Новости Владивосток

Оперная певица Елена Разгуляева: «После спектакля ещё день-два прихожу в себя»

У культурной аудитории Владивостока появился новый кумир, на которого ходят: солистка оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра Елена Разгуляева. «Это рафинированный вокал европейского уровня, и одновременно пение яркое, экзальтированное», – отмечают критики. Её драматическое сопрано покоряет силой и красотой, технической безупречностью, а образ – убедительным артистизмом.

Заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов и престижных премий, примадонна нескольких театров… Несмотря на все достижения, Елена остаётся скромным, закрытым человеком и редко даёт интервью. Но для VL.ru дива согласилась рассказать о том, как стала певицей, легко ли петь музыку современного автора и на что сходить, чтобы влюбиться в оперу.

Откуда вы родом? Как начинался творческий путь?

Я родилась в Вологодской области, в городе Череповце, в семье, не имеющей отношения к музыке. В 6 лет пошла в музыкальную школу учиться игре на фортепиано, однако любимым предметом всегда был хор. Очень любила петь и затем поступила в музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение.

Профессиональная база, заложенная в то время, – чтение с листа, пение в ансамбле, владение фортепиано, – очень пригодилась в будущем. В училище я пела соло в хоре, была солисткой городской капеллы и уже давала сольные концерты.

Когда в первый раз увидели оперу?

В Мариинском театре в Санкт-Петербурге, когда мне было лет 14. Это была опера Сергея Баневича «История Кая и Герды». Музыка и сценография спектакля произвели на меня огромное впечатление. До этого, работая в капелле, я как хористка принимала участие в исполнении опер «Алеко» и «Евгений Онегин». Именно тогда поняла, что хочу петь оперу и петь именно сольно.

И мечта сбылась. Я поступила в Петрозаводскую консерваторию на вокальное отделение в класс замечательного педагога Валерия Волчкова. Рада, что судьба привела меня именно в Петрозаводск. Там я получила вокальную школу, которой владею. Найти своего педагога – огромное счастье для певца.

Как началась ваша карьера оперной певицы?

После окончания консерватории я участвовала в смотре выпускников в Санкт-Петербурге. Там меня услышал заведующий труппой Ростовского музыкального театра и сразу пригласил в Ростов-на-Дону. И уже через два месяца я принимала участие в постановке оперы «Богема», где исполняла партию Мими. Спела премьерные спектакли и поехала на свои первые гастроли в Европу.

После Ростова много лет вы были ведущей солисткой Астраханского оперного театра. И потом решили уехать во Владивосток.

Да, люблю путешествовать, и мне было интересно побывать на Востоке России. Жить на море всегда было моей мечтой! Я очень счастлива, что оказалась во Владивостоке. Мне нравится город, люди, здесь потрясающая природа, а главное — замечательный театр и талантливая труппа.

После премьеры композитор был доволен результатом

Одна из партий, в которой успешно выступаете на Приморской сцене, – это Елизавета Валуа в опере «Дон Карлос». Этот спектакль идёт в постановке Юрия Александрова, известного петербургского режиссёра. Интересно, что в 2010 году он так отзывался о вас: «Присмотритесь и прислушайтесь к этой певице, которой уготовано великое будущее». Что дала работа с этим режиссёром?

С Юрием Исааковичем я познакомилась в Ростове на постановке современной оперы Леонида Клиничева «Цыган», в которой пела Тамилу. Потом пела его спектакли «Мадам Баттерфлай» и «Князь Игорь», за роль Ярославны в котором получила первую номинацию на фестивале «Золотая маска» за лучшую женскую роль.

На Приморской сцене вы довольно много поёте в операх Чайковского: зрители видели вашу Лизу в «Пиковой даме», Татьяну в «Евгении Онегине», Марию в «Мазепе». Трудно ли петь Чайковского? Многие вокалисты жалуются на неудобство его партий.

Петь Чайковского действительно сложно, так как его музыка очень драматична, и мои героини переживают очень сильные эмоции. Особенно Лиза в «Пиковой даме» — очень сложна в моральном плане. После спектакля ещё день-два прихожу в себя.

В январе этого года исполняли главную партию в мировой премьере оперы Александра Смелкова «Идиот». Какие впечатления от работы с новой музыкой?

Я уже имела опыт работы с современной оперой, и счастье, когда при работе можно советоваться с автором музыки. Александр Павлович рекомендовал полагаться на свою музыкальную интуицию. После премьеры композитор был доволен результатом. И я этому очень рада, ведь на нас была огромная ответственность — опера исполнялась впервые, не на что было опереться. Опера «Идиот» получилась действительно захватывающая. Надеюсь, в новом сезоне мы споём её уже в сценическом воплощении (мировая премьера оперы была представлена в концертном исполнении. – Прим. VL.ru).

С 2015 года вы являетесь приглашённой солисткой Большого театра в Москве, выступаете там в главных партиях. Как началось это сотрудничество?

В Большой театр меня пригласили на прослушивание на роль Татьяны в опере «Евгений Онегин», а дебютировала в партии Мими в «Богеме». Затем были Иоланта, Манон и Амелия.

Есть ли партии, которые физиологически больше подходят?

Я люблю всех своих героинь, но, наверное, мне ближе героини пуччиниевских опер. Обожаю Мадам Баттерфлай, Тоску, Манон, Мими. В них столько любви, страсти, силы, искренности, и, конечно, потрясающая музыка, в которой хочется раствориться.

Каждый спектакль как последний

Много пели open-air спектаклей, концертов. Как относитесь к этому формату?

Это очень интересный, масштабный формат. Думаю, он способствует популяризации оперы. Так как в большинстве случаев это очень ярко и зрелищно, с большим количеством видеопроекций и спецэффектов. И мне кажется, что восприятие музыки на природе – это прекрасно.

Есть, конечно, много рисков, связанных с погодными условиями. Например, на одном из показов оперы «Князь Игорь» в Астраханском кремле во время «Плача Ярославны» началась гроза, град, и спектакль пришлось прервать.

Коллеги отмечают вашу удивительную работоспособность и абсолютную отдачу даже на репетициях. Кем заложен такой подход?

На репетициях я должна за короткое время выстроить роль, рассчитать силы, понять свои слабые, сильные места, поэтому пою в голос и выкладываюсь на 100%. Однажды, ещё когда я была начинающей певицей, один коллега сказал, что нужно каждый спектакль петь как последний. С тех пор я так и работаю. На 200%. Это качество, определённая планка, которой следуешь.

Чувствуете ли дыхание зала на спектакле?

Конечно, чувствую энергетику. По реакции публики сразу можно понять, что я делаю не так. Это можно понять по тишине в зале. Бывают такие паузы, когда ты понимаешь, что публика с тобой, они не могут даже вздохнуть. На сцене главное для меня – жить жизнью своей героини, быть ей целиком и полностью, отдаваться музыке, и тогда получается волшебство.

Хотели бы преподавать?

В будущем буду преподавать обязательно. Интересно было бы воспитать певца. Мне это очень нравится.

Опера как машина времени

Опера – искусство для всех?

Думаю, к опере может прийти каждый, если захочет. Возможно, нужно с детства больше прививать ребёнку любовь к музыке. В Астрахани, где я проработала много лет, существуют разнообразные проекты для детей от 3 до 16 лет, совершенно разные форматы – от сказок до литературно-музыкальных просветительских программ. И благодаря этому мы вырастили, подготовили новое поколение любителей театра. Когда я сама была ребёнком, постоянно ходила в детский музыкальный театр на спектакли.

Что нужно, чтобы прийти к опере?

Начинать с небольших масштабов. С концертов. Может быть, даже не сразу с оперных. А послушать романсы, оперетту – более доступный репертуар.

С какого спектакля на Приморской сцене Мариинского театра посоветовали бы начать знакомство с жанром оперы?

«Евгений Онегин» – 100%! Все знают этот сюжет, и эта опера исполняется на русском языке. И «Волшебная флейта» – яркий, интерактивный спектакль с лёгкой для восприятия музыкой Моцарта.

Ваши хобби, увлечения, помимо оперы?

В свободное время я занимаюсь спортом (фитнесом) и очень люблю море. Поддерживать себя в форме очень важно для певца: нужны силы, чтобы петь оперу по три часа, это большая физическая нагрузка.

Куда бы отправились на машине времени – в прошлое или в будущее?

В прошлое. Может, лет на 100–200 назад или даже ещё раньше. Почему я ещё люблю оперу – там ведь разные эпохи! Можно погрузиться в другое время: надеть платье, парик, и всё, ты уже не здесь, уже в другом мире. Такой своеобразный уход от реальности.

Что цените больше всего в людях?

Честность и открытость.

О чём мечтаете, что ещё не сбылось?

Скоро впервые исполню Турандот – одна из партий мечты. Даже не думала раньше, что буду её петь когда-нибудь.

Девиз жизни?

Красота спасёт мир! Гармония, красота, любовь – во всём.

Беседовала Наталья Рогудеева


Ближайшие мероприятия театра с участием Елены Разгуляевой:

23 сентября – «Сонет Шекспира»

25 и 26 сентября – «Вечер оперетты»

На правах рекламы


 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Полная версия сайта