Новости Владивосток

В этом году кассовые сборы в России могут достичь отметки в полмиллиарда долларов

В этом году кассовые сборы в России могут достичь отметки в полмиллиарда долларов, причем российские продюсеры соберут примерно треть от этого урожая за отечественные фильмы. Чтобы увидеть эту ситуацию в перспективе, надо вспомнить, что в 2001 году российская кинопромышленность получила всего 2 млн долларов от 65-миллионного кинорынка.

Российский рынок киноиндустрии, отличающийся тенденцией к росту, долго раскачивался после десятилетнего периода понижений 1990-х, когда казалось, что он уже никогда не оправится, пишет американское издание, посвященное киноиндустрии и телевидению Hollywood Reporter.

По иронии судьбы, длительный период упадка, когда телевидение тратило огромные деньги на международную продукцию, как раз позволил отечественной киноиндустрии дождаться своего часа. Четырехкратное падение рубля по отношению к доллару в августе 1998 года покончило с тенденцией скупать голливудские пакеты фильмов и американские сериалы, такие как "Санта-Барбара" и "Скорая помощь" компании NBC, которые тогда доминировали в телепрограммах.

Вынужденные вернуться к более дешевой местной продукции, телепродюсеры обратили свои взоры к легионам страдающих из-за отсутствия работы технических сотрудников и талантов от киноиндустрии, и возрождение российского кино началось.

Для потенциальных продюсеров и режиссеров изменение курса стало нечаянной удачей, такой поворот мало кто мог предугадать.

Тимур Бекмамбетов, режиссер двух российских мегахитов, "Ночного дозора" 2004 года и "Дневного дозора" 2006-го, не был связан с кино в прошлом, а просто однажды начал заниматься коммерческим телевидением.

Бекмамбетов, который сейчас снимает в Праге фильм "Разыскивается" (Wanted) с участием таких звезд Голливуда, как Морган Фриман и Анджелина Джоли, а также стремительно восходящего к славе британского актера Джеймса Макэвоя ("Последний король Шотландии" 2006 года и февральское "Первое блюдо на десять человек"), с ностальгией вспоминает времена, когда в зарождающемся секторе киноиндустрии в России практически не было никаких правил и ограничений. Мобилизованные находящимся в отчаянном положении руководством российского телевидения, Бекмамбетов и ему подобные потоком хлынули на телевидение, и, хотя тогда это трудно было увидеть, российский кинорынок начал набирать силу.

Цифры говорят сами за себя: в 2001 году российские продюсеры получили 2 млн долларов из общих кассовых сборов в 65 млн долларов за 39 фильмов; к 2003 году доля от кассовых сборов за 40 российских фильмов составила 8,3 млн долларов от общей суммы в 190 млн долларов. По-настоящему все закрутилось в 2004-м, когда 51 отечественный фильм собрал 32,5 млн долларов от общих кассовых сборов в 268 млн долларов. К прошлому году 59 российских фильмов собрали 117 млн долларов от общей суммы кассовых сборов в 455 млн долларов, получив таким образом 25,7% от рынка.

Если бы хоть один российский фильм привлек лишь малую часть от сборов номера один в прокате – фильма "Дневной дозор", – цифры были бы еще более впечатляющим, говорит Александр Семенов, редактор влиятельного еженедельного издания о киноиндустрии "Кинобизнес сегодня".

"Фильм Бекмамбетова, второй в серии "Дозоров", один собрал почти 35 млн долларов, и в первом полугодии 2006 года эта сумма представляла собой 45% от общих кассовых сборов, – говорит Семенов. – Хотя с летними голливудскими релизами ситуация изменилась, эти цифры все же демонстрируют достойное интереса возвращение российского кино на рынок, который к концу 2007 года может достичь планки в 500-520 млн долларов по кассовым сборам".

Высокие показатели за период с 1 декабря 2006 года по 25 февраля 2007 года демонстрируют, насколько мощные позиции занял отечественный продукт. 28 декабря одновременно вышли три фильма: два российских – доисторическое фэнтези "Волкодав" и комедия "Жара" – и голливудская "Ночь в музее". Они немедленно заняли три верхних строчки в чартах и неделями не сдавали позиций.

Из этой тройки "Ночь в музее" была на последнем месте, собрав 12,9 млн при выходе на 455 экранах в пиковый период зимних каникул.

Хотя цифры вызывают оптимизм и определенно отражают силу отечественной киноиндустрии, Семенов повторяет предостережение, которое звучит из многих уст в Москве, призывая избегать излишней уверенности в отечественной продукции. "Число производимых российских фильмов растет, но число релизов на самом деле падает", – говорит он.

Действительно, из примерно 200 отечественных фильмов, снятых в 2006 году, всего 59 вышли на широкие экраны; в 2005 году было снято меньше фильмов, но зато 62 российских фильма вышли на экраны.

Это частично объясняется ограниченностью числа экранов, доступных для голливудского и местного кино – дистрибьюторы вынуждены бороться за то, чтобы выпустить свою продукцию на всего 1100 современных экранах, имеющихся на территории России. А местным фильмам, несмотря на привлекательность их для аудитории, приходится нелегко в конкуренции с международным товаром.

Хотя "Сумеречный дозор" (Dusk Watch), третий, англоязычный фильм в серии "Дозоров", не будет как таковой являться производством Эрнста и Максимова, его режиссирует Бекмамбетов, что позволяет многим предполагать, что сиквел повторит успех своих предшественников за рубежом.

Если это действительно произойдет, не ждите, что вышедший на большую дорогу российский кинобизнес в ближайшее время снова впадет в спячку.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте Inopressa.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта