Новости Владивосток

«Курильский вопрос»: судовладелец и фрахтователь из Владивостока спорят о грузе для островных территорий

Судовладелец и фрахтователь судна, которое ещё в начале декабря вышло на Курильские острова с грузом «северного завоза», теперь решают свой спор в судебном порядке. По версии судовладельца, ответственность за произошедшее лежит целиком и полностью на фрахтователе. Сейчас компании выясняют, кто прав, а груз уже два месяца не может дойти до получателей – жителей Итурупа.

26 января жители острова Итуруп пожаловались VL.ru на судно, которое не доставило заказанные ещё в ноябре продукты из Владивостока. В тот же день вышел материал с комментариями жительницы Курильска и фрахтователя. Дозвониться до ООО «Танира» и ООО «Моана» корреспонденту VL.ru тогда не удалось. Представители судовладельца ООО «Моана» связались с редакцией VL.ru и изложили свою версию произошедшего с сухогрузом «Проспер».

ООО «Танира» – собственник судна «Проспер». Арендует его ООО «Моана», которое, согласно положениям КТМ РФ, является судовладельцем и сдаёт судно с экипажем в субаренду ООО «Мульти-Фрахт». В настоящее время стороны работают по договору тайм-чартера от 20.03.2020 года № 20/03-20г. По нему в обязанности судовладельца входит предоставление судна, укомплектованного экипажем. Коммерческая же эксплуатация – абсолютная прерогатива фрахтователя ООО «Мульти-Фрахт», который непосредственно определяет маршрут движения, занимается формированием груза, бункерует судно топливом, отвечает за погрузо-разгрузочные работы, в том числе определяет причалы для погрузки-выгрузки, оплачивает все портовые сборы, имеет договорные отношения по всем грузовым операциям с портами и так далее. В соответствии с условиями договора именно фрахтователи снабжают капитана судна всеми инструкциями и указаниями, касающимися выполнения рейса.

Жители Курильска и фрахтователь рассказывали, что в декабре при выгрузке контейнеров в Корсакове сломался кран, и судно ушло на ремонт во Владивосток. Судовладелец же уточняет, что 3 декабря при выгрузке контейнера, вес которого превышал более чем на 30% от заявленного фрахтователем в грузосопроводительных документах, произошло вырывание троса из крепления на судовом кране. Содержимое контейнера при этом существенно отличалось от номенклатуры заявленного груза. Для ремонта крана судно во Владивосток не возвращалось, поскольку состояние грузоподъёмных устройств никоим образом не влияет на мореходное состояние судна. Указание следовать во Владивосток, как объясняют представители ООО «Моана», было получено от фрахтователя 5 декабря в письменной форме, о чём имеется запись в судовом журнале, хотя ранее, по распоряжению того же фрахтователя, судно было оформлено капитаном для следования в порт Курильска.

Сообщалось, что и к концу декабря сухогруз не дошёл до Курил, а отправился в залив Анива, где произошла поломка якорного устройства. В начале января «Проспер» вернулся на Итуруп, но из-за очередного шторма, не завершив выгрузку, ушёл в Корсаков вместо Шикотана, где пережидают непогоду обычно. По информации ООО «Моана», проблем с якорным устройством у «Проспера» не было. С 4 января судно ожидало постановку к причалу, метеоусловия для швартовки были благоприятные, и причал был свободен, однако фрахтователем должных действий и мер для постановки судна к причалу и началу разгрузке предпринято не было. К причалу судно было поставлено только утром 5 января, обработка его началась тогда же. С борта судна было выгружено 28 контейнеров. Почему не выгрузили оставшиеся 12 штук, судовладелец не знает. «Проспер» отошёл от причала через сутки, чтобы пропустить к нему теплоход «Игорь Фархутдинов». 6 января сухогруз снова должен был встать к причалу и продолжить выгрузку, но это запретила делать администрация порта Курильск в связи с неблагоприятными погодными условиями. Судно простояло до вечера на рейде в ожидании разрешения на постановку к причалу, а затем ушло пережидать шторм в залив Анива.

По словам фрахтователя, 9 января погода улучшилась, и капитану предложили вернуться на выгрузку, но он отказался из-за заканчивающегося топлива и отправился во Владивосток. На это судовладелец отвечает, что указание направляться 10 января во Владивосток капитан получил непосредственно от фрахтователя письменно ввиду недостатка топлива.

Руководствуясь ст. 61 КТМ РФ, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Капитан несёт исключительную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза.

Кроме того, компания-судовладелец имеет выданный Российским морским регистром судоходства Документ о соответствии № 20.12026.170, который удостоверяет, что Система управления безопасностью (СУБ) мореплавания компании освидетельствована  РМРС и что она соответствует требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения для типов судов: грузовое судно.

Судовладелец добавляет, что компания «Мульти-Фрахт» систематически не исполняла свои обязательства по своевременной и регулярной оплате стоимости фрахта по договору, и на сегодняшний день задолженность составляет более 10 млн рублей. А по условиям договора судовладелец имеет право удерживать груз до погашения задолженности. Груза на борту, напомним, примерно на 70 млн рублей.

В ООО «Мульти-Фрахт» тем не менее придерживаются прежней позиции – указания капитану давал судовладелец. Фрахтователь сообщил, что дело уже начали рассматривать в Арбитражном суде. Такое судебное дело действительно зарегистрировано в картотеке, иск на 10,5 млн рублей был подан 26 января. Истец, ООО «Моана», ходатайствовал о наложении обеспечительных мер в отношении находящегося на борту груза. Компания предлагала его выгрузить и передать им на ответственное хранение. Суд истцу отказал, однако в судебном акте указывается, что «не наложение обеспечительных мер не препятствует истцу в самостоятельной реализации положений КТМ РФ (Кодекса торгового мореплавания. – Прим. VL.ru), условий договора тайм-чартера… в целях обеспечения своих требований». ООО «Моана» отмечает, что договором предусмотрено залоговое право судовладельца на все грузы в случае нарушения условий по оплате арендных платежей. Следующее заседание назначено на 31 марта.

Жители Курил, чей груз находится на борту, обратились в транспортную полицию и прокуратуру, причём пожаловались сразу на обе компании. Судно «Проспер» по-прежнему стоит на рейде во Владивостоке.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта