Новости Владивосток

За право построить мост на Елену в рамках ВКАД конкурируют сразу две компании – китайская и российская

На возможность строить мост на Елену в рамках Владивостокской кольцевой автодороги претендуют сразу две компании – русская «БТС-мост» и китайская CRCC. Последняя, как узнали «Ведомости», уже подала частную концессионную инициативу (ЧКИ) на финансирование и строительство ВКАД в министерство экономического развития Приморского края. Пакет документов с 17 января находится на рассмотрении, дорогу планируют сделать платной.

Для китайской China Railway Construction Corporation это первая ЧКИ в сфере инфраструктурных проектов в России. Соглашение о сотрудничестве по проекту компания и правительство Приморья заключили на Восточном форуме в 2021 году.

Но есть и ещё один претендент. Проектом интересуется группа «Бамтоннельстрой-мост» («БТС-мост»), основным владельцем которой является Руслан Байсаров, в партнёрстве с Газпромбанком. Сообщается, что банк с «БТС-мост» «приняли решение по созданию консорциума с целью реализации первого этапа строительства ВКАД». В декабре 2021 года партнёры создали совместную компанию ООО «ВКАД», 51% долей в ООО у «Родиола кэпитал инвестментс» Байсарова, 49% – у структур Газпромбанка. «Перспективный проект детально изучен нашей командой, и мы готовы организовать привлечение внебюджетного финансирования в проект в необходимом объёме, а также полностью обеспечить его производственными и строительными мощностями», – говорит представитель банка.

В правительстве Приморского края и Минтрансе России на вопросы «Ведомостей» не ответили.

По правилам заключения ЧКИ правительство края будет рассматривать заявку CRCC International Investment в течение 30 дней. Если власти решат, что можно заключать концессию на условиях инициатора, то в течение 10 дней после решения они разместят извещение о сборе заявок на конкурс по концессии на портале torgi.gov.ru. Если за 45 дней не будет получено иных заявок о готовности к участию в конкурсе, то концессионное соглашение заключается с инициатором проекта. В альтернативном варианте власти могут предложить инвестору доработать заявку, после чего также проводится конкурс, либо отклонить её.

Общая протяжённость ВКАД составит около 30 км. Строительство разделено на два этапа. На первом планируется построить 10-километровый участок от острова Русского через остров Елены до Казанской улицы на Эгершельде. Как следует из проекта, это будет четырёхполосная городская дорога с расчётной скоростью движения 80 км/ч. Предельный объём капзатрат по проекту – 79 млрд руб.

По оценке представителя CRCC International Investment, общий объём инвестиций на первом этапе – в пределах 80–85 млрд руб. Точная сумма будет зависеть от размера налогов, расходов операционной компании и процентов по кредитам, поясняет он. Собственные средства китайской компании составят 20–30% от стоимости проекта, остальное планируется привлечь с рынка. Заинтересованность в финансировании стройки уже проявили Евразийский банк развития (ЕАБР) и Дальневосточный филиал Сбербанка. Предполагается также, что государство в рамках обязательств концедента выделит капитальный грант на проект, но это произойдёт только в следующем бюджетном цикле, поясняет представитель китайской компании.

Возврат инвестиций будет происходить за счёт сбора платы за проезд по новой магистрали. Дорогу оборудуют системой бесконтактного взимания платы. Стоимость проезда по ней пока не определена. По словам представителя CRCC International Investment, начать строительство первого этапа планируется в 2023 году. По оценке Главгосэкспертизы, на сооружение новой дороги потребуется 57 месяцев, то есть почти пять лет.

Генподрядчиком стройки выступит российская «дочка» китайской компании – CRCC Rus. Она уже участвует в строительстве инфраструктуры в России: компания в 2020 году получила госзаказ на строительство пятого этапа скоростной автотрассы М12 от Москвы до Казани за 58,3 млрд руб.

Параметры строительства второго этапа ВКАД – ещё 20 км – пока находятся в разработке, говорит представитель CRCC International Investment. Его стоимость также неизвестна. Но в январе 2021 г. Минэкономразвития РФ предложило Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций профинансировать в России пять проектов. ВКАД попала в их число. В предложенном Минэком перечне стоимость всей Владивостокской кольцевой дороги оценивается в $1,4 млрд, или 109 млрд руб. по текущему курсу. Стоимость второго этапа, таким образом, может составлять 24–29 млрд руб.

По мнению экспертов «Ведомостей», хорошие шансы получить этот проект есть у обеих компаний. Преимуществом связки «БТС-моста» и ГПБ является наличие сильного финансового партнёра, а также большое количество реализованных проектов на Дальнем Востоке. Самый известный из них – вантовый мост на остров Русский. В то же время у китайской компании тоже есть опыт реализации инфраструктурных проектов различной сложности в России, отмечает эксперт, не исключая, что на этот проект могут заявиться и другие игроки. Но в бюджете пока не предусмотрены средства на капитальный грант инвестору в проект, и определённость в отношении строительства будет только с их появлением.


Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Пришлите свою новость
Полная версия сайта