Новости Владивосток

Когда в бюджете «пустота» – в вагоне будет теснота: нехватка средств во Владивостоке не позволяет удлинить переполненные электрички

Во Владивостоке пассажиры электричек сообщают о сложностях во время поездок. Граждане сетуют на нехватку вагонов, из-за чего составы утром и вечером ходят переполненными. Краевой перевозчик АО «Экспресс Приморья» объясняет, что не может часто присоединять дополнительные вагоны, так как ограничен в финансах, как собственных, так и выделяемых правительством края.

В редакцию VL.ru поступило письмо от читательницы Екатерины, сообщившей о неудобствах во время поездок на пригородных электропоездах. Женщина написала, что после январских снегопадов уже на протяжении нескольких дней наблюдается увеличение количества пассажиров, а составность рейсов на всех популярных направлениях та же, что и обычно. При этом ездить, как сельди в бочке, людям приходится в период пандемии COVID-19, когда важно соблюдать социальную дистанцию, к чему призывают чиновники.

«Хотела бы через вас обратить внимание властей на то, что именно сейчас, когда город стоит в пробках, многие люди вынуждены из-за этого и порой малого количества автобусов пересаживаться на электричку. Конкретно, электричка мыс Чуркин – Кипарисово. Весь декабрь ходила с 6-8 вагонами. Зато сейчас, когда электричка актуальна, они пускают утром в час пик 4 вагона... О какой [социальной] дистанции можно говорить? Смешно. Не говоря уже о неудобствах пассажиров стоять в проходе и тамбуре в такой холод», – сетует горожанка.

VL.ru проверил информацию обратившейся читательницы. На деле в декабре «чуркинская» электричка не ходила с 6-8 вагонами, но в остальном женщина оказалась права. Вагоны на утренних и вечерних рейсах стали заполняться куда сильнее, чем до январских снегопадов. Переполнены электрички, которые с утра едут на Мыс Чуркин и в центр. По вечерам та же картина наблюдается на обратных направлениях.

«Пригородный перевозчик, компания «Экспресс Приморья», является совместным предприятием РЖД и правительства Приморского края. РЖД предоставляет всю пассажирскую и железнодорожную инфраструктуру, в то время как со стороны правительства ПК формируется и утверждается транспортный заказ на объёмы перевозок, который учитывает динамику пассажиропотока и составность электропоездов в течение года. Задача перевозчика распределить объёмы перевозок (количество рейсов и вагонов) исходя из пассажиропотока на весь год. В частности, количество вагонов увеличивается на самых востребованных рейсах на период летнего расписания и в праздничные выходные дни.

Весь подвижной состав арендуется перевозчиком у РЖД. Исходя из затрат перевозчика формируется и объём субсидирования со стороны заказчика перевозки – правительства Приморья. Обе стороны – и перевозчик, и правительство – заинтересованы в увеличении количества и рейсов, и вагонов. Но ограниченные возможности бюджета не позволяют увеличить составность вагонов хотя бы до шести на весь зимний период. Сейчас это делается только в период неблагоприятных погодных условий. Пригородный перевозчик не может выйти за рамки бюджетного субсидирования ввиду того, что сами перевозки являются убыточными и дотируются администрациями регионов исходя из объёма транспортного заказа», – официально прокомментировали VL.ru в пресс-службе АО «Экспресс Приморья».

Из ответа следует, что дополнение составов вагонами напрямую зависит от краевых субсидий в адрес АО «Экспресс Приморья». Технология перевозок для пригородных компаний одинакова по всей стране и заключается в следующем. По данным РЖД, на Дальнем Востоке единственная пригородная железнодорожная компания – АО «Экспресс Приморья». Компания является «дочкой» АО «РЖД» и краевого правительства, арендует подвижные составы у РЖД. Другие дальневосточные регионы не пожелали создавать у себя свои совместные с РЖД «дочки» и заключили договоры с «Экспресс Приморья» на транспортные перевозки исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. 

Кстати, электрички арендуются не составами, а по вагонам, то есть секциям. В Приморье их берут в пользование у депо, а край формирует заказ на каждый год, учитывая вагоно-километраж и примерное количество пассажиров, которых пригородный перевозчик за год должен перевезти. 

Выделяемую на эти цели годовую субсидию распределяют на 12 месяцев, чтобы в пиковые периоды на маршруте было максимально необходимое количество вагонов и рейсов. И в этой ситуации возникает сложность – если внепланово, например, в период зимнего снегопада, перевозчик увеличивает составность поездов, то это же количество вагонов, запланированное, например, на другой сезон, необходимо будет вычеркнуть из планов, чтобы не допустить перерасхода и образования долгов за аренду подвижного состава. 

Перевозчик не может без согласования с заказчиком перевозки самовольно выходить за рамки транспортного заказа и не имеет возможности регулярно дополнять вагонами составы, поскольку его руки связаны ограниченными финансами. В частности, по стране «живыми деньгами» пригородные компании получают средства лишь от продажи билетов, чего недостаточно, чтобы выйти хотя бы в ноль по затратам на аренду вагонов. В этой ситуации дополнять составы самостоятельно означает – выйти за границы субсидирования. 

Аренда подвижного состава рассчитывается именно по вагоно-секциям, и это не прихоть перевозчика или региональных властей, а постановления Минтранса РФ. У каждого вагона есть свои затраты на пробег, электричество, ремонт и обслуживание. То есть каждый вагон – самостоятельная единица, на которую имеется свой техпаспорт.

Также VL.ru направил официальный запрос в правительство Приморского края для уточнения информации о поддержке пригородных пассажирских железнодорожных направлений. В ответе ведомства говорится, что в регионе в 2020 году было зафиксировано сокращение пассажиропотока на данном направлении. В частности, из-за пандемии и ограничительных мер число пассажиров сократилось на 18% (с 5,3 до 4,3 млн человек). В связи с этим рассматривались варианты оптимизации транспортной работы. В то же время краевые власти проинформировали, что на 2021 год субсидирование пригородных железнодорожных пассажирских перевозок запланировано в полном объёме.

«В 2020 году размер субсидии на пригородные железнодорожные пассажирские перевозки в Приморском крае составил 456 млн рублей. На 2021 год объём субсидирования запланирован на уровне 494,5 млн рублей. Сегодня предусмотрено 400 млн рублей, и этих денег хватает на обеспечение перевозок до сентября месяца. Остальные 94,5 млн будут изыскиваться дополнительно», – прокомментировало правительство.

В то же время краевые власти объясняют, что возможность увеличения количества вагонов на электричках на постоянной основе ограничено.

«Увеличение составности пригородных поездов безусловно является одной из мер по улучшению обслуживания пассажиров и в том числе и по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции <...> В период неблагоприятных погодных условий в январе 2021 года, в связи с возросшей потребностью населения в поездках железнодорожным транспортом, составность отдельных поездов также была оперативно увеличена. Вместе с тем возможности оперативного временного увеличения составности иногда ограничены эксплуатационными параметрами работы железной дороги и подвижного состава, но на постоянной основе это реально. В то же время компания-перевозчик и правительство Приморского края заинтересованы в сохранении стабильного расписания и составности электропоездов в течение всего года, но бюджетные возможности сейчас не позволяют это обеспечить. В этом году заказчик перевозок (правительство края) и исполнитель («Экспресс Приморья») планировали, что в регионе начнёт действовать круглогодичный график движения по летнему образцу. Но падение пассажиропотока из-за пандемии и перераспределение бюджета заставило обе стороны вернуться к этому вопросу уже по итогам текущего 2021 года. К тому же в этом году в край поступят дополнительные новые составы для обновления парка пригородных поездов», – сообщили в пресс-службе правительства.

С учётом увеличения заполняемости вагонов гражданам напоминают о важности соблюдения санитарных правил во время поездок – использовании защитных масок, перчаток, санитарной обработки рук и одежды. По информации краевых властей, со стороны железной дороги, помимо регулирования составности поездов, постоянно проводятся мероприятия по санитарной обработке электропоездов и объектов транспортной инфраструктуры, осуществляются организационно-профилактические и контрольные мероприятия, направленные на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил, повышение уровня информированности пассажиров.

АО «Экспресс Приморья» сообщает, что в первой половине года ожидается поступление ещё двух новых пригородных электропоездов в край. Также рассматривается возможность строительства дополнительных платформ для внутригородской электрички.

Напомним, при принятии бюджета Приморья на 2021 год, где в том числе обсуждался вопрос электротранспорта, председатель регионального парламента Александр Ролик упоминал, что бюджет «подкосила» пандемия.


Утром и вечером пассажиры электричек кучкуются даже в тамбурах — newsvl.ru Граждане сетуют на нехватку вагонов, из-за чего составы утром и вечером ходят переполненными — newsvl.ru Краевой перевозчик АО «Экспресс Приморья» ограничен в финансах, как собственных, так и выделяемых правительством края — newsvl.ru Станция Вторая Речка. 1 февраля, вечер — newsvl.ru
Утром и вечером пассажиры электричек кучкуются даже в тамбурах — newsvl.ru Граждане сетуют на нехватку вагонов, из-за чего составы утром и вечером ходят переполненными — newsvl.ru Краевой перевозчик АО «Экспресс Приморья» ограничен в финансах, как собственных, так и выделяемых правительством края — newsvl.ru Станция Вторая Речка. 1 февраля, вечер — newsvl.ru
Полная версия сайта