Новости Владивосток

ВЭБ.РФ посчитал индекс качества жизни во Владивостоке по странным показателям, но почти по всем уровень оказался ниже среднего

Госкорпорация ВЭБ.РФ представила индекс качества жизни в российских городах. Владивосток набрал меньше баллов, чем в среднем в группе, по 9 направлениям из 12. Всего же индекс изучал более чем 200 показателей, только некоторые из них выглядят по меньшей мере странно. Так, благоустройство оценивается по близости к морю, а доступность авиасообщения – по цене билетов до Анапы.

Индекс качества жизни российских городов представила госкорпорация ВЭБ.РФ. Как указано на сайте индекса, его вывели в целях понимания, в каких городах нужнее всего поддержка институтов развития и где можно обеспечить наибольший социальный эффект на вложенный рубль. Разработанная система оценки позволит определить особенности каждого города, участвующего в проекте. На базе полученных результатов предполагается формирование рекомендаций по возможным улучшениям качества жизни жителей в том или ином городе как в рамках отдельных направлений, так и в целом. В процессе реализации проекта будут также учтены лучшие практики городского развития и их потенциальное влияние на ситуацию с качеством жизни в городах.

Владивосток отнесён к кластеру «Космополиты». Вместе с нами в этой группе Балашиха, Волгоград, Воронеж, Омск, Краснодар, Самара, Уфа, Хабаровск и несколько других. В описании говорится, что это города-миллионники или крупные города, центры притяжения различного рода ресурсов, диверсифицированная экономика с развитой сферой услуг. У общества есть запрос на удовлетворение более высоких потребностей – очевидно, более высоких, чем базовые. Это саморазвитие, самореализация, удовлетворение эстетических и духовных потребностей. То есть мы тут по крайней мере не голодаем и не нищенствуем.

Качество жизни разделено на 12 направлений: жилищные условия, доход и работа, здоровье, образование, мобильность, благоустройство, экология, безопасность, общество, работа и отдых, гражданские права и удовлетворённость. И названия этих групп, кстати, не всегда объясняют пункты, которые составляют их показатели.

Лучший балл в своей группе у Владивостока по направлению «Благоустройство» – 68,07. Средний балл по кластеру составляет 63,29, а по городам России – 60,43. То есть – теоретически – из всех перечисленных выше городов у нас самая удобная, привлекательная и разнообразная городская среда: улицы, парки, общественные зоны. Согласно расшифровке рейтинга, во Владивостоке самая большая доля городских земель, отведённых под парки, и зелёных зон в городской черте – 40,26% территории против 31,36% по кластеру и 26,9% по стране. Однако не в последнюю очередь высокие показатели в этом разделе базируются на том, что 100% населения Владивостока живут «в 50 км от побережья», а доля прибрежной зоны в общей площади тоже равна 100%. Этим город, конечно, значительно отличается от «соседей по кластеру». Примечательно, что доля жителей, считающих свой город ухоженным и красивым, составляет 38,24% – это значительно ниже группы (52,02%) и ниже, чем в среднем по стране (51,33%). Уровень внешнего оформления городского пространства (единообразие вывесок, доля зданий с ремонтом и почему-то доля объектов, оснащённых подсветкой) составляет всего 2 балла против 5,3 в группе и 4,3 по городам РФ.

Худший балл у Владивостока в разделе «Общество». Но если кто-то думал, что это про митинги и взаимовыручку, то нет. Этот раздел составляет количество постов на YouTube и в Instagram от местных блогеров, просмотров в TikTok, число официальных волонтёров и крупных компаний с программами социальной ответственности. Роликами в YouTube владивостокцы смело могут гордиться – 472,94 единицы прироста за год, что в два с лишним раза (206,77) больше среднего числа по кластеру и почти в три раза (166,48) больше, чем в среднем по стране. Постов в Instagram тоже больше всех – 210 тысяч прироста за год против 116 тысяч в группе и 90,7 тысячи по стране. А вот с TikTok горожане что-то недотянули – всего 9,5 млн просмотров против 10,1 млн по кластеру, но всё равно больше, чем по России, где в среднем 5,4 млн просмотров.

Низкую оценку получила причастность к событиям – это доля респондентов, принимающая участие в деятельности общественных групп и местных сообществ, созданных для защиты общих интересов, таких оказалось всего 16,18% против 18,18% в группе и 21,16% по стране. Также ниже кластера и прочих российских городов оценивается уровень социального доверия. На вопрос, есть ли у вас родственники или друзья, на которых можно положиться в трудную минуту, утвердительно ответили 82,35% опрошенных. При этом в группе таких людей в среднем 85,4%, а по стране – 86,11%. Также владивостокцы общаются с близкими и друзьями реже, чем им хотелось бы.

В разделе «Гражданские права» можно почерпнуть, что во Владивостоке большая, чем в среднем в группе и среди городов страны, разница между зарплатами женщин и мужчин (-17,5 тысячи рублей), более низкий уровень жизни пенсионеров (пенсия по старости составляет 24,93% от средней зарплаты), меньшее количество трудоустроенных инвалидов (23,38%). Ниже, чем в группе и среди городов РФ, оценивается эффективность электронных сервисов госуслуг (2,56 балла), а данных о среднем времени ожидания в очередях при получении госуслуг просто нет. Как нет и данных об уровне жизни безработных.

В разделе «Мобильность» можно узнать, что доля состояния нормативной дорожной сети во Владивостоке составляет 74,24%, а уровень автомобилизации – 47 машин на 100 человек. Оба этих пункта выше, чем у «соседей». При этом плотность улично-дорожной сети самая низкая – 4,2 км на квадратный километр. С большим удивлением житель Владивостока узнаёт, что у нас среди соседей по кластеру и городов РФ самая высокая финансовая доступность авиасообщения. Если посмотреть, как показатель высчитывался, – понятнее не станет. Финансовая доступность перелётов – это, по версии ВЭБ.РФ, «отношение стоимости самых дешёвых билетов до Анапы и обратно в летний период на одного взрослого человека к средней заработной плате жителя города». И этот показатель у Владивостока равен 70,8%. Ещё раз: билеты в Анапу для приморцев являются показателем доступности авиасообщения. И наш показатель почти в два раза выше, чем у жителей других городов.

Средний возраст автобусов оценивается почти в 10 лет, троллейбусов – 13 лет, трамваев – 25 лет. Периодичность движения транспорта – чуть более 15,6 минуты. Доля перевозок городским электротранспортом составляет всего 1,5%. Данных по благоустроенным парковкам, протяжённости пешеходных и велосипедных дорожек, плотности пешеходных переходов и многих других данных в индексе нет.

В разделе «Образование» Владивосток находится примерно посередине – хуже, ниже в городах по кластеру, но выше, чем среди прочих городов России. Здесь положение обусловлено высоким местом ДВФУ в рейтинге университетов Интерфакс по итогам 2020 года. При этом балл рейтинга качества образования Рособрнадзора во Владивостоке ниже, чем в других городах. Центров профессиональной подготовки во Владивостоке нет, но и аварийных школ тоже нет. Что интересно, ВЭБ.РФ, который обращается к данным о творческих индустриях и креативных программах, почему-то указывает, что на одну электронно-вычислительную машину (ЭВМ) в школах приходится 9,28 человека. Жаль, перфокарты не посчитали.

В разделе «Работа и отдых» про работу нет ничего – это о культурных мероприятиях, музеях и общепите. Согласно рейтингу, во Владивостоке мало музеев, кинотеатров, галерей и прочего – 2,32 единицы на 10 тысяч человек. И, оказывается, сильная недообеспеченность торговыми площадями – всего 884,38 квадратных метра на тысячу человек. Мало достопримечательностей, недофинансирована сфера культуры и кинематографии, нет современного оборудования в музеях. И тратят жители Владивостока на отдых и уход за собой в день всего 12 часов, тогда как «соседи по кластеру» и другие города РФ отводят на это целых 13 часов. Зато сфера общепита оценена выше, чем у других, – в среднем 4,4 балла.

Вызывает вопросы и блок «Здоровье», где отсутствуют многие данные, а больничные койки перемежаются с пешей доступностью спортивных объектов. Этот раздел, кстати, один из худших во Владивостоке. Только 23,53% жителей города ведут здоровый образ жизни, 54,9% – систематически занимаются физкультурой и спортом, 33,82% – потребляют достаточный объём фруктов и овощей (400 грамм и более). Процент обеспеченности спортивными сооружениями по нормативной пропускной способности составляет 42,7%. Более 77% населения живут в 15 минутах ходьбы от спортивного сооружения.

Во Владивостоке среди соседей самый высокий рост цен на медикаменты (108,16% к году), самый высокий показатель смертности от туберкулёза (10,25 на 100 тысяч жителей по данным 2019 года), онкологии (93,96 на 100 тысяч человек), болезней системы кровообращения и органов дыхания (219,62 человек на 100 тысяч населения). И, что логично, самая низкая продолжительность жизни – 69,55 года, тогда как у других городов в группе как минимум на год больше. Но при этом во Владивостоке самый низкий показатель младенческой смертности (4,38 на 1 тысячу человек), хотя у других городов группы он немногим выше – 4,46 человека на 1 тысячу. Лишь 37,9% населения проходят регулярные профилактические осмотры. В первичном звене самая низкая по группе обеспеченность врачами и средним медперсоналом – 62,87 на 10 тысяч человек.

10.12: Отметим, что низкий уровень здравоохранения во Владивостоке ранее отметил в своём исследовании качества жизни городов России Финансовый университет при Правительстве РФ. В рейтинге Владивосток оказался на 68-м месте из 75 в том числе из-за низкого балла по качеству медицинского обслуживания.

В разделе «Экология» есть и очень старые данные, 2015 года, и посвежее. Например, количество вывезенных ТКО приводится на 2018-2019 год (461,7 кг на человека) – это больше, чем в других городах. А вот доля площади города, покрытая деревьями, составляла 70%, но шесть лет назад. Нет данных об электроэнергии, вырабатываемой на угольном топливе, хотя таких котельных в городе хватает. Нет данных о количестве ликвидированных несанкционированных свалок, хотя они есть, и администрация города тоже периодически их вывозит. Общий балл города по экологии составляет 49,53, и это выше, чем у других городов в группе (47,54) и чем в других городах РФ (46,19).

Единого итогового балла у города нет, сравнить с другим городом его нельзя. Но если высчитать среднее арифметическое, то индекс качества жизни составит 47,8 из 100 возможных баллов.


 — newsvl.ru
 — newsvl.ru
Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Пришлите свою новость
Полная версия сайта