Новости Владивосток

На брудершафт: владивостокцы не снижают потребление алкоголя, но постепенно переходят на вино

Сухой закон не забыт – в России не оставляют попытки ограничить продажу алкоголя. После того, как в Приморье не поддержали инициативу запретить отпускать спиртное лицам младше 21 года, с аналогичным предложением выходил и Минздрав РФ, кроме этого, и время начала продажи настоятельно рекомендовали сдвинуть на час позже. При этом, по словам Михаила Мурашко, россияне уже значительно меньше пьют крепкие напитки: за последние 10 лет средний объём потребления на душу населения снизился с 15 до 9,1 литра. Но как в действительности меняется спрос на алкоголь в тематических супермаркетах Владивостока? Повлияли на предпочтения постоянных клиентов коронавирусный кризис и закрытые границы? И готовы ли наши алкомаркеты к продаже спиртного молодёжи +21?

Приморье в национальном рейтинге трезвости

С августа 2020 по август 2021 года стоимость алкогольных напитков, предлагаемых в розничных сетях Приморья, выросла на 8,77%. По данным Росстата, увеличение розничной стоимости в большей мере произошло именно в последнем месяце лета: цены подскочили на 3,57% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Этот август оказался в плюсе на 2,97% и к 2020-му. При этом к своему Эвересту цены на алкоголь шли постепенно, с 2018 по 2021 год в общей сложности прибавив 12,92%.

Примечательно то, что на фоне роста цен употребление крепкого алкоголя в крае не уменьшается. Так, объём розничных продаж увеличился с 386,4 тыс. декалитров во втором квартале 2017 года до 449,85 тыс. декалитров во втором квартале 2021-го. Между тем Приморье все эти годы в общей доле потребления алкоголя в стране занимает стабильный процент – 1,75-1,78%.

Не меняя долю потребления алкогольных напитков, наш край в национальном рейтинге трезвости регионов смог удивительно резко переместиться с 62-го в 2018-м на 47-е место в 2020 году. Исследование учитывало количество смертей от отравлений алкоголем и больных алкоголизмом, число преступлений в состоянии алкогольного опьянения и связанных с незаконным оборотом алкоголя, объём проданной алкогольной продукции и региональное антиалкогольное законодательство.

Тем не менее уровень производства заводской водки в Приморье также остаётся стабильным: за прошлый год выпущено 783,6 тыс. декалитров – больше, чем в других субъектах ДФО. Хотя по общероссийским меркам наш регион занимал лишь 78-е место из 86 возможных. Пиво же производится в миллионах декалитров, как и в других регионах Дальнего Востока.

Алкорынок Владивостока: игроки и прибыль

Сейчас на алкогольном рынке Владивостока среди конкурентов выделяются два гиганта в своей сфере – алкобренд «ВинЛаб» (принадлежит производителю и дистрибутору алкоголя Beluga Group, единственная сеть федерального уровня, созданная во Владивостоке) и «Дилан» (учредитель ООО «Дилан»). Сети алкомаркетов «Солнышко», Wine Studio, «Мускат», Brut имеют по 3-7 магазинов в городе и в финансовом плане чувствуют себя уверенно. Особняком стоят магазины спиртных напитков премиум-класса, занимая устойчивое положение на рынке Владивостока – у них своя политика и поставщики из Москвы.

Если судить по выручке и прибыли, то сверхлидером рынка розничной продажи алкоголя в Приморье является АО «ВинЛаб» с общей выручкой 3,39 млрд руб. в 2020 году (+20% к 2019 году) и чистой прибылью в 54,39 млн руб., которая выросла в прошлом году вдвое. Второе место по оборотам за 2020 год с существенным отставанием заняло ООО «Дилан» (оптовая торговля алкогольными продуктами, кроме пива). Добившись выручки в 551 млн руб., компания, наоборот, получила результат ниже, чем в 2019-м на 32%. Чистая прибыль также упала на 29% до 39,34 млн руб.

Как отмечают эксперты, сети алкомаркетов в крае сегодня более разнообразны, чем оставшийся продуктовый ретейл. Однако рынок не столь объёмен, и в сегменте масс-маркета рано или поздно произойдёт сокращение игроков. Для того, чтобы увеличить средний чек, магазины, изначально ориентированные на продажу исключительно спиртных напитков, уже допускают в своих стенах и продажу продуктов питания – в комментариях для VL.ru их представители называют такие меры перспективным направлением.

Что пьёт житель дальневосточной столицы

Спрос на алкоголь в сетевых магазинах во Владивостоке формируется вполне предсказуемо. Как рассказали в одном из алкомаркетов сети «ВинЛаб», всё зависит от местоположения магазина, близости к тому или иному контингенту покупателей. Самый что ни на есть активный клиент предпочитает водку за 250-300 руб. Летом молодёжь налегает на пивные напитки с фруктовыми и цитрусовыми вкусами – от 3-4 градусов. Аудитория 50+ доверяет крымским винам в ценовой категории 350-450 руб. Хотя, по словам продавцов, грузинское вино по аналогичной цене гораздо лучше. Представители силовых структур (их замечают по форме или официальным костюмам) предпочитают бренди, виски – всё, что в ценовом сегменте выше 1500 руб.

Представители сети замечают, что повышение цен на спиртосодержащую продукцию происходит не менее одного раза в год в связи с изменением МРЦ, но снижение спроса в «ВинЛаб» при этом не наблюдают – напротив, напитки премиум-класса стали интересовать покупателей в первом полугодии 2021 года достаточно часто.

В одном из магазинов сети «Дилан» обратили внимание, что устойчивой аудиторией – порой под 70% от основного наплыва покупателей – являются поклонники водки по 300 рублей. Такие любители спиртного знают, за чем идут, всегда «на низком старте» и готовы к приобретениям даже в 10 утра. Молодёжь активно покупает сидр – к слову, его алкогольная составляющая порой доходит до 8 градусов. Приезжие стараются попробовать уссурийский бальзам – продукт, пожалуй, единственного производителя в Приморье, что сохранился с советских времён.

Первенство по тихим винам сохраняют производители из Чили, Италии и Испании – от 400 до 1200 руб. А летом хорошо в сети «Дилан» уходило итальянское игристое по цене от 600 руб. и выше. У премиум-алкоголя тоже всегда есть свой покупатель – он постоянный, поэтому спрос в этом сегменте стабильный.

В сети «Дилан» считают, что повышение цен спиртосодержащей продукции, которую периодически анонсируют производители, чаще всего негативно влияет на спрос, так как уровень доходов населения не растёт такими темпами, как инфляция. Скорее всего, можно будет наблюдать снижение продаж в штуках и ещё больший переход в низкий ценовой сегмент при покупке алкоголя.

В одном из магазинов сети «Солнышко» рассказали, что на время пандемии остался высокий спрос на водку в ценовом диапазоне 250-300 рублей, в этом случае особенно помогает белорусский производитель. Но игристые и тихие вина у определённой категории покупателей с лихвой составят конкуренцию традиционному русскому напитку. Здесь подтвердили постоянно растущий ценник на спиртное, но считают, что даже ограничения 21+ не уменьшат приток покупателей – на общем объёме продаж такой запрет не скажется, люди меньше пить не будут.

Бургундское вино сменили на австрийское

Владельцы винных магазинов премиум-класса Владивостока, где можно найти коллекционные вина и по 100 тыс. рублей за бутылку, имеют собственное видение развития алкогольного рынка.

С точки зрения совладельца ресторанов «Амур», «Эхо» и «Траттория» в Хабаровске и владельца винного магазина Vinoteka во Владивостоке Романа Ракусы, эпопея повышения цен на алкоголь премиум-класса впервые заявила о себе в 2008 году, затем поднялась на новый пик в 2015-м. Разрыв между доходами и расходами населения вырос значительно, и люди скорректировали свои траты. В пандемийный год продажи премиального алкоголя во Владивостоке пережили определённое сокращение, но оно отличалось от того, что демонстрировал рынок товаров и услуг в принципе. Те, кто пил премиальный алкоголь, не изменяют своим привычкам, хотя произошло определённое пересегментирование – снижение среднего чека. Скажем, если раньше покупатель делал свой выбор в пользу дорогого вина из Бургундии за 20 тыс. руб. за бутылку, то сегодня он обращает внимание на качественную и недорогую альтернативу из Австрии, Швейцарии или Германии за пять тысяч рублей.

При покупке вин премиального сегмента приморцы также всё чаще стали смотреть в сторону российского производителя. Крым – сегодня терруар номер один в России. В регионе хорошая земля, и с момента активного развития виноделия уже появляются зрелые лозы. Как результат, у отечественных виноделен начинают появляться качественные вина.

«В нашем магазине минимальная цена за водку 1500 руб., и, по моему мнению, чем меньше будет алкоголя за 200-300 рублей, тем выше будет культура общества в целом. Однако повышение возраста на продажу алкоголя до 21 года у нас в стране вряд ли окажется эффективным. Контролирующие функции государства и общественные институты в России развиты не на таком уровне, как в Европе и в США, в нашей стране никто не будет звонить в полицию и сообщать, что на лавочке компания подростков пьёт пиво. А тем более никто его не будет арестовывать, делать облавы на таких подростков и молодых людей. И по факту, все эти меры могут привести к росту объёма серых продаж и нелегального бизнеса. Хотя глобально я бы выступил за такое решение: до 21 года молодые люди ещё не сформировались, и чем меньше они будут находить возможность «выпить», с точки зрения морали и здоровья, тем лучше», – резюмирует совладелец винного магазина Vinoteka Роман Ракуса.

Соучредитель ООО «Алко-ДВ» и совладелец винного бутика VinoTerra (Владивосток) Станислав Буркун видит рынок премиального алкоголя в период кризиса наименее уязвимым, более стабильным по сравнению с масс-маркетом. По аналогии, на автомобильный парк «Ламборджини» (Lamborghini) в России приходится всего несколько десятков проданных машин в год, их количество не увеличивается, но и не уменьшается за долгий период продаж. В схожей ситуации находится и алкоголь премиум-класса. Так, в период пандемии, по оценкам Станислава Буркуна, в некотором смысле произошло даже увеличение спроса. Поскольку потребители напитков премиального сегмента – люди, которые часто путешествовали, имели представление о хорошей гастрономии и качественных винах, сегодня, в силу понятных обстоятельств, остались в Приморье. Их отъезд в Таиланд на два-три месяца или другие страны, где они оставляли свои деньги, был заметен в зимние и летние периоды. А сейчас при закрытых границах так называемая горбатость сезона для напитков премиум-класса во Владивостоке тоже выровнялась.

Однако стали проявляться и негативные тенденции. Коронавирус прервал логистические цепочки поставок премиального алкоголя из-за рубежа. Российские импортёры стали испытывать значительные проблемы, подчас на их складах пустые полки. Пандемия породила нехватку рабочей силы на виноградниках Европы, не говоря уже о климатических изменениях – в Новой Зеландии уже случился неурожай винограда Совиньон блан (Sauvignon blanc). Все эти проблемы в комплексе приведут к подорожанию и дефициту не дорогих, но уже полюбившихся на российском рынке вин.

«Что касается ограничений на употребление алкоголя, то никто в здравом уме не хочет, чтобы люди спивались. Даже в ресторанах не продают алкоголь совершенно пьяным лицам – от них больше проблем, чем заработка. Однако ограничение на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года, по меньшей мере странно в стране, где призывают в армию с 18 лет, где вручают парню автомат или где девушка может в 18 лет выйти замуж и родить ребёнка. Но, честно говоря, на развитие нашего сегмента – розничная продажа премиум-алкоголя – эти изменения не повлияют. Я сомневаюсь, что в нашем винном бутике частые гости – молодые люди младше 25 лет. Эта аудитория скорее пойдёт в обычный алкомаркет. Но стоит ли их ограничивать и там? Важно понимать, что алкоголь качественный, не контрафакт, не будет опасен для жизни и здоровья, а что молодёжи предложат за стенами официальных торговых точек, большой вопрос», – говорит совладелец винного бутика VinoTerra Станислав Буркун.

Яна Мальцева


Полная версия сайта