Новости Владивосток

Российским автозаводам разрешили не ставить систему ЭРА-ГЛОНАСС на новые автомобили до конца года

Автомобили, которые выпускаются в границах Евразийского экономического союза, до конца года не будут оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС. Заводы, которые производят устройства вызова экстренных оперативных служб, сообщают о дефиците комплектующих и их подорожании.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) составляют Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. По данным 2020 года, суммарно страны-участницы производят около 2 млн автомобилей в год, которые должны оснащаться УВЭОС. Однако с сентября и до конца года концернам дадут возможность не ставить «на борт» ЭРУ-ГЛОНАСС.

У производителей устройств возник дефицит комплектующих, пишет «Коммерсантъ». Об этом было известно ещё в начале года, когда в Приморье стало сложно приобрести «кнопку», а заводы сообщали импортёрам о проблемах с поставками и производством.

Как рассказал заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Виген Енокян, коллегия ЕЭК 17 августа приняла решение позволить не оснащать все автомобили (за исключением машин для перевозки опасных грузов и специально предназначенных для детей), которые изготовлены на территории ЕАЭС, системой ЭРА-ГЛОНАСС. Решение вступает в силу через 30 дней после принятия. Шаг вызван дефицитом полупроводников, который привёл к нехватке компонентов для производства систем, пояснил чиновник. В Минпромторге РФ подтвердили информацию, подчеркнув, что нельзя допустить остановку автозаводов и дефицит российских автомобилей в дилерских сетях.

Отсутствие системы несёт определённые риски, и после решения проблем с поставками автозаводы обяжут её доустанавливать. Однако эксперты отмечают, что проконтролировать процесс будет сложно.

Срок заказов некоторых чипов для систем управления автомобилем сейчас составляет порядка 60 недель (больше года), причём без гарантии поставки. АвтоВАЗ, например, в последние несколько месяцев не раз сообщал о приостановке конвейеров из-за дефицита ABS от Bosсh. Кроме того, полупроводники значительно подорожали.

Серьёзные проблемы с поставками оборудования ЭРА-ГЛОНАСС возникли только в августе. Минпромторгу об этом сообщили в НПП ИТЭЛМА (крупнейший поставщик систем экстренного реагирования, работает с АвтоВАЗом, КамАЗом, ГАЗом, «Соллерс» и рядом других). Компания также довела до клиентов информацию о рисках недопоставок в августе-октябре.

«С августа риски разрыва поставок увеличились в связи с тем, что ряд ключевых глобальных производителей электронных микросхем заявил о своей невозможности в необходимом количестве поставлять заказанные комплектующие», – пояснил гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик.

В «Соллерс Авто» (выпускает автомобили УАЗ и Ford Transit) подтвердили, что обращались за помощью в решении проблемы в Минпромторг: «В условиях оживлённого спроса на российском рынке нельзя ставить под угрозу отгрузки автомобилей с автозаводов».

В то же время производители ЭРА-ГЛОНАСС не заинтересованы в послаблениях со стороны ЕЭК, поскольку могут потерять даже те продажи, что остались в условиях дефицита комплектующих. Но Виген Енокян утверждает, что речь идёт только об отсрочке: машины должны быть дооснащены ЭРА-ГЛОНАСС до 30 июня 2022 года. Производители обязаны при продаже информировать потребителя о такой необходимости.

В Минпромторге пояснили, что дооснащение будет проходить в рамках согласованных с Росстандартом отзывных программ за счёт автопроизводителей. Последние не спорят с таким условием. В «Соллерс Авто» подтверждают, что процедуры отзывных кампаний и доукомплектации машин существуют, и реализовать их не будет проблемой.

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что стоимость отзывной кампании оценивается объёмом работ по установке блока ЭРА-ГЛОНАСС.

«В столице услуга по установке ЭРА-ГЛОНАСС стоит 2-3 тысячи рублей для машин массового сегмента и 4-5 тысяч рублей – для премиальных автомобилей, – говорит глава Fresh Auto Денис Мигаль. – Это цифры без учёта расходов на само оборудование – 22-25 тысяч рублей, программирование и официальную регистрацию в единой системе – по 1 тысяче рублей».

Отметим, в Приморском крае цена устройства с установкой примерно такая же.

Евгений Горелик подчёркивает, что обязанность доустановить блоки «имеет ключевое значение». Иностранные концерны опасаются риска дополнительной ответственности, если машина без системы экстренного реагирования попадёт в аварию. В Минпромторге заверяют, что будут контролировать выпуск в обращение транспортных средств, не оснащённых ЭРА-ГЛОНАСС, и их последующее дооснащение – в том числе через электронные паспорта транспортных средств. Но некоторые участники отрасли допускают, что дооснастить машины 100% клиентов не получится, а проконтролировать будет сложно, поскольку на улицах до сих пор много машин без ЭРА-ГЛОНАСС.


Актуальные новости

17:30, 16 сентября 2021
Рубрика: Выборы-2021
Почему мы пойдём на выборы – обращение редакции VL.ru
Полная версия сайта