрешений на вылов, заскакивают в нашу экономзону, хватают краба, ежа морского и назад — в Японию, или в Китай, или в Корею», - добавил Андрей Крайний. Для борьбы с такими есть только один вариант — это силовые меры: рыбоохрана, высокоскоростные суда. Такие суда будут строиться. Средства для этого предусмотрены в новой Федеральной целевой программе, которая скоро будет принята. Я думаю, что заложить первые суда мы сможем даже в этом году. Россия умеет их строить — например, на Хабаровском заводе, с руководством которого сейчас ведутся переговоры.

На Дальнем Востоке до начала девяностых было 100 крупных компаний. Сейчас 3,5 тысячи. Существует разное рыболовство: можно ловить в реке, в озере, есть прибрежное рыболовство — это все удел малых и средних компаний. Есть рыболовство на континентальном шельфе в 200−мильной зоне и в открытой части Мирового океана. Переработка начинает консолидироваться. Во-первых, появляются свободные деньги у игроков в отрасли. Во-вторых, береговая переработка в отличие от промысла никакими квотами не регулируется: покупайте заводы, стройте. В-третьих, банки этот бизнес, переработку, понимают.

В правительство внесена концепция Федеральной целевой программы на 2009–2013 годы. В соответствии с этой программой в развитие отрасли будет вложено 62 миллиарда рублей. Из них 32 миллиарда — это федеральные деньги (госбюджет) и примерно 29 миллиардов — частные инвестиции. Браконьеры ломают цену на внешних рынках. СССР продавал крабов по 35 долларов за килограмм, а сегодня цена на североамериканском рынке — 20 долларов. Из-за колоссального перелова цены на внешнем рынке падают. Стоимость добычи селедки на Дальнем Востоке составляет 14 рублей за килограмм, перевозка — 9 рублей, в магазине в Москве она продается за 80 рублей. «Вот эта разница в 57 рублей, она у кого?», - задал вопрос журналисту Андрей Крайний. Ответ прост – у ритейлеров.

Фактически, в частных беседах, чиновники признаются в том, что экономика севера острова Хоккайдо в Японии полностью зависит от российского браконьерского краба и ежа.

Источник: "Эксперт"

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта