Новости Владивосток

Судно из Владивостока сорвало северный завоз продуктов на Курилы

Жители острова Итуруп на Курилах пожаловались VL.ru на судно, которое не доставило заказанные ещё в ноябре продукты из Владивостока. Сухогруз «Проспер» почти полтора месяца шёл до Курильска и, недовыгрузив товар, вернулся обратно. Сейчас он стоит на рейде с грузом на сумму около 70 млн рублей.

Судно «Проспер» было зафрахтовано ООО «Мульти-Фрахт» для перевозки генеральных грузов по линии Владивосток – Корсаков – Курильск (Итуруп). Итуруп – это единственный остров, где льды встают до апреля. Здесь живут около 6000 человек.

«Часто прилавки оставались на зиму пустыми, – рассказывает жительница Курильска Людмила. – Крупы и консервы, вот весь ассортимент. Недостаточно судов в осенний период. Заранее, впрок, продовольствие не завозилось по причине срока годности на продукты. Осенью здесь сильные шторма. С сентября месяца судам приходится быть наготове и проходить в промежутки, когда ветер разворачивается в другом направлении. Суда успевают проскочить в образовавшееся «окно» и разгрузить контейнеры. Иногда приходится ожидать неделями».

Два года подряд остров Итуруп снабжался на зиму продовольствием в достаточном количестве. Компания «Мульти-Фрахт» из Владивостока организовала и зарегистрировала линию Владивосток – Корсаков – Курильск, собирала грузы и занималась доставкой продовольствия для Итурупа. В прошлом году, 28 ноября, тоже был собран груз для поставки в порты Курильска и Корсакова. На борту было всё – от продуктов для новогоднего стола до автомобилей. Груз приняло судно «Проспер».

«Проспер» не спешил выполнить рейс по доставке. Сначала в Корсакове 1 декабря у него сломался кран и 20-футовый контейнер рухнул на пирс при выгрузке. Судно пришлось перешвартовывать к другому причалу, где производили в дальнейшем выгрузку. Контейнеры, оставшиеся на пирсе из Корсакова для Курильска, загружены не были, и их оставили на хранение в порту. Судно вернулось во Владивосток для ремонта крана. Рейс на Курильск с грузом обычных граждан и коммерческий груз, продовольствие, был пропущен из-за поломки крана», – рассказывает Людмила.

Дальше, по словам женщины, история развивалась странно. При выходе из Владивостока 14 декабря капитан принял решение не идти на Курилы, поскольку море было неспокойно. Судно встало штормовать в бухте Джигит. Затем «Проспер» добрался до Корсакова, принял там груз и снова не дошёл до Курильска из-за шторма. 27 декабря сухогруз отправился в залив Анива, откуда экипаж сообщил о поломке якорного устройства.

5 января «Проспер» всё же пришёл на Итуруп и встал на выгрузку. Но, не завершив операцию, покинул порт, оставив часть контейнеров на борту, а часть – на причале. Поднялся ветер, и капитан решил идти штормовать в Корсаков, до которого 18 часов ходу при том, что в 8 часах пути от Итурупа есть остров Шикотан с закрытой бухтой. Обычно, как говорят местные жители, суда пережидают шторм там.

9 января погода улучшилась, и капитану предложили вернуться на выгрузку, но он отказался и отправился во Владивосток, где и стоит до сих пор на рейде – с чужим грузом на борту.

«Мы оперировали этим судном, было всё нормально, – объяснили в компании «Мульти-Фрахт». – Но с ноября пошли задержки рейсов, капитан отказывался идти – шторма, волна. Другие суда тем не менее проходили, выгружались. У судовладельца есть служба безопасности, которая отдаёт распоряжение капитану. Они ему сказали не идти никуда, он и не идёт. 5 января он уже зашёл в порт и стоял под выгрузкой, но служба ему приказала уходить, штормовать. Часть контейнеров они бросили, 12 осталось на борту. К 11-му числу погода наладилась, уговаривали зайти в порт и довыгрузить. Он отказался и ушёл во Владивосток, якобы у него кончилось топливо. Предложили тогда осуществить перегрузку во Владивостоке на другие суда. Два дня ждали там причал, капитан нам звонил и спрашивал – ну когда, когда. А как только причал освободился, были заказаны буксиры и лоцман, он снова отказался. Встал на рейде и находится там до сих пор».

В каждом оставшемся на борту контейнере лежат грузы 20-30 собственников. По оценкам фрахтователя, груза на борту примерно на 70 млн рублей. Судовладелец заявил оператору об убытках и простое, оценив их в 10 млн рублей. По словам оператора судна и жителей Курил, им звонили и пугали, что груз их продадут самостоятельно во Владивостоке.

«Мы предлагали судовладельцам удержать груз на стоимость своих претензий, но не весь целиком. Неделю назад это было 10 млн рублей, а сколько сейчас – не знаем. Они считают, что судно всё ещё работает», – сказал оператор «Мульти-Фрахт».

Официально судовладельцем является ООО «Танира» – эта же компания осуществляет пассажирские перевозки во Владивостоке. В «Мульти-Фрахте» объяснили, что пытались написать претензию сперва владельцу, но там их перенаправили к ООО «Моана». Связаться с обеими организациями по телефонам, указанным в открытых источниках, корреспонденту VL.ru не удалось. Известно только, что ранее это была одна компания с регистрацией в Артёме. Теперь «Танира» зарегистрирована во Владивостоке.

«Мы направляли претензии во все компании, – говорит Людмила. – Почтой, официально. Но сотрудники судовладельцев туда не ходят и письма не забирают. Что нам теперь делать, мы не знаем. На борту не просто груз, там продукты скоропортящиеся. Под этот закуп местные предприниматели брали кредиты. Считаем, что это вредительство и саботаж, обычное зарабатывание денег. Раньше в зиму меняли капитана на «Проспере», прекрасный был капитан, даже через льды проходил, ему от города благодарность объявляли и награждали. Но в этот раз его по какой-то причине не стали ставить на рейс».

По данным портовых служб, за эти месяцы более десятка судов дошли до Итурупа и успешно провели все свои операции. В «Мульти-Фрахте» считают, что спор хозяйствующих субъектов должен решаться в суде, но не при помощи удержания грузов. Пока компания ждёт положенного срока, чтобы судовладелец удовлетворил претензии в досудебном порядке, затем начнётся судебное разбирательство.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта