Новости Владивосток

Яма ВПОПАТа, фальшивые фасады и передел дворников: в Думе Владивостока обсудили корректировку городского бюджета

Комитет Думы Владивостока по бюджету, налогам и финансам вновь обсудил корректировку городских доходов и расходов. Часть средств направляется на понятные вещи вроде ремонта дорог и достройки детских садов. Но вот некоторые предложенные параметры вызвали довольно оживлённые споры между представителями думского корпуса и чиновниками мэрии.

Про параметры

Об основных параметрах бюджета с учётом изменений доложил заместитель главы Владивостока Тарас Фищук. По его словам, в 2021 году доходы города составят 22,409 млрд рублей, расходы 22,419 млрд рублей, дефицит 1,5 млрд рублей.

В 2022 году доходы составят 18,229 млрд рублей, расходы 17,795 млрд рублей, профицит 433 млн рублей. В 2023 год — доходы будут равны 17,398 млрд, расходы – 17,087 млрд рублей, профицит – 410 млн.

Доходы в 2021 году увеличены на 1,26 млрд рублей за счёт в основном межбюджетных трансфертов: чуть более миллиарда приходится на них, а остальное – на неналоговые доходы, которые получились за счёт возврата дебиторской задолженности прошлых лет – 11,6 млн рублей от «Содержания городских территорий», 10,8 млн рублей от ВПОПАТ-1, 4,6 млн рублей доходов по штрафам.

Планируется дотация для финансового обеспечения на «исполнение обязанностей столицы» – 320 млн рублей. Субсидия на реконструкцию сети теплоснабжения на Сахалинской – 36,5 млн рублей. Субсидии на твёрдое топливо для граждан – 230 тысяч рублей, на ремонт дорог 258 млн рублей, на благоустройство территорий, прилегающих к местам туристического показа, – 52 млн рублей, на строительство автопарковок – 172,7 млн рублей. На строительство школы на Патрокле – 52,25 млн рублей, а на достройку детского сада в Снеговой Пади – 97,7 млн рублей.

Расходов в 2021 году дополнительно запланировано ещё 1,69 млрд рублей. Из них 60 млн рублей город даёт в качестве субсидии на возмещение затрат по содержанию объектов уличного освещения, 595,5 тысячи рублей – на энергоаудит сетей в Трудовом, где планируется заключение контракта на энергосервис. Ещё 8 млн пойдёт на проектно-сметную документацию по строительству сетей канализации на Калинина, 281, 282 и 283. По теплосетям на Сахалинской город вложится софинансированием в размере 1,3 млн рублей. 12 млн рублей закладываются в финансовый резерв на случай ликвидации последствий зимних осадков.

2 млн рублей пойдут на проекты, экспертизы и сметные расчёты по двум зданиям, которые городу передали из края, – на Мордовцева, 12 и Океанском проспекте, 19. Оба здания были ранее в собственности ДВФУ. Что с ними будут делать теперь, неизвестно. 1,7 млн рублей пойдёт на консервацию аварийных зданий на Постышева, 7а (заброшенный детский сад) и Светланской, 119 (бывшая Горьковская библиотека).

3 млн рублей выделяют на спортивные мероприятия в рамках ВЭФ, несмотря на пандемию. Ещё 5 млн рублей – на софинансирование проекта «Уличный кинотеатр» и подготовку к празднованию Нового года. Также в рамках ВЭФ выделяется 3 млн рублей на установку двух фальшфасадов в центре города – здания «Дома Денби» на Океанском проспекте, где располагается галерея «Артэтаж», и ещё одного – сгоревшего больше десяти лет назад строения на Семёновской, 5а. Ещё 6 «вэфовских» миллионов – это технологическое присоединение Университетской набережной к электросетям. Впрочем, не уточнялось, куда делись прежние – на набережной есть освещение.

70,6 млн рублей дадут на функционирование «Дорог Владивостока», из которых 69,6 млн рублей – фонд оплаты труда, набрали новых работников. Остальное пойдёт на коммуналку. МБУ «Автоматизированный диспетчерский центр» выделено 9 млн рублей на некие «мероприятия в районе причала № 30», вероятно, благоустройство территории. 25,9 млн рублей пойдут на возмещение затрат на морские перевозки на острова Попова и Рейнеке.

49,4 млн рублей – возмещение недополученных доходов муниципальному унитарному предприятию. Как выяснилось, большая часть из них будет передана ВПОПАТ-1, а ещё немного – МУПВ «Центральный». 2,6 млн рублей – софинансирование благоустройства пляжа на Ахлёстышева. 10,5 млн рублей – уборка общественных пространств МАУ «Дирекция общественных пространств». Там в рамках содержания объектов планируется нанять 30 дворников и купить им инвентарь. 2,7 млн рублей – оплата исполнительного листа. 100 млн рублей выделяют на аварийные и текущие работы в образовательных учреждениях. С прошлого года на этот перешли неизрасходованные ранее 42,9 млн рублей по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

В 2022-2023 годах по расходам остановились только на двух существенных параметрах. Более миллиарда рублей будет выделено для заключения новых, трёхлетних контрактов с автобусными перевозчиками. Это 375 и 709 млн рублей по годам соответственно.

А также оплата труда муниципальных служащих и тех депутатов Думы, которые получают зарплату (их трое), вырастет с 2022 года, где закладывается 250 млн рублей, на 4% – до 261 млн рублей в 2023 году.

На этом доклад об основных параметрах бюджета был окончен, а вот вопросов оказалось довольно много.

Про «ВПОПАТ-1»

Председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Владимир Исаков спросил, зачем муниципальный перевозчик возвращает бюджету 10,8 млн рублей, когда известно, что налоговая подала в Арбитраж иск о банкротстве предприятия. Отметим, что налоговая так поступает регулярно – когда у компании накапливаются долги по налогам за определённый период. Если долги возвращают, иск отзывается.

Представители управления транспорта на вопросы Исакова ответили, что долг по налогам составляет 1,4 млн рублей и что «через две-три недели» всё закроют. А возвращать приходится целевые средства – ещё два года назад на базе предприятия собирались реконструировать автомойку и тёплый гараж. Но подрядчик своих обязательств по изготовлению ПСД не выполнил, и выделенные на это дело средства пришлось вернуть.

Упомянутые 49 млн рублей «недополученных доходов муниципальных унитарных предприятий» – это большей частью тоже «подкормка» перевозчика. 22,5 млн рублей потратят на погашение долгов за топливо, а ещё 20,78 млн рублей – на долги по налогам.

«Я правильно понимаю, что у нас ВПОПАТ опять планово убыточный?» – уточнил Исаков. Ему ответили, что так и есть, в среднем в квартал убыток составляет до 38 млн рублей. Председатель комитета спросил, какие будут идеи по этому поводу. И будут ли они вообще, потому что, может, это социальная миссия города такая – покрывать убытки перевозчика?

«Мы встречались с ВЭБ, прорабатываем финансовую модель ВПОПАТ в общем. У них есть предложение. До 2025 года мы его акционируем точно», – последовал ответ от управления транспорта.

Исаков заметил, что акционирование – это инструмент, а экономические показатели предприятия всё равно «пляшут» от тарифа. К тому же если из предприятия сделают акционерное общество, то город уже не сможет гасить его долги.

«Будет это АО или МУП, но выручка всё равно будет формироваться по тарифу. При АО никто уже не сможет покрывать убытки. И тогда что? Потом ещё отдельно поговорим, куда мы идём. Несмотря на ваши доклады «меняется к лучшему», мы постоянно вытаскиваем ВПОПАТ из ямы», – подытожил Владимир Исаков.

Отдельно остановились на миллиардном контракте для перевозчиков. Оказалось, что со следующего года планируется заключение уже трёхлетнего контракта, чтобы и дальше обновлять общественный транспорт. Перевозчикам с годовым контрактом тяжело обновлять парк и «не видно будущего». Окупаемость одного автобуса составляет 3-5 лет. Поэтому решили заключать трёхлетние контракты, чтобы стимулировать частных перевозчиков обновлять транспорт, чтобы улучшить качество перевозки пассажиров. В рамках трёхлетних контрактов планируется прописывать изменяемый возраст парка, чтобы он и через три года был не старше десяти лет.

Про концессии

В бюджете заложено 300 тысяч рублей на расчёты по концессионному соглашению по набережной в Аяксе. Сейчас это муниципальный песчаный пляж, где в прошлом году была разработана концепция по реконструкции. Исаков спросил, зачем отдавать именно его и есть ли уже инвестор.

Начальник управления туризма, инвестиций и городской среды Наталья Руденко объяснила, что на реконструкцию пляжа не заложены средства ни в каких бюджетах. И для того, чтобы концепция была воплощена в жизнь, придётся искать инвестора, причём путём публичного концессионного соглашения.

«Малый Аякс коммерчески привлекателен, он песчаный, там нет прав третьих лиц, он муниципальный, – пояснила Наталья Руденко. – Предложений частных нет, мы идём через публичную концессионную инициативу. У нас разработана концепция, проведены изыскания. Есть видение, как мы хотим развивать эту территорию. Когда заходит частная инициатива, мы их предложения рассматриваем. А публичная концессия – это наши условия развития территории, чтобы всё было в одном стиле. Плюс развитие механизма концессии, чтобы мы потом показали эффективность этой схемы».

Объяснение комитет не удовлетворило. Зачем тратить деньги из бюджета при наличии собственных юридических и финансовых отделов, было до сих пор не очень понятно. Руденко ответила, что «нет компетентных сотрудников».

«Недостаточно быть просто юристом и просто экономистом, чтобы подготовить пакет документов для публичного концессионного предложения, – сказал она. – Сейчас, по опыту, это уже четыре тома расчётов. Услуги коммерческих фирм начинаются от 300 тысяч, а вообще 500 тысяч. Оплата такого специалиста в штате раза в три больше зарплаты главы города».

За 300 тысяч рублей город хотел бы увидеть готовый проект концессии, все строительные расчёты, финансовые модели и прочие параметры. Исаков ответил, что для бизнес-плана это слишком большая сумма, а для расчёта строительных параметров — слишком маленькая.

«Удивление вызывает такой подход. Юридический отдел занимался бы разработкой, расчёт экономических показателей, ладно, можно заказать. Это достаточно стандартизированная история. Поэтому тот же город мог бы справиться. Мы сейчас все расчёты будем отдавать на аутсорсинг, так? Хорошо хоть бюджетные параметры у нас не на стороне рассчитываются. А так-то можно и бюджет на сторону отдать, а потом сказать, что специалистов у нас нет», – прокомментировал глава бюджетного комитета.

Но дальнейшее обсуждение вопроса развивать не стали. Все остались, судя по всему, при своём мнении.

Про дворников

10,5 млн рублей выделят МАУ «Дирекция общественных пространств» на наём 30 дворников и приобретение для них инвентаря. По Уставу учреждение должно обслуживать территории, которые берёт в пользование. А по факту на это у них нет денег. Мы писали про этот странный факт, и им заинтересовалась прокуратура.

Но для бюджета дворники тоже оказались не совсем понятной статьёй расхода. У СГТ есть свои — на них уже добавляли 50 с лишним млн рублей. А теперь нанимают ещё, но уже для другого учреждения, и за 10 млн. А при этом прошедшей зимой приходилось привлекать ещё и сторонние организации по муниципальным контрактам.

В ходе объяснений, где чьи дворники, подтвердили, что у дирекции своих дворников нет, а общественные пространства – есть. СГТ их убирать вообще-то не может, у них нет правовых оснований. И вот чтобы эту коллизию исключить, приходится развести штат.

Про фальшфасады

Два здания, принадлежащие городу, будут затянуты баннерами за 3 млн рублей. Депутат Виктор Каменщиков спросил, что это за здания. Тарас Фищук ответил, что это здание, где находится «Артэтаж» (Океанский проспект, 9, здание доходного дома Денби), а также сгоревшие руины на Семёновской, 5а. «Здание культурное, снести не можем, во всяком случае пока, – объяснил Тарас Фищук своё отношение к сгоревшему дому. – Но закрыть его нужно. Деревянное здание, непонятно почему, культурное наследие, но стоит в реестре, поэтому никуда не денешься».

Каменщиков поинтересовался, есть ли по этим зданиям перспективы или так и будем объекты баннерами затягивать? Тарас Фищук, опуская в ответе дом Денби и, видимо, судьбу «Артэтажа», рассказал о возможных вариантах для Семёновской, 5а. Либо его нужно восстанавливать с воссозданием культурно-исторического облика, а для этого рассматривается вариант его продажи, либо его можно снести. Но для этого нужно вывести его из реестра объектов культурного наследия. А для этого должно быть соответствующее постановление правительства РФ, но до того, как его рассмотрит и подпишет премьер-министр, требуется провести полное обследование и получить заключение, что его восстановление нецелесообразно.

Каменщиков спросил, давно ли оно сгорело. Никто не смог ответить, но вообще-то прошло уже больше десяти лет. «Ну, то есть, оно давно сгорело, а мы теперь его будем баннером затягивать, хотя у нас было время на то, чтобы сделать всё, что вы сказали», – констатировал Виктор Каменщиков.

Ему попытались объяснить, что на Семёновской два собственника – муниципалитет и частное лицо. И без согласия второго зайти на ремонт никак нельзя. Что с Океанским проспектом, 9 – вообще непонятно.

Члены комитета по бюджету попросили администрацию Владивостока начать работу по этим зданиям, чтобы «не завешивать их баннерами и на следующий год». Фищук пообещал, что работа начнётся после ВЭФ.

Про зарплату

Также Каменщиков спросил, с чем связано увеличение заработной платы для сотрудников администрации Владивостока и трёх депутатов Думы на целых 4%, тогда как, по его словам, Росстат даёт по самым оптимистичным прогнозам не более 2% роста заработной платы населения. Замначальника финансового управления Ирина Швайкова ответила, что есть рекомендации краевого и федерального правительства об индексации не менее чем на 4%. По её словам, ничего криминального не происходит, у нас «рост идёт по всем отраслям экономики».

Последнее высказывание Каменщикова очень удивило. Он попросил привести какие-то доказательства роста. Швайкова обещала отправить ему данные, но отметила, что вырос, например, НДФЛ. Депутат в ответ посмеялся, мол, про налоги-то понятно. Но, по версии финансистов, рост налогов напрямую показывает рост заработной платы.

«Я понял вашу логику. Но мне кажется, что это кощунство со стороны чиновников и плевок в сторону населения», – подытожил Каменщиков.

Всё равно приняли

Несмотря на бурное обсуждение, четверо из пяти членов комитета корректировку бюджета приняли, только Каменщиков воздержался. Поправки будут приниматься на заседании Думы на этой неделе.


Полная версия сайта