Новости Владивосток

Дальневосточники ждут от правительства пролонгации временного порядка для ЭРА-ГЛОНАСС

Жители Дальнего Востока ждут продления моратория на установку кнопок ЭРА-ГЛОНАСС для физических лиц. В прошлом году правительство тянуло до последнего и пролонгировало документ уже после его окончания. В противном случае сценарий 2017 года с митингами, таможенным коллапсом и дефицитом устройств может повториться вновь. Тем более что заводы-изготовители модулей уже заявляют о нехватке мощностей.

Только до начала декабря жители Дальнего Востока могут оформить привезённый из Японии автомобиль по упрощённому порядку, который подразумевает, что физические лица, купившие машину для личного пользования, могут не ставить на неё устройство вызова экстренных служб.

Временный порядок ввели в конце 2018 года, после того, как весь предыдущий год Дальний Восток сотрясали митинги, скандалы и сообщения о спекуляциях. Несмотря на заявления чиновников о важности сохранения «дальневосточной льготы», продлевать его на 2019 год никто не торопился, только обещали. В результате новых стычек и начала коллапса на таможне временный порядок всё же продлили в декабре ещё на год.

Пока разговоров о продлении никто не ведёт, да и, казалось бы, рановато. Но участники рынка заявляют, что заводы уже отказывают в поставках новых устройств – они сейчас по-прежнему должны устанавливаться на автомобили, которые ввозят «сверх» положенного в год одного автомобиля физические лица и все юридические лица.

Первыми об отсутствии в свободной продаже устройств ГЛОНАСС заявили компании, специализирующиеся на оказании услуг по оформлению машин для граждан. Ещё в начале осени они попытались приобрести устройства у заводов-изготовителей. Однако там ответили, что из-за перебоев с импортными комплектующими в период пандемии не могут обеспечить отгрузку устройств для нужд Дальнего Востока до конца 2020 года. 

Точные сроки ликвидации дефицита аппаратуры вызова экстренных оперативных служб (АВЭОС) заводы не называют. Но в официальных ответах на запросы приморских компаний (есть в распоряжении редакции VL.ru) указывается, что, возможно, в свободной реализации устройства появятся не ранее второго квартала 2021 года. Себестоимость устройства в зависимости от завода составляет около 14-15 тысяч рублей, в рознице кнопка уже стоит 22-23 тысячи рублей. В «пиковый» период 2017 года, когда в крае был дефицит устройств, их покупали и по 70 тысяч рублей. 

Между тем в Приморском крае, где оформляются почти все ввезённые автомобили, запасов «кнопок» нет, так как закупить их не удалось и в начале 2020 года, когда заводы практически не выпускали продукцию во время пандемии. Теперь их объёмы изготовления устройств в приоритетном порядке закрывают только потребности отечественных автопроизводителей, которые возобновили работу.

Как рассказывают представители сертификационных лабораторий, выдающих свидетельства о безопасности транспортных средств (СБКТС), в общей сложности в крае у представителей таможенных брокеров насчитывается всего около 200 свободных устройств, которые были приобретены ранее для тех, кто не является жителем Приморья, но хотел бы ввезти через границу автомобиль.

Чтобы избежать автомобильного «затора» на таможне, дальневосточники уже направили в правительство и в региональные органы власти обращения с просьбой о пролонгации на год правил ввоза на территорию России бывших в употреблении транспортных средств жителями Дальневосточного федерального округа для собственных нужд.

Приморцы опасаются, что если правительство к началу декабря не успеет продлить упрощённый порядок оформления, то из-за отсутствия устройств в крае уже в начале декабря оформление машин в таможенных пунктах полностью остановится, и они снова застрянут на таможенных складах.

Также среди представителей рынка уже несколько месяцев курсирует слух, что временный порядок будет отменён совсем, поскольку заинтересованных в быстром и довольно непыльном обогащении на «кнопках» много – и было, и есть. Назвать первоисточник этой информации опрошенные VL.ru продавцы не смогли, но спокойствия им она не добавила.

Напомним, что согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», который действует с 2017 года, на все вновь выпускаемые, а также ввозимые в Россию из-за рубежа автомобили должна устанавливаться система ЭРА-ГЛОНАСС. Для Приморского края нововведение повлекло
рост стоимости машин, ввозимых преимущественно из Японии. Кроме того, автомобилисты, эксплуатирующие систему, жалуются на отсутствие эффективности приборов. Общественные организации автомобилистов ранее направляли обращения в правительство с предложением отказаться от обязательной установки приборов ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные иномарки.

Инициативы граждан поддерживали губернатор Приморского края Олег Кожемяко и полпред в ДВФО Юрий Трутнев. Региональные власти в округе не раз отмечали, что правый руль является для многих дальневосточников единственной возможностью приобрести в личное пользование недорогой и качественный автомобиль.

Повышенный спрос на японские подержанные автомобили отмечают и таможенные органы. По данным пресс-службы ДВТУ, за 11 месяцев 2019 года было оформлено почти 70 тысяч автомобилей, ввезённых на территорию России физическими лицами. Это почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2018 года.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта