Новости Владивосток

Влиться в государственную вертикаль: депутаты Заксобрания Приморья одобрили закон о публичной власти

Законопроект о публичной власти, который был внесён в Государственную думу и прошёл процедуру первого чтения, был одобрен приморскими депутатами. И хотя многие говорили, что увидели увесистый документ только перед началом заседания, отказываться от него не стали, а решили подготовить свои поправки ко второму или даже третьему чтению.

Госдума предлагает внести понятие «публичной власти» и её определения соответствующим законопроектом. Ознакомиться с ним можно, например, на сайте Законодательного собрания Приморского края. Если коротко, то органы исполнительной власти муниципалитетов и регионов «входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации». Принцип единства предполагает «согласованное действие различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан». Согласованное функционирование и взаимодействие системы обеспечивает президент.

Сам законопроект основан на действующем законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 1999 года. Частично, как указывают эксперты, он дублирует его нормы.

В новом законе предполагается, что главы регионов, то есть губернаторы, теперь могут избираться более чем на два срока, а их полномочия длятся не четыре, а пять лет. Расширены полномочия президента страны по увольнению глав субъектов «в связи с утратой доверия». Если раньше президент мог сделать это только в связи с выявлением фактов коррупции или конфликта интересов, что требовало официального заключения правоохранительных органов, то теперь можно отстранить губернатора просто «в связи с утратой доверия». Также губернатору от президента может быть направлено предупреждение или выговор.

Закон предполагает, что в каждом регионе «могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти» на федеральных территориях или в административных центрах и столицах регионов. Для Приморского края это довольно актуально с учётом многочисленных особых зон и преференциальных режимов. Но данные особенности проекта не расшифрованы.

Часть экспертов, например, политический психолог Николай Щербина, считает, что такая реформа «убьёт» органы местного самоуправления, которые и так не отличаются самостоятельностью в выборе методов и решений.

«Я не жду ничего хорошего от встраивания местного самоуправления в пресловутую вертикаль власти, основная проблема которой – постоянное неэффективное ручное управление. Для того, чтобы местное самоуправление работало эффективно, не надо менять систему. Скорее, наоборот, нужно вернуться к истокам, которые были заложены в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. И это прежде всего прямые выборы глав городов и районов края», – говорил политолог ещё в прошлом году.

Другие эксперты считают, что внесённый законопроект, напротив, даст муниципалитетам дополнительные финансовые гарантии по компенсации расходов, в частности, на «государственные» стройки – детские сады или больницы. Отметим, официально местной власти гарантируется самоуправление – как писал «Коммерсантъ», на этом настаивал Владимир Путин: «Интересы и права муниципальных образований не должны быть ущемлены», – говорил президент.

Госдума «спустила» проект регионам для обсуждения, и почти в каждом субъекте его формулировки вызвали споры. Не стал исключением и Приморский край. У Джамбулата Текиева, который представлял законопроект на заседании ЗСПК, возникла только одна поправка.

«Надо попросить, может, внести поправочку, – предположил Текиев. – В этом законопроекте предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ, независимо от того, работают они на постоянной основе или совмещают с другой деятельностью. Так как мы с вами приняли решение, ограничивающее количество должностей, тем самым снизив смету Законодательного собрания, то, если мы – вернее, они, – сейчас примут такой законопроект, то получится, что мы все должны работать на постоянной основе. А вы знаете, что госдолжности не предполагают никакой иной деятельности, кроме как получение зарплаты по месту работы. Поэтому есть предложение – предложить нашим старшим товарищам исключить эту норму и в основном принять этот законопроект».

Евгений Ляшенко спросил, почему такая спешка – не дали обсудить на других комитетах и фракции. Текиев ответил, что об ускорении просила Госдума. Владимир Беспалов возмутился, что нельзя так законы принимать – комитет его рассмотрел за час до заседания. Геннадий Шульга сказал, что и вовсе получил документ на руки за 10 минут до начала заседания и в течение нескольких часов, пока шло обсуждение других вопросов, пытался по диагонали хотя бы его прочитать. А там, напомним, 170 страниц.

«Есть мнение, которое излагают СМИ, что под термином «публичная власть» прикрывается движение к авторитаризму. Мы же не хотим, чтобы у нас мечта Жириновского исполнилась и в субъектах стали работать генерал-губернаторы. Законодательная ветвь власти полностью «ляжет» под исполнительную, или там под губернатора! Считаю, что это безответственно! Грубое нарушение регламента – при товарище из прокуратуры заявляю! Проверьте, пожалуйста», – высказался Беспалов.

Игорь Чемерис заявил, что данный законопроект уже «недели полторы-две обсуждается во всех средствах массовой информации» по разным статьям. А одна из обязанностей депутата – мониторить общественное пространство и СМИ. Вероятно, Игорь Святославович решил, что мониторинга СМИ вполне достаточно для принятия решения о поддержке законопроекта.

«Если мы не выскажем свою точку зрения, то этот закон в том или ином виде примет Государственная дума. И здесь я целиком согласен с Джамбулатом Абдулхалимовичем [Текиевым]. Мы когда принимаем ту или иную категорию, высказываем свою позицию по каждому вопросу. Если мы не выскажемся, то по умолчанию будет приниматься тот законопроект, который пришёл. Мне кажется, что нет ничего такого страшного с точки зрения истории, когда субъектами – областями – руководили генерал-губернаторы. В тот момент области получили самое серьёзное развитие. Поэтому не нужно нас пугать», – заявил Чемерис.

Шульга предложил отсрочить принятие или непринятие законопроекта хотя бы на «недельку-две», чтобы была возможность нормально с ним ознакомиться и внести, может быть, свои поправки и предложения. По мнению депутатов от КПРФ, «понятие публичной власти кастрирует местное самоуправление» – такое мнение высказал не только Шульга, но и Наталья Кочугова. Коммунисты прогнозируют, что следующим шагом станет отмена выборов даже губернаторов – их снова будут назначать. А депутатов законопроект вообще лишает независимости и суверенитета, ставит в зависимость от исполнительной власти.

Юрий Мельников, уполномоченный по правам человека, с позицией коммунистов не согласился. Он сказал, что тоже изучал этот закон уже довольно давно, и заверил, что «ни о каком авторитаризме речи нет». С юридической точки зрения сомнений нет. А с точки зрения правозащиты такая единая система позволит решать вопросы в пользу граждан. Мельников отметил, что в законе есть требования к соблюдению Конституции, что всем органам власти даются гарантии.

«Это нормальный рамочный закон, я не вижу никакой опасности», – подытожил уполномоченный.

Александр Ролик поддержал Игоря Чемериса и напомнил, что законопроект в первом чтении был принят три недели назад.

«Проект поступил в ЗСПК около полутора недель назад – непосредственно в комитет по региональной политике и законности. И он должен был быть размещён на электронном ресурсе комитета. И было обращение от председателя Госдумы представить отзывы. Почему этот вопрос мы вынесли сегодня – потому что у нас следующее будет только через месяц, а во втором чтении Госдума будет рассматривать законопроект 9 ноября. Поэтому и встал вопрос в том, чтобы вынести его на сегодняшнее заседание. Мы должны проголосовать либо в поддержку, либо в «неподдержку» закона в целом. Что касается отдельных позиций, связанных с отдельными нормами, то мы можем – и такое обращение тоже есть – направить наши предложения ко второму чтению в совет законодателей», – заявил Александр Ролик.

Он также объяснил Джамбулату Текиеву, что депутаты и есть лица, замещающие государственные должности, поэтому все депутаты, например, предоставляют справки о доходах. И такая норма не повлечёт за собой обязательную работу депутатов на постоянной основе.

Шульга в ответ предложил собраться на внеочередном заседании до второго чтения в Госдуме. Он спросил, вносились ли какие-то инициативы от Приморья. Ролик вместо Текиева объяснил, что это делается на Законодательном собрании, а поскольку депутаты собрались только второй раз, то, соответственно, ничего и не вносилось.

«Хорошо, что мы здесь начали дискуссию, но 9 ноября этот законопроект будет рассматриваться на пленарном заседании Госдумы, и, наверное, мы до этого момента не придём к тому решению, которого вы хотите. Я соглашусь, что проект закона нужно проработать. Давайте проработаем и направим свои корректировки или ко второму чтению, если успеем, или уже к третьему», – сказал Игорь Чемерис.

На этом обсуждение завершилось. Против законопроекта высказалась почти вся фракция КПРФ. Самсонов к этому времени уже отключился от заседания, Ибашев на нём так и не появился. Любовь Терендина воздержалась от голосования, а Геннадий Шульга проект поддержал. За закон выступили и все остальные. Причём Андрей Андрейченко вместе со своим одобрением продемонстрировал ещё и изображение гербового флага Российской империи. В итоге 26 депутатов за, 9 против, 1 воздержался.


Пришлите свою новость
Полная версия сайта