Новости Владивосток

Почти все автобусные перевозчики Владивостока в 2020 году показали резкий рост прибыли, несмотря на пандемию и снижение пассажиропотока

Даже в сложный коронавирусный год большинство частных компаний, занимающихся автобусными перевозками пассажиров во Владивостоке, нарастили прибыль за 2020-й. У отдельных организаций этот показатель вырос на несколько сотен и даже тысячи процентов, несмотря на снижение потока пассажиров во время самоизоляции и дополнительные расходы на дезинфекцию транспорта. Впечатляющие финансовые результаты компании-перевозчики начали показывать в том числе после введения безналичного расчёта на транспорте, который позволил вывести из тени огромный оборот наличных.

Как ранее писал VL.ru, управление транспорта администрации Владивостока планирует повысить стоимость проезда в автобусах. После заключения новых договоров с перевозчиками цена вырастет с 28 до 30 рублей для тех, кто расплачивается по безналу, и 32 рубля – наличными. Если раньше чиновники и перевозчики при повышении тарифов говорили об убыточности этого бизнеса из-за роста стоимости топлива и запчастей, то теперь апеллируют к опыту других городов Дальнего Востока. Ведь с введением повсеместного безналичного расчёта выяснилось, что автобусные перевозки вполне прибыльный бизнес даже в условиях снижения пассажиропотока.

Отметим, с середины марта по 1 апреля 2020 года в «самоизолированном» Владивостоке начало сокращаться количество пассажиров в общественном транспорте. Люди меньше ездили на автобусах, поэтому и количество машин на маршрутах решили сократить. Это, конечно, вызвало пассажирский коллапс — горожане не могли дождаться автобусов, которые ездили теперь по графику выходного дня, и их было в два раза меньше нормы. Автобусы также стали обрабатывать перед рейсами, из-за чего время ожидания транспорта увеличилось. Всё это в итоге стало бременем для перевозчиков.

В июне 2020 года и вовсе начали меняться правила игры — вступала в действие новая маршрутная сеть автобусов, разыгрывались новые контракты на пассажирские перевозки. Первым стал МПВ «ВПОПАТ № 1», затем определились «новые-старые» перевозчики на 71 маршрут, а к концу июля расторговали и последний контракт.

Согласно условиям договоров, у перевозчиков на момент начала торгов уже должны были быть новые автобусы (не старше 10 лет), чистые, опрятные, с водителями в форме, без рекламы. Серьёзные, словом, затраты в коронавирусный год.

Годом раньше, когда про коронавирус ещё никто не знал, тариф на поездку в общественном транспорте во Владивостоке резко вырос. В частности, автобусы подорожали сразу на пять рублей. Такой рост объясняли дорогим бензином, запчастями, другими хозяйственными нуждами, а также требованием обновлять автобусный парк. Выяснилось, правда, что реальных заработков автобусников никто не знает — все расчёты в транспорте велись за наличные, поэтому можно было лишь примерно предполагать, сколько получают в итоге перевозчики. По официальным данным, исходя из результатов исследования пассажиропотока получалось, что не меньше 2,5 млрд рублей. Но в официальной отчётности компаний-перевозчиков таких цифр и близко не было. Сами же организации утверждали, что возят людей едва ли не бесплатно и вообще себе в убыток, но в это тоже никто не мог проверить.

«Обелить» перевозчиков, пусть и частично, получилось благодаря введению безналичной оплаты на транспорте. Правда, в 2019 году её внедрение проходило с большим трудом — стоит вспомнить многочисленные скандалы с терминалами, которые то не пропускали оплату, то снимали её дважды, то вдруг «терялись» и «ломались» у водителей. Но всё же к январю 2020 года владивостокцы оплатили более 1,7 млн поездок по безналу. Все эти деньги прошли «в белую» через банк, так что скрывать доходы от автобусных перевозок стало сложнее.

Сейчас картой расплачивается примерно две трети пассажиров, но этот вывод можно сделать только из личных наблюдений. Какое количество горожан по-прежнему платят наличкой и какая часть этих денег проходит мимо кассы, большой вопрос.

И несмотря на все затраты, «коронакризис» и остальные сложности 2020 года, большая часть перевозчиков вдруг продемонстрировала резкий рост прибыли.

Пальму первенства следует присудить ООО «Компания «Самокат», у которой прибыль за один финансовый год выросла на 8791%. По данным ИАС Seldon.Basis, по итогам 2019-го «Самокат» был небогат – всего 370 тысяч рублей прибыли. А в 2020 году внезапно показал результат почти в 32,9 млн рублей. Причём из 12 выигранных в 2020 году маршрутов компания уже обслуживала семь. Один маршрут, № 14, добавился — он новый. Остальные четыре ранее принадлежали четырём разным перевозчикам.

Второе место по финансовым показателям заработало ООО «ДВ-Автобизнес». Со 107 тысяч рублей по итогам 2019-го прибыль компании за год выросла на 5017% и составила 5 475 000 рублей. Это был формально новый участник торгов — ранее в реестре перевозчиков такая компания не значилась. Однако её владелец и директор Александр Каращук – совладелец 25 и руководитель восьми компаний, среди которых ООО «Влад Рейс», выполнявшее перевозки на маршрутах № 60, 81, 40, 59, 97. Сейчас «Влад Рейса» в реестре перевозчиков нет, а «ДВ-Автобизнес» получил два маршрута этой компании, а также три муниципальных и ещё два ранее принадлежавших «Каслару» и «ПримАвтобизнесу».

ООО «Каслар» после торгов 2020 года получило восемь маршрутов, три из которых обслуживало и раньше. И с 2019-го по 2020-й финансовый год перевозчик показал очень впечатляющий рост. С убытка в 4,8 млн рублей компания скакнула на 525% и по итогам минувшего года получила прибыль в 20,37 млн.

ООО «ДВ Транзит» раньше не участвовало в городских перевозках, эта компания была создана за год до изменения маршрутной сети. Организации досталось шесть маршрутов, один из которых был муниципальным, а остальные – коммерческими. И с убытка в 245 тысяч рублей по итогам 2019 года организация выросла на 389% до прибыли в 708 тысяч.

ООО «ДВ-ТрансСети» сейчас владеет семью маршрутами, среди которых один новый (№ 46а «Шепеткова — 63-й мкрн»), а три и раньше принадлежали этому перевозчику (№ 13, 54а и 55). Ещё три маршрута перешли к компании от других перевозчиков — ООО «ВладАвто», «Каслар» и «Дальтранс-ДВ». В 2019 году организация была убыточной — минус 4,13 млн рублей. А в 2020-м, несмотря на пандемию, компания показала рост на 166%, или 6,86 млн рублей. Итого по итогам прошлого года чистая прибыль «ДВ-ТрансСети» составила 2,72 млн.

ООО «ВладАвто» сейчас владеет 14 маршрутами, причём ни один из них компания не обслуживала ранее. После аукциона перевозчику достались два новых маршрута (№ 20 и 40а), а остальные перешли от других компаний. В 2019 году чистая прибыль перевозчика составляла 460 тысяч рублей. По итогам 2020-го она выросла на 123% и превысила 1 млн.

На этом перевозчики, которые остались в плюсе, закончились. Остальные по итогам 2020 года продемонстрировали убытки. Например, ООО «РостТранс» обслуживало три маршрута, а после прошлогодних торгов получило пять, причём ни один из них раньше компании не принадлежал. Тем не менее за год финансовые показатели организации упали. Если в 2019-м прибыль «РостТранса» составляла 1,21 млн рублей, то по итогам 2020 года стала всего 43 тысячи рублей (-96%).

ООО «Раннер» потеряло 74% прибыли за год. По итогам 2019-го показатель компании составлял 843 тысячи рублей, а в 2020 году – 222 тысячи. Эта компания из 12 маршрутов, которые обслуживает сейчас, раньше владела только двумя, но очень популярными - № 23 и 23Л.

Таким образом, все частные компании-перевозчики оказались прибыльными в той или иной степени. А вот муниципальный транспорт продолжает из года в год демонстрировать убыток.

МПВ «ВПОПАТ № 1» по итогам прошлого года получило 6 маршрутов, большинство из которых ранее сам и обслуживало. Два маршрута до 2020 года были коммерческими, ещё два не принадлежали никому, а один, № 5, стал новым. Несмотря на это, МПВ «ВПОПАТ № 1» продемонстрировало впечатляющее падение прибыли, вернее, дальнейшее усугубление убытков. По итогам 2019-го у «ВПОПАТ № 1» было 19,5 млн рублей убытка. За год компания потеряла ещё 60,66 млн рублей (минус 310%). Теперь «чистая убыль» муниципального перевозчика составляет 80,2 млн рублей. Но и парк автобусов у муниципалов обновился существенно - новые машины вышли, в том числе, на маршруты № 5 и № 95.

ОАО «Электрический транспорт» теперь, помимо трамваев и троллейбусов, обслуживает ещё и один автобусный маршрут № 90 - это два новых электробуса, запущенные в 2020 году. Компания потеряла даже больше «ВПОПАТ № 1» – минус 1057%. С 1,35 млн рублей в 2019 году организация «скатилась» в убыток почти на 13 млн.

Финансовые результаты работы компаний на автобусных маршрутах Владивостока (по данным ИАС Seldon.Basis)

Перевозчик

Прибыль за 2019 г.

Прибыль за 2020 г.

% роста прибыли

ООО «ДВ-ТрансСети»

Маршруты: 1, 13, 13К, 46, 46А, 54А, 55

-4 137 000 руб.

2 724 000 руб.

166% (6,86 млн руб.)

ООО «ВладАвто»

Маршруты: 3, 9, 10, 20, 21, 34, 40, 40А, 51, 59, 64, 76, 79, 98

460 000 руб.

1 028 000 руб.

123% (586 тыс. руб.)

ООО «РостТранс»

Маршруты: 4, 8, 19, 43, 82

1 211 000 руб.

43 000 руб.

-96% (-1,17 млн руб.)

МПВ «ВПОПАТ № 1»

Маршруты: 5, 15, 15К, 22, 29, 29К, 31, 42, 44Д, 66, 77, 93, 94, 95, 98Д

-19 548 000 руб.

-80 209 000 руб.

-310% (-60,66 млн руб.)

ООО «Каслар»

Маршруты: 6, 7, 24, 44, 45, 48, 54, 75

-4 796 000 руб.

20 375 000 руб.

525% (25,17 млн руб.)

ООО «ДВ-Автобизнес»

Маршруты: 12, 50, 60, 62, 63, 81, 96

107 000 руб.

5 475 000 руб.

5017% (5,37 млн руб.)

ООО «Компания «Самокат»

Маршруты: 14, 16Ц, 16Б, 16К, 16Д, 17, 18, 33, 37, 74, 85, 97

370 000 руб.

32 895 000 руб.

8791% (32,53 млн руб.)

ООО «Раннер»

Маршруты: 23, 23Л, 26, 28, 28К, 31К, 32, 39, 39Д, 49, 72, 92

843 000 руб.

222 000 руб.

-74% (-621 тыс. руб.)

ООО «ДВ Транзит»

Маршруты: 27, 30, 35, 38, 68, 86

-245 000 руб.

708 000 руб.

389% (953 тыс. руб.)

ОАО «Электрический транспорт»

Маршрут: 90

1 351 000 руб.

-12 929 000 руб.

-1057% (-14,28 млн руб.)

 


Полная версия сайта