Новости Владивосток

От Интернационала до Весны и Труда: как раньше во Владивостоке отмечали 1 Мая

Второй год подряд во Владивостоке из-за коронавируса отменяют первомайскую демонстрацию. Нам не привыкать – в России этот праздник прошёл целую серию изменений и превращений, но, что показательно, никуда не ушёл и не забылся.

До революции 1 Мая называлось – как много лет потом в СССР – Днём международной солидарности трудящихся и имел глубокие идеологические обоснования. По большому счёту, в этот день на митинги, демонстрации, стачки, маёвки и прочее выходили с вполне конкретными требованиями – сначала социальными вроде восьмичасового рабочего дня, а затем и политическими.

В России после революции 1 Мая стало называться Днём Интернационала, и день этот всегда был нерабочим. Проходили демонстрации и маёвки – празднования на природе. Маёвки имели идеологическое обоснование, на них произносились речи, пелись соответствующие песни, алкоголь не приветствовался. Позднее 1 Мая превратилось в День международной солидарности трудящихся. С 1928 года нерабочим стало и 2 мая.

1 Мая и на Дальнем Востоке, и в Приморье тоже отмечали, но поскольку советская власть установилась у нас в 1922 году, то и традиции советского Первомая пришли к нам чуть позже.

В первые десятилетия советской власти суть праздника – как дня борьбы за права трудящихся – ощущалась ясно и остро. 1 мая на демонстрации выходили не просто с флагами и под гармошку или оркестр, нет, несли сатирические плакаты типа «Наш ответ Керзону» (с изображением пятерни, сложенной в кукиш), лозунги «Смерть мировому капиталу!», несли даже гробы, в которых лежал, к примеру, бюрократизм. Нередко в кузове грузовика с опущенными бортами разыгрывали сценки на темы «победы освобождённого труда во всём мире». 

В фильме «Большая семья» есть классический эпизод, где герой Бориса Андреева разъясняет герою Алексея Баталова ответственность рабочего класса за ситуацию во всём мире и показывает плакат: рабочий с кувалдой в руках бьёт по цепям мирового капитализма. «Запомни, Алёшка! С кувалдой в руках, да по цепям, по цепям!» – гремит голос Андреева. Так и чувствовали советские люди суть праздника 1 Мая в первой половине существования СССР.

Уже с 60-х годов и далее, особенно в годы застоя и в 80-х, Первомай, оставаясь всенародно любимым праздником, по сути своей выхолостился. Чем красивее становились колонны, пышнее транспаранты и лозунги, чем эффектнее были оформлены платформы и грузовики в колоннах, чем больше старели вожди на кремлёвской трибуне, тем всё более далёкими от сознания становились лозунги поддержки трудящихся во всём мире. Но праздник оставался праздником – после демонстрации многие спешили домой, где был накрыт праздничный стол, где в телевизоре вечером загорался долгожданный «Голубой огонёк».

Владивосток отмечал 1 Мая всегда демонстрацией на площади Борцов за власть Советов. Каждое предприятие и вуз формировали свои колонны. Собственно говоря, на демонстрации, как вспоминают те, кто ходил туда каждый год – начиная со старших классов школы и до старости, – не столько шли, сколько стояли. Собираться надо было рано утром, а само мероприятие начиналось гораздо позже. Во время ожидания – по два-три часа приходилось стоять – в колоннах угощались, понемногу (за этим следили) выпивали, так, чтобы согреться. Пели песни под гармонь или гитару, слегка танцевали, чаще всего настроение было приподнятое.

Погода во Владивостоке не баловала – 1 мая мог и снег пойти, а могла быть и жара, поэтому опытные люди одевались потеплее, если что – куртку или шапку снять нетрудно. Одеваться на демонстрацию следовало красиво, женщины в брюках не приветствовались до середины 80-х годов, за не по-советски модный «лук» могли потом и проработать на комсомольском или партийном собрании. Детей с собой брали по желанию – но для многих из тех, кому сегодня за 50, воспоминания о походе на первомайскую демонстрацию с мамой или папой – самые счастливые. А уж если проехал мимо трибуны на папиных плечах, да ещё и в кадр телекамеры попал – это впечатление на всю жизнь.

В 60-е годы и начале 70-х первыми по площади проходили военные, это был небольшой парад. Позже эта традиция исчезла. Каждый год открывал демонстрацию победивший в соцсоревновании район города – то Советский, то Ленинский, то Фрунзенский и так далее. Каждое предприятие стремилось оформить свою колонну как можно интереснее, и потому гиганты промышленности типа «Дальзавода», например, выигрышно смотрелись – там и транспаранты побогаче, и лозунги красивее.

На трибунах демонстрацию встречали руководство города, крайкома и горкома партии, самые уважаемые ветераны. Ветер разносил приветственные слова: «Да здравствуют работники орденоносного «Дальзавода» или «Приветствуем колонну работников кинопроката» – в зависимости от того, кто шёл мимо центральных трибун. Все отвечали дружным «Ура». 

После демонстрации кто-то устремлялся домой, к родным и накрытому столу, а кто-то, например, молодёжь, направлялся прямиком на набережную Спортивной гавани, в бухту Фёдорова, где праздник проходил уже на бытовом уровне. Кстати, авоськи и тяжёлые сумки в колоннах нести запрещалось, женщинам позволительно было взять с собой сумочку дамскую, у мужчин руки, если в них не было транспаранта, ветки с бумажными цветочками, шарика или гитары, должны были быть свободны. Но всё равно все находили способы принести с собой и горячительное, и лёгкую закуску.

Добраться домой, впрочем, как и на демонстрацию рано утром было делом непростым. Центр города перекрывали полностью, троллейбусы ходили в лучшем случае до «ЦПКиО имени Ленина», трамваи – до Первой Речки или Луговой, автобусы – до Луговой. И транспорта было мало. Так что ехали туда и обратно весело – в набитых салонах, а чаще – шли пешком, с ветками, шариками, весёлые. Дома ждали винегрет, оливье, мясо по-капитански, торт «Наполеон», шумная компания. И трансляция московского Первомая, с Анной Шатиловой, Игорем Кирилловым и другими дикторами, ведущими репортажи с Красной площади. Ну а вечером – уже упоминавшийся «Голубой огонёк».

В последний раз 1 Мая как День международной солидарности трудящихся отмечали в 1990 году. Днём весны и труда праздник стал в 1992-м и в «лихие 90-е» гуляньями и шествиями не отмечался. Разве что представители самых разных партий использовали этот день в своих интересах. Возобновление традиции шествий и демонстраций началось уже в нынешнем веке, но и то – не во всех городах 1 мая выходят на площадь развесёлые колонны. Сейчас День Весны и Труда многие предпочитают отмечать ударным дачным трудом.


Полная версия сайта