Новости Владивосток

Муралы, граффити, стрит-арт: во Владивостоке художники обсудили проблемы и перспективы уличного искусства

Художники и жители Владивостока, так или иначе имеющие отношение к благоустройству городской среды, собрались в библиотеке «БУК», чтобы поговорить о насущных проблемах уличного искусства и способах их решения. В частности, пытались выяснить, может ли граффити быть хорошим и как наставить вандалов на путь истинный.

Терминология

Большую часть времени выступал начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Владивостока Павел Шугуров, который и был инициатором встречи. Он рассказал о том, как в ближайшей и дальней перспективах мэрия планирует бороться с нелегальным искусством. Однако перед тем как вообще начинать разговор о рисунках или надписях на стенах, важно разобраться в терминологии. Шугуров пояснил собравшимся, что уличное искусство, по его градации, условно делится на три вида: граффити, стрит-арт и мурализм. Есть ещё и четвёртый, более монументальный вид – но он для тех, кто достиг серьёзных высот.

Между тем виды искусства отличаются в зависимости от того, к кому своей работой обращается художник. Например, граффити – явление субкультурное.

«Пацаны пишут своё имя или название своей команды в запрещённых для этого в городе местах. Так они получают адреналин. Для этих ребят самое важное – быть популярным в своей среде, а что подумают люди, их не интересует», – объяснил Павел Шугуров.

Следующая ступень – стрит-арт. Это несанкционированные работы, которые художник делает от своего имени, но при этом он ищет обратной связи от окружающих. То есть ему интересно, что чувствуют люди, когда смотрят на его творения. К этой категории, например, можно отнести самого известного в мире уличного художника, который творит под псевдонимом Бэнкси.

«Он создаёт искусство за свой счёт, и ему важно, что об этом подумают люди», – пояснил отличие Шугуров. Авторские работы, по словам начальника отдела архитектуры и дизайна городской среды, находятся в приоритете у администрации Владивостока.

«Задача мэрии – найти подходящие места для определённых авторов. Очень важно, чтобы все наши работы были узнаваемы. Например, Москва любит рисовать персонажей из российской истории. Я этому очень сопротивляюсь и пытаюсь объяснить, что в нашем городе важен не сюжет, а что эту работу сделал конкретный автор. Это показывает, что во Владивостоке возможно всё», – сказал он.

След в истории

На третьей условной ступени в градации уличного искусства стоит мурализм – это легальная масштабная живопись, разновидность монументального искусства, у таких полотен практически всегда есть заказчик. Тем, кто уже и это «перерос», Павел Шугуров предлагает попробовать себя в новых форматах: например, поработать с деревом или мозаикой.

«В чём здесь история? Вот так человек учит общаться с городом. Здесь он «получает по голове» [за нанесение граффити в неустановленных местах. – Прим VL.ru], здесь – учится говорить на одном языке [создавая «легальный» стрит-арт. – Прим. VL.ru], здесь – на профессиональном уровне управлять общественным мнением [взойдя на «степень» монументальной живописи. – Прим. VL.ru]. И когда он этому научился, ему есть что сказать не только этому поколению, которое рядом с ним живёт, но и что-то на будущее. Как мы сейчас ходим рядом с монументальными работами советских мастеров – очень классно, что они остались, потому что это совершенно другой пластический язык, совершенно другие образы. И так же будут смотреть наши потомки на наши работы», – заявил художник.

При этом тех, кто сейчас находится на первом уровне, обязательно нужно вытаскивать на третий.

«Граффити – однозначно плохая вещь. И мы должны поставить его вне игры. Не бывает «хорошего» или «плохого» граффити, как это часто любят говорить», – уверен Шугуров.

Однако в среде художников (и не только их) такое мнение не популярно. Например, не согласился с ним владелец магазина молодёжных товаров (в том числе баллончиков, маркеров и красок) Денис Горбунов.

«Без граффити и не будет игры, – возражает он. – Нужно осознавать, откуда всё идёт. Без первой ступени невозможны вторая и третья. Но таких художников нужно направлять», – считает он.

Кнут и пряник

Тем не менее Павел Шугуров – а вместе с ним и городская администрация – предлагает два способа «борьбы с граффити». Пока это только концепция, однако всё идёт к тому, чтобы её принять и воплотить в жизнь.

Действовать собираются методом кнута и пряника. «Кнут» – это показательные наказания вандалов, когда пойманного за руку художника заставляют публично оттирать рисунок. Процесс сложный и долгий, а часто и вообще бесперспективный: многие поверхности настолько сильно впитывают краску, что её уже невозможно смыть. Проводить такие «показательные выступления» достаточно раз в год, полагает Павел.

«Пряников» больше. Например, можно организовать в каждом районе города стены для свободного рисования. По задумке, работать это должно так: художники сами покупают баллончики, краски, расписывают участки таких свободных стен. Затем, по желанию, фотографируют свои лучшие работы и отправляют на сайт мэрии.

«Те, кто как-то особенно проявит себя, смогут получить легальный большой объект. А соответственно и заработать», – говорит Павел Шугуров.

Сейчас администрация как раз ищет такие стены. Они должны быть безопасными и удобными: располагаться подальше от проезжей части, быть не сильно высокими и так далее.

Планы

Также к «пряникам» относятся мастер-классы и встречи с именитыми уличными художниками, которые имеют вес в сообществе. В этом году как раз такую задумку хотят реализовать.

«На август у нас запланирована акция. Её смысл в том, что художник не просто должен приехать и что-то нарисовать, но и поработать с местным сообществом – поговорить с людьми, понять настроения и в итоге создать некое энергоинформационное поле (эгрегор) района», – добавил Павел.

Пока список кандидатов уточняется.

«У мэрии есть 10 миллионов, которые рассчитаны на благоустройство муниципальных объектов, таких как подземные переходы и подпорные стены. Также в этом году деньги заложены на новые технологии в городском дизайне, – рассказал Шугуров. – Например, по пути к Русской мы залили стены фактурным бетоном, в котором оставили ниши. Они подготовлены под мозаику».

Также администрация готова предоставить художникам под роспись небольшие объекты – к примеру, электрощитки, как это было в прошлом году.

Кроме того, в городе планируют провести два фестиваля. По словам Дениса Горбунова, который выступает их инициатором, участие могут принять все желающие. Первый – ежегодный экстрим-фестиваль «Мосты», который объединяет спорт и уличное искусство. Под роспись организаторы пока рассматривают только две стены в центре Владивостока, но, возможно, в будущем их количество изменится.

Второй фестиваль – «Владивосток – город, который мы любим» – стартовал в прошлом году. Тогда художники расписали шесть стен. Сейчас нацелились на фасады пятиэтажек, выстроенных вдоль улицы Русской.

Художники, которые принимали участие в дискуссии, в основном задавали уточняющие вопросы и делились практическим опытом. По итогу общение решили продолжать уже в онлайн-формате, где более детально будут разбирать каждое из озвученных предложений.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта