Новости Владивосток

«Неприцельно летящая пуля или небольшая боль»: эксперты-экономисты о санкциях Зеленского против Дальзавода и 322 АРЗ в Воздвиженке

Президент Украины Владимир Зеленский указом ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), по которому вводятся санкции против ряда российских компаний и Россотрудничества. В перечне оказались два приморских предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) – АО «Центр судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке и ОАО «322 авиационный ремонтный завод» в Воздвиженке. Эксперты считают, что серьёзных негативных последствий для заводов санкции не принесут.

На официальном сайте президента Украины опубликован указ, который вводит в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 2 апреля «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер». Санкции применены к 79 компаниям, среди которых 11 российских. В их число попали два предприятия из Приморья. Это владивостокский АО «Центр судоремонта «Дальзавод» и ОАО «322 авиаремонтный завод» в Воздвиженке.

В качестве мер «наказания» перечислены такие методы, как блокирование активов, ограничение торговых операций, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полётов и перевозок по территории Украины, аннулирование или приостановление лицензий, запрет осуществления публичных и оборонных закупок товаров, работ и услуг у юридических лиц. Между тем плотной кооперации между украинскими предприятиями и заводами ОПК в Приморье в настоящее время нет, что вряд ли нанесёт ощутимый удар.

Сами предприятия Приморья политический ход Украины не комментируют, поэтому VL.ru запросил комментарий у местных специалистов. Мы поинтересовались экспертным мнением у кандидата экономических наук Максима Кривелевича. По его мнению, приморским предприятиям оборонно-промышленного комплекса не стоит ожидать существенных последствий от украинских санкций. Эксперт сравнивает их с пулей, выпущенной неприцельно. Причём, по его словам, нужно ещё постараться, чтобы оказаться на пути этой пули.

«Важно понимать – на российском госзаказе могут отразиться только решения российского правительства. Позиция госорганов других стран – будь то Нигерия, Бангладеш или Украина – не может ни помочь, ни помешать окончанию проектов. Поменяется только смета и немного срок выполнения работ. Главной проблемой российского судостроения и авиастроения, с экономической точки зрения, является абсолютная завязанность данных отраслей на выполнении заказов государства (военно-промышленный комплекс и так далее) и государственных или окологосударственных компаний.

В США, к примеру, не существует госкомпаний, которые бы занимались судо- или авиастроением. Даже для нужд армии все тендеры разыгрываются между частными компаниями, которые производят военную продукцию «между делом». Такая нормальная рыночная экономика повсеместно признаётся более эффективной. Зато российская система государственного доминирования и выстраивания отраслевой вертикали оказывается полностью защищена от колебаний рыночной конъюнктуры и иногда, в отдельных случаях, это становится эффективной защитой от экономических угроз.

Мировая экономика прозрачна, любое оборудование и материалы можно привезти через третьи страны или нестандартным путём. США при Трампе тратили огромные усилия на борьбу с утечкой технологий в Иран и Северную Корею, но могли только осложнить, а не остановить такую торговлю технологиями. Аналогично, исполнение решений международных арбитражных судов против «подсанкционных» государств и компаний может занимать годы и быть связано с таким количеством бюрократических крючков, что процесс часто бросается на середине (смотрите кейсы долга РФ перед швейцарской компанией «Нога» или возмещение бывшим акционерам «ЮКОСа»).

При прочих равных дальневосточным компаниям не угрожает ничего, кроме роста сметы. Однако существует один способ нажить себе настоящие проблемы. Это возможно, только если топ-менеджмент компаний неоднократно и избыточно громко заявит, что «дело политическое». Мы наблюдали такое с проектом газопровода «Северный поток - 2», когда кое-кто из российских чиновников стал к месту и не к месту грозить Европе российским газовым диктатом, закономерно получили отдачу в виде «настоящих» санкций и вот уже два года не могут завершить проект, а российские «де-факто» государственные деньги выливаются в холодное и негостеприимное море... Просто потому, что европейцы и американцы зацепились за эту абсурдную формулировку про «газовый диктат».

Пока заводы занимаются своим делом, им ничего не грозит. В ДЦСС и на «Дальзаводе» работают умные люди, и они, я уверен, найдут правильное решение для данной ситуации. Так что думаю, что переживать не стоит, в крайнем случае – они могут обратиться к экономистам, и мы подскажем», – говорит Максим Кривелевич.

Также VL.ru поговорил с доктором экономических наук, профессором Александром Латкиным, который в своё время сам успел поработать на Дальзаводе. Он тоже полагает, что приморским предприятиям не стоит ждать сильного удара, однако некоторые негативные ситуации всё же могут возникать.

«Вы знаете, конечно, если бы это было 30 лет назад, то имело бы ощутимые негативные последствия. Особенно, если бы это было до развала Советского Союза, когда производство было у нас интегрировано. Тогда и Украина, и Россия друг другу помогали, была очень серьёзная производственная кооперация. Сейчас же иная ситуация. За последние 30 лет многие связи разрушились. Но вместе с тем, когда приходили ремонтироваться на Дальзавод, например, какие-то суда, построенные на Херсонском или Николаевском судостроительных заводах, то комплектующие всё-таки Украина нам давала: новые двигатели, дизельные установки. В связи с тем, что теперь Украина объявила нам санкции, она может отказать как раз в этих запчастях, которые при ремонте, предположим, необходимо будет поменять. И, конечно, это небольшая боль – надо будет искать в другом месте «не родную» деталь от другого производства. Но я думаю, что так как времени с момента распада СССР прошло много, большого масштаба негатива мы не увидим. Могут быть частные случаи, когда чего-то будет недоставать… Так же, как и авиаремонтный завод в Воздвиженке. У нас ведь в Союзе многие самолёты строили на Украине, где производили двигатели и запчасти к ним. Таким образом, мы как-то от них зависим. При таких санкциях дополнительные проблемы могут возникнуть и возникают. Думаю, если б они [украинские политики] не видели, что мы в этой части от них зависим, они бы не объявляли нам санкции», – рассказал Александр Латкин.

Отметим, что летом 2015 года Украина в одностороннем порядке прекратила с РФ военно-техническое сотрудничество, сообщала  «Российская газета». Уже через три года вице-премьер России Юрий Борисов заявил, что страна к тому моменту полностью преодолела зависимость от украинских двигателей, передавала Lenta.ru. Речь шла о поставках для кораблей и боевой авиации. 

Справка:

На ОАО «322 АРЗ» ремонтируют самолёты фронтовой авиации: бомбардировщики Су-24М, Су-24 МР, Су-24М2, штурмовики Cу-25, Су-25УБ, истребители Су-27УБ, Су-27С (П). В том числе здесь чинят и те крылатые машины, которые получали боевые повреждения во время выполнения задач в интересах Вооружённых сил. Авиатехника поступает на ОАО «322 АРЗ» из воинских частей с разных концов страны. Кроме того, завод занимается самолётами, которые экспортируются по контрактам в Индию, Малайзию, Алжир и Эфиопию.

АО «Центр судоремонта «Дальзавод» – предприятие, которое выполняет широкий спектр работ судостроительного и судоремонтного профиля, а также работы по изготовлению металлоконструкций и трубопроводов для инфраструктурных и нефтегазовых проектов. Здесь проходят ремонт и модернизацию надводные корабли и дизель-электрические подводные лодки Тихоокеанского флота. Последний масштабный новый проект предприятия – модернизация больших противолодочных кораблей проекта 1155, подразумевающая их обновление до класса «фрегат» с высокоточным ракетным вооружением. Завод входит в группу компаний ДЦСС, которой владеет ПАО «НК «Роснефть».


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта