Новости Владивосток

Иосиф Сталин — SUPERSTAR

Сталина становится все больше и больше в отечественном медиапространстве. С появлением сериала «Сталин. Live» (предполагается, что будет показано в эфире НТВ около полусотни серий) его станет совсем много. Пожалуй, так много, как давно не было.

Дело, впрочем, не в рейтинге упоминаемости этого персонажа и не в объеме присутствия его на экране. Короче, дело не в количестве Сталина, а в его качестве. Причем, я имею в виду не эстетическую сторону телевизионного сочинения. Она-то как раз вне критики - настолько ничтожен результат в художественном отношении. Речь идет об идейно-политическом качестве начинания, предпринятого создателями сериала.

До этого Сталина нам продавали по телевизору главным образом в розницу.

Год или два назад Василий Пичул (автор знаковой и знаменательной в свое время картины «Маленькая Вера») представил довольно обширное документальное полотно "Сталин. Некоторые подробности частной жизни". Там была речь о том, каким заботливым семьянином был отец всех народов. Да, он был очень занят на работе: пришлось столько расстрельных списков подписать, рука могла отсохнуть (и, таки, отсохла), но над трупом жены (застрелившейся) рыдал, со спившимся сыном Васей (генерал-лейтенантом авиации двадцати пяти лет отроду), был по-отечески суров, с дочкой Светланой (впоследствии бежавшей заграницу) трогательно заботлив - приставил ей охрану, баловал вниманием, но не подарками в виде шмоток и косметики; особенно следил, чтоб та не носила иностранных кофточек. Как-то ехал на дачу, так по дороге захватил двух голосующих девушек, и ничего с ними не сделал... Желудок у него был плохой, стул неважный... Все это не может не располагать к человеку, каким бы он ни был жестоким тираном.

Некоторые подробности частной жизни". Там была речь о том, каким заботливым семьянином был отец всех народов. Да, он был очень занят на работе: пришлось столько расстрельных списков подписать, рука могла отсохнуть (и, таки, отсохла), но над трупом жены (застрелившейся) рыдал, со спившимся сыном Васей (генерал-лейтенантом авиации двадцати пяти лет отроду), был по-отечески суров, с дочкой Светланой (впоследствии бежавшей заграницу) трогательно заботлив - приставил ей охрану, баловал вниманием, но не подарками в виде шмоток и косметики; особенно следил, чтоб та не носила иностранных кофточек. Как-то ехал на дачу, так по дороге захватил двух голосующих девушек, и ничего с ними не сделал... Желудок у него был плохой, стул неважный... Все это не может не располагать к человеку, каким бы он ни был жестоким тираном.

Голый Сталин не в переносном, а в прямом смысле - это штука посильнее не только «Фауста» Гете, но и поэмы Горького «Девушка и смерть», о которой всуе поминают любовники.

Впечатление об этой темной стороне жизни великого генералиссимуса скрасил в какой-то степени документальный фильм «Смерть Сталина. Последний свидетель». Этот фильм - одиозная величальная вождю. Не утруждая себя доказательствами и аргументами авторы внушают нам, что этот палач и душегуб - чист перед Богом.

Помнится, как в одном из выпусков «Русского взгляда» поэт Станислав Куняев в своем стихе о вожде позвал покойника на царство. Тогда же нам показали какого-то скульптора, который из воска слепил лежащего гробу мумию генералиссимуса, этого спящего красавца.

Значит, будет, что при случае внести в Мавзолей. Впрочем, почему в Мавзолей? Спящего красавца, этого суперстар можно было бы оживить и поставить на Мавзолей.

Отчасти этим и заняты создатели проекта «Сталин. Live». Их намерения отчетливо прокламированы в заглавии. Переведем его на русский: «Живой Сталин».

Вот собственно, почему кажется, что сам проект следует рассматривать не как беллетристическое произведение, а как некую общественно-политическую акцию.

Обозреватель информационного агентства РИА Новости, Юрий Богомолов.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта