Новости Владивосток

«Больше всего я боялась снять фильм-памятник»: режиссёр киноленты открытия фестиваля «Меридианы Тихого» рассказала о съёмках «Доктора Лизы»

Вечером в субботу, 10 октября, во Владивостоке открылся 18-й международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого». Одним из двух фильмов открытия стал «Доктор Лиза». Это история про один день из жизни Елизаветы Глинки — известного врача, общественного деятеля и правозащитника, трагически погибшей в авиакатастрофе под Сочи 25 декабря 2016 года. О том, как жила доктор Лиза, сложностях во время съёмок и сыгравшей главную роль Чулпан Хаматовой корреспонденту VL.ru в эксклюзивном интервью рассказывает режиссёр картины Оксана Карас.

- Впервые ваш фильм был представлен на «Кинотавре», где он получил приз зрительских симпатий. Обычный зритель, который не успел сходить в кино 10 и 11 октября, увидит «Доктора Лизу» только 22 октября. Расскажите нашим читателям, о чём и для кого ваш фильм?

- Это один день из жизни Елизаветы Петровны Глинки. Она была масштабной, сложной и противоречивой личностью с огромным сердцем. Это человек, на которого хочется равняться – в своей ежедневной жизни день за днём, год за годом она преподносила уроки доброты, любви, сострадания и милосердия.

По сюжету на дворе – 25 апреля 2012 года, и Лиза должна отметить 30-летие совместной жизни с мужем – Глебом Глинкой. Должны прийти друзья и дети. Лизе же нужно только заехать в фонд «Справедливая помощь» и на Павелецкий вокзал — каждую среду она кормит там своих бездомных пациентов. Но всё идёт не по плану — к ней обращается отец умирающей от рака девочки, из-за формальностей ей не дают обезболивающее. Лиза, как всегда, соглашается помочь.

Это если о завязке сюжета. А вообще хотелось рассказать историю о чём-то большем. Наверное, о том, что любовь превыше закона, а сострадание важнее справедливости. Хотелось поднять общечеловеческие темы и снять фильм для самой широкой аудитории. Хотелось, чтобы фильм посмотрели подростки, хотя, насколько я помню, фильму присвоена категория 16+ , есть некоторые ограничения из-за курения героев в кадре. Мне кажется, это очень актуальный фильм, хотя события по сюжету и происходят в 2012 году.

- Почему именно эта дата?

- Мне нужна была некоторая временная дистанция. В декабре 2016-го произошла авиакатастрофа, и Глинка погибла. 2012-й – последнее спокойное и стабильное время, которое сейчас можно анализировать, чтобы понимать, что тогда происходило с нашим обществом. Месяц апрель выбран потому, что снимали мы в прошлом году в апреле, нужно было совпасть по погоде с временем года. А 25-е — потому что это среда, это очень важно сюжетно. Именно по средам Лиза ездила на вокзал. Конкретно празднования 30-летия с Глебом Глебовичем в этот день не было, это художественное допущение. Я считаю, что в художественном фильме художественная правда важнее правды жизни, но тем не менее процентов на 80 наша история основана на реальных событиях.

- С момента трагедии прошло четыре года, не очень много времени. Сложно ли было снимать и рассказывать такую историю?

- С одной стороны, конечно, сложно. У Елизаветы Петровны остался муж, дети, много друзей и знакомых. Она была нашим современником, её знали очень многие, а значит, у каждого она своя. Но с другой – мне сразу было понятно, что нельзя пройти мимо такого героя, каким была Елизавета Петровна Глинка, о таких людях нужно рассказывать на большом экране.

Скажу с точки зрения режиссёра. Мы показали всего день, который вышел невероятно насыщенным. Но Лиза именно так и жила – с такой самоотдачей, с такой интенсивностью, на таком пределе. Кажется, что каждый день так жить невозможно. И смерть героя неизбежна. И с точки зрения драматургии, когда мы видим титры, где сообщается об авиакатастрофе, история обретает логичность и завершённость. Герой вышел из игры. Драма стала трагедией. Но в общечеловеческом смысле, конечно, — это чудовищная потеря для всех нас.

- Кто выступил автором идеи фильма?

- Александр Бондарев, продюсер картины. Он был волонтёром фонда «Справедливая помощь», близким другом и товарищем Лизы. Он пережил её уход очень болезненно. Фильмом он хотел удержать память о ней.

По формату это байопик, но по жанру – живая история, остросоциальная психологическая драма, местами триллер. Я больше всего боялась снять фильм-памятник. Показать основные вехи жизни и документальное кино, может. Хотелось не потерять ту живость, азарт, страсть, с которыми жила Лиза. Она была весёлым, ярким, противоречивым и непредсказуемым человеком. 

Лично я Елизавету Петровну при жизни не знала, но многие вокруг меня были хорошо знакомы с ней. Впервые о ней я услышала в 2009 году, на фестивале театра «Док», который проводил Михаил Угаров. Я там участвовала со своей игровой короткометражкой, но был также и большой документальный блок. Я увидела фильм Лены Погребижской «Доктор Лиза». Наверно, это один из самых известных документальных фильмов о ней. Помню, меня буквально обожгло – невозможно было представить, что есть такой человек, такой врач, личность такого масштаба, что она ездит на Павелецкий, кормит бомжей, спасает, помогает, лечит, кормит...

- Всего снято пять документальных фильмов о докторе Лизе. Есть интервью, свидетельства друзей и коллег. Такое обилие материала помогало в съёмке художественного фильма или, наоборот, сбивало с толку?

- Вопрос, к каким источникам обращаться. Конечно, это всё помогало. По видео, хронике можно было понять, как она двигалась, говорила, её пластику, речь – это помогало в работе с актёрами. Мы очень много общались с её друзьями, с ближним кругом. Муж её Глеб Глебович очень помогал. Посмотрите фильм – вы увидите, что большая часть персонажей не вымышленная. Почти у каждого героя есть свой прототип.

- На главную роль проекта вы рассматривали только Чулпан Хаматову. Почему?

- Действительно, других фамилий не было. Дело в том, что Чулпан Хаматова – не просто выдающаяся русская актриса, она человек, который понимает, про что это кино, только она могла наполнить эту роль особым смыслом. Потому что она возглавляет фонд «Подари жизнь» последние 13 лет, потому что она сама проходила в жизни через похожие ситуации, она всё знает про благотворительность. Она держала за руку умирающих детей, она принимала сложные решения в пользу жизни и интересов других людей, а не себя, она проходила через тяжёлый опыт людской травли, как и Елизавета Глинка. Поэтому никаких других вариантов кастинга не было. Очень важно было, чтобы Чулпан согласилась.

- Какая сцена фильма для вас была самой запоминающейся или сложной в техническом плане?

- Мне в принципе физически тяжело было снимать картину — во время съёмок я была на девятом месяце беременности. В целом это актёрское кино, ничего сложнопостановочного там как будто нет. Самое важное и интересное, что там есть, – это работа с актёрами, а это для меня наслаждение, удовольствие. 

К тому же у меня был такой роскошный кастинг. Я им очень горжусь. Там очень много маленьких эпизодов, маленьких ролей, целая россыпь. Татьяна Догилева, Елена Коренева, Тимофей Трибунцев, Таисия Вилкова, Ирина Гринёва. Есть роли, которые играют народные артисты, а у них экранного времени 40 секунд, но это удивительно, что никто не отказывался, когда я звонила и предлагала роль. У нас 6-минутные титры не просто так — действительно очень много актёров.

Самая эмоционально затратная сцена – на Павелецком вокзале. Мы снимали два дня, и все люди, которых вы там видите, почти 300 человек, – актёры, в том числе и с ограниченными физическими возможностями, в инвалидных колясках, ампутанты и так далее. Мне нужно было придумать каждому актёру массовых сцен отдельную историю, историю его персонажа, чтобы все свободно существовали в кадре, жили, двигались согласно логике своих героев в предлагаемых обстоятельствах. Это был в чём-то документальный способ съёмки. На два дня все погрузились в эту вокзальную бездомную жизнь настолько глубоко, что даже обедать не ходили – ели и тусовались на площадке в гриме и костюмах, актёрские маски на какое-то время стали настоящими. 

- 2020 год был непростым для России и мира. Насколько сильно это отразилось на кино?

- Когда мы в 2019 году снимали фильм о враче, то, конечно, даже представить не могли, что через год это может по-своему так необычно срезонировать. Сейчас все врачи страны на передовой, они сражаются за наши жизни и наше здоровье каждый день. К людям этой профессии наконец начинают относиться с должным уважением. Но снимать прямо сейчас кино о пандемии я не могу, всё-таки мне нужна временная дистанция от события. Восхищаюсь теми моими коллегами, кто снимает кино о ковиде и изоляции, всё ещё находясь внутри события.

Конечно, вся эта история с коронавирусом сильно повлияла на кино. За те четыре месяца, что мы сидели на карантине, научились ценить простые вещи. В обстоятельствах, когда многие фестивали отменились или перенеслись, сам факт офлайн проведения «Кинотавра» или «Меридианы Тихого» – огромная радость и кинособытие. Радуешься уже тому, что твой фильм покажут на большом экране и его посмотрят зрители в зале, а не по ссылке в Zoom. 

Много релизов были намечены на октябрь, в том числе и наш. И мы с большим волнением ждём 22 октября, начала проката фильма «Доктор Лиза». Потому что и болезнь пока не отступила, и, что не менее важно, за месяцы изоляции зрители утратили привычку ходить в кино. Надеюсь, что 2021 год сможет вернуть зрителя в кинозалы.


Оксана Карас, режиссёр картины «Доктор Лиза», фильма открытия кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» — newsvl.ru О том, как жила доктор Лиза, сложностях во время съёмок и сыгравшей главную роль Чулпан Хаматовой корреспонденту VL.ru в эксклюзивном интервью рассказывает режиссёр картины Оксана Карас — newsvl.ru Съёмки велись в апреле 2019 года — newsvl.ru «Хотелось рассказать историю о чём-то большем. Наверное, о том, что любовь превыше закона, а сострадание важнее справедливости» — newsvl.ru «Я больше всего боялась снять фильм-памятник...Хотелось не потерять ту живость, азарт, страсть, с которыми жила Лиза» — newsvl.ru
Оксана Карас, режиссёр картины «Доктор Лиза», фильма открытия кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» — newsvl.ru О том, как жила доктор Лиза, сложностях во время съёмок и сыгравшей главную роль Чулпан Хаматовой корреспонденту VL.ru в эксклюзивном интервью рассказывает режиссёр картины Оксана Карас — newsvl.ru Съёмки велись в апреле 2019 года — newsvl.ru «Хотелось рассказать историю о чём-то большем. Наверное, о том, что любовь превыше закона, а сострадание важнее справедливости» — newsvl.ru «Я больше всего боялась снять фильм-памятник...Хотелось не потерять ту живость, азарт, страсть, с которыми жила Лиза» — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта