Новости Владивосток

[Не]защищённые в башнях: МЧС о нюансах пожарной безопасности в высотках Владивостока, длине автолестниц и советах о СИЗ

Во Владивостоке пожар в высотном здании на Нейбута, 6, унёсший жизни двух детей, заставил многих людей задуматься, защищены ли они и их близкие от похожих происшествий в будущем. В многоэтажках жильцы уже ринулись проверять на исправность пожарные краны в подъездах, изучать эвакуационные выходы, покупать огнетушители. VL.ru поинтересовался у МЧС, какая техника есть в городе на случай возгораний высотных новостроек, о длине пожарных лестниц и рекомендациях, чтобы обезопасить себя дома.

На вопросы редакции согласились ответить руководители регионального спасательного ведомства. Начальник управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ Приморского края, полковник внутренней службы Александр Сахаров рассказал, что на сегодняшний день парк техники МЧС во Владивостоке обновляется ежегодно. В последний раз четыре новые автоцистерны и автолестница поступали в столицу Приморья согласно плану центра поставок в 2020 году. Многие образцы техники, включая аварийно-спасательные и многоцелевые, регулярно показывают жителям города на открытых выставках.

В современном мире, когда заходит речь о спасении человеческой жизни при пожаре, многие обыватели могут вспомнить применение автолестниц, которые позволяют быстро тушить пламя и эвакуировать людей через окна. Таких приспособлений в пожарных подразделениях Владивостока сейчас 10. Это распространённая модель АЛ-50. Их максимальная высота подъёма – 50 метров. По данным официального сайта МЧС России, такие конструкции устанавливаются на автомобилях КамАЗ-53229. Официально МЧС не даёт данных, до какого этажа позволит огнеборцам добраться такое приспособление, поскольку каждая ситуация является индивидуальной. Многое зависит от угла наклона, точки остановки автомобиля, а во Владивостоке – часто и от рельефа местности. В то же время в открытых источниках в интернете неоднократно упоминалось, что АЛ-50 даст возможность подняться на высоту до 17-18 этажей.

Габариты у каждой машины для пожаротушения или автолестницы для применения в условиях дворов Владивостока, откровенно говоря, не маленькие. В ширину, в зависимости от модификации, каждая может занимать до 6 метров – учитывая необходимость выдвижения аутригера (опор). Если расстояние более узкое и аутригер выдвинуть нельзя, машина не сможет поднять автолестницу, поскольку автоматика в таком положении не сработает.

В то же время специалист МЧС подчёркивает – ситуаций, когда машины не могли подъехать к домам с горящими квартирами, во Владивостоке никогда не было. Доступ к зданиям спасатели всегда получат, но не всегда – до подъезда. Хотя последняя задача никогда не ставится.

«Что значит, машина не сможет подъехать? Мы в любом случае прибываем на пожар и в соответствии с тем нормативным временем прибытия, которое установлено. Может быть, до подъезда, как было в последнем случае, не было возможности проехать, но по крайней мере мы проехали [как могли], потом просто ножками пришлось немного пройти оставшийся маршрут», – рассказывает Александр Сахаров.

Представитель МЧС также объяснил, что за последние несколько лет во Владивостоке ни разу не происходило ситуаций, когда припаркованные вдоль жилых многоквартирных домов авто полностью блокировали проезд. Как и не приходилось пожарным вручную отодвигать машины, чтобы освободить дорогу для своей техники. Чаще же всего на первых порах мешают получить доступ к нужному адресу именно шлагбаумы.

«Но шлагбаум – это не препятствие. У нас нет необходимости машину подгонять прямо к подъезду. То есть рукавную линию просто приходится тянуть на большее расстояние, что соответственно увеличивает время развёртывания боевого расчёта. Вместе во все нормативы, которые установлены, мы укладываемся в любом случае», – добавляет начальник управления.

Эксперт МЧС также добавил, что при тушении пожаров в высотных зданиях есть свои нюансы. Поскольку чаще всего это новостройки, в них изначально строители предусматривают системы предупреждения о возгорании, дымоудаления и противопожарные краны. Последние уже по прибытии огнеборцев должны облегчать работу. Но в то же время всегда специалисты МЧС протягивают на нужный этаж дополнительный рукав от пожарной машины.

«От машины на улице в обязательном случае прокладывается резервная линия. Но в высотных домах должны быть предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе тушение от внутреннего противопожарного водопровода, который обязателен. То есть целый ряд тех решений, который должен быть обязателен при строительстве таких домов. Это касается зданий повышенной этажности», – делится Александр Сахаров.

По его словам, в случае на Нейбута, 6 такая система есть, а пожарные при тушении пламени пользовались именно краном, установленным на горящем этаже.

Что касается желаний некоторых жителей высоток Владивостока делать запасы средств пожаротушения после резонансного ЧП на Нейбута, то в МЧС это открыто не пропагандируют, но считают вполне допустимым. В частности, если человек хочет чувствовать себя более защищённым, он вполне может приобрести себе маску или огнетушитель. Правда, те средства защиты органов дыхания, которые продаются «на рынке», не могут на 100% гарантировать безопасность, поскольку не все профессиональные и рассчитаны на многоразовое применение. С точки зрения спасателей, жители новостроек должны лучше знать схему дома и планы эвакуации.

«В принципе технические и конструктивные решения новых домов обеспечивают эвакуацию жильцов. В этих [многоэтажных] домах обязательно должны быть эвакуационные лестничные зоны, системы дымоудаления, подпора воздуха. То есть при наличии их эвакуироваться жильцы могут вполне сами, они просто должны знать, где находятся лестничные клетки, незадымляемые лестничные зоны, как туда можно пройти с закрытыми глазами, если потребуется. Жильцы, конечно, могут приобрести средства защиты органов дыхания, которые можно теоретически использовать в домашних условиях. В принципе такие средства есть и продаются в свободном доступе, но это уже на решение индивидуально каждого гражданина. Как правило, купить можно в основном одноразовые средства защиты, а не профессиональные», – делится своим мнением Александр Сахаров.

Полнолицевые маски для защиты органов дыхания продаются и на сайте Farpost.ru. Редакция VL.ru не гарантирует, что они выручат в пожаре, однако в описании указано, что их можно использовать в условиях ядовитых и пылевых газов. Одни из самых дешёвых стоят 2500 рублей. Самые дорогие стоят около 17 тысяч. Огнетушители также можно найти онлайн. Стоимость ручных порошковых – от 650 рублей, большие углекислотные стоят более 9500.

Начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Приморскому краю, подполковник внутренней службы Алексей Костенко рассказал для VL.ru о правилах проверок многоэтажек на предмет пожарной безопасности. Так, во Владивостоке проверяют только многоквартирные дома, поскольку на контроле остаётся территория общего пользования. В частных такой нет. Так, жилые дома высотой более 75 метров должны проверяться не реже одного раза в три года. Они относятся к категории значительного риска. Таким образом, выходит, что новостройка на Нейбута, 6 должна была впервые проверяться, по плану, не ранее 2022 года. Жилые дома пониже, но выше 28 метров, проверяются не ранее одного раза в пять лет.

Кроме того, по нормативным документам, территория любого многоквартирного дома, в том числе высотного, должна быть обустроена с точки зрения ограничений по противодействию возможному пожару. Алексей Костенко рассказал об этих нюансах подробней.

Так, в РФ действует свод правил 4.131 от 2013 года. Последние изменения в них вносились в 2020-м. В своде прописано, в том числе, какими должны быть так называемые пожарные проезды. В зависимости от высотного здания характеристики разнятся. В частности, если речь идёт про дома высотой до 13 метров, ширина проезда должна быть не менее 3,5 метра. Многоэтажки до 46 метров должны свободно обеспечивать проезд по ширине 4,2 метра, высотки, что ещё выше, – до 6 метров.

Свод правил также учитывает и необходимое расстояние внутреннего края подъезда до наружной стены и других ограждений. Для домов высотой 28 метров включительно оно должно составлять 5-8 метров, а более высоких строений – 8-10. Если имеются сквозные проезды (арки), то их ширина должна быть не менее 3,5 метра и высотой не менее 4,5.

Кроме того, возле любого жилого дома по правилам должны быть участки для разворота пожарной техники. А именно каждый тупиковый проезд должен заканчиваться площадкой для разворота и быть размером 15x15 метров.

Техсодержание дорог и проездов к зданиям, пожарным лестницам, гидрантам должно лежать на плечах правообладателя земельного участка. Пункт 71 постановления правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 г. гласит, что для стоянки авто запрещено использовать площадки для пожарной техники, включая разворотные места, точки забора воды и подачи средств тушения или доступа пожарных на объект защиты. В том числе в постановлении говорится, что физлицам запрещается перекрывать пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

Пресс-служба главного управления МЧС России по Приморскому краю просит жителей Владивостока не допускать запаркованности дворов, перекрытия доступа для экстренных служб – это лишает спасателей и медиков ценных секунд.

Напомним, вечером 2 марта в квартире № 281 на 21-м этаже ЖК «Фрегат-2» произошёл пожар. Очевидцы рассказали, что огнеборцы долго не могли проехать по запаркованному двору, а в гидрантах, по словам жителей, не хватало давления (что позже опровергло МЧС). Из отрезанных дымом квартир спасатели вывели 10 взрослых и четверых детей. Мальчик 9 лет и девочка 4 лет скончались, по предварительным данным, от отравления угарным газом. Впоследствии выяснилось, что дом на Нейбута, 6 ни разу с момента ввода в эксплуатацию не проверяли пожарные. Но уже на следующий день, 3 марта, ГУ МЧС России по Приморскому краю сообщило, что органами Госпожнадзора начата проверка ЖК «Фрегат-2». Также СК проверяет чиновников, которые выдали разрешение ввести здание на Нейбута, 6 в эксплуатацию.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта