Премьер-министру России Михаилу Мишустину направлено письмо от Российского топливного союза с просьбой разобраться в затяжном топливном кризисе на Дальнем Востоке. В регионе наблюдается диспаритет цен: оптовые превышают розничные, а механизм субсидирования затрат грузоперевозчикам на транспортировку топлива по железной дороге до сих пор не утверждён.
В Дальневосточном федеральном округе сложилась уникальная для рынка моторного топлива ситуация – розничные цены на АЗС оказались ниже оптовых. Нефтеперерабатывающий завод, который продаёт бензин на бирже, на весь регион всего один — Комсомольский. Второй — в Ангарске и относится к Сибирскому федеральному округу. Хабаровский НПЗ свою продукцию на бирже не предлагает. Топливо в дальневосточные регионы везётся в основном по железной дороге (на островные территории — морем). Тарифы на перевозки растут, перевозчиков не субсидируют, хотя эти предложения разработаны ещё год назад. В результате регионы находятся в постоянном топливном кризисе.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил премьеру Мишустину письмо (есть в распоряжении редакции VL.ru) с просьбой разобраться с логистикой и ценообразованием топлива в ДФО. В нём говорится, что в абсолютном большинстве регионов России ситуация в системе обеспечения населения нефтепродуктами, обострившаяся из-за пандемии коронавируса, уже стабилизировалась. И только на Дальнем Востоке оптовые цены находятся на уровне розничных или даже превышают их.
Оптовые и розничные цены в Москве и во Владивостоке на 25 августа 2020 года без учёта перевалки моторного топлива на нефтебазе (в тонне бензина в зависимости от плотности топлива от 1330 до 1361 л):
Город |
Цена биржевого товара с доставкой |
Розничная цена |
||||
АИ-92, руб./т |
АИ-95, руб./т |
АИ-92, руб./л |
АИ-95, руб./л |
АИ-92, руб./л |
АИ-95, руб./л |
|
Москва |
54 500 |
55 000 |
40,60 |
40,975 |
43,50 |
47,95 |
Владивосток |
60 100 |
62 170 |
44,77 |
46,31 |
45,05 |
46,10 |
Это происходит из-за того, что в регионе дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и практически половина объёма потребляемого моторного топлива завозится из других регионов. В Приморье, в частности, 100% топлива завозится из других регионов. Учитывая, что темпы роста тарифов на ж/д перевозки в течение нескольких лет существенно превышали соответствующие изменения розничных цен на топливо, оптовые цены на завозимое топливо оказываются объективно завышенными.
Действующие железнодорожные тарифы при доставке топлива с ближайших нефтеперерабатывающих заводов до Владивостока (в тонне бензина в зависимости от плотности топлива от 1330 до 1361 л):
Базис отгрузки |
Действующий тариф до станции Владивосток, руб./т |
Провозная плата до станции Владивосток, руб./т |
Стоимость услуг собственников вагонов, руб./т |
Комсомольский НПЗ |
2700 |
1607 |
1093 |
Ангарский НХК |
7300 |
4381 |
2919 |
Ачинский НПЗ |
9900 |
5636 |
4264 |
Омский НПЗ |
11 700 |
6490 |
5210 |
Антипинский НПЗ |
12 700 |
5203 |
7497 |
Уфимский НПЗ |
13 200 |
8032 |
5168 |
В этих условиях возрастает спрос на товар, который через биржу продаёт Комсомольский НПЗ. Второй завод на Дальнем Востоке – Хабаровский. Как пишет Евгений Аркуша, этот НПЗ не отгружает топливо на биржу вовсе. О чём, судя по всему, не знает правительство Приморского края: региональные власти подготовили пакет предложений в связи с ситуацией на розничном рынке нефтепродуктов для рассмотрения на федеральном уровне. Инициатива заключается в том, чтобы зафиксировать объёмы реализации Хабаровским и Комсомольским НПЗ моторного топлива через биржу на уровне, достаточном для стабилизации ценовой ситуации. В итоге биржевые цены и «итоговые», с завода, становятся диспаритетными.
«Относительно низкие розничные цены, формируемые доминирующими игроками на собственных сетях АЗС в ДФО. И высокие цены в оптовом сегменте по сравнению с Приволжским, Сибирским федеральными округами, по нашему мнению, должны явиться объектом пристального внимания антимонопольного органа», – говорится в письме.
Но ФАС, увы, даже в своих собственных пресс-релизах сообщает, что мониторит только биржевые цены, а конечные, судя по всему, упускает.
Чтобы снизить оптовые цены на топливо для ДФО, в 2019 году был предложен механизм так называемого дальневосточного демпфера. Однако на практике он так и не был реализован, хотя в госбюджет поступают средства для выплаты за счёт специально созданной надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых на нефть.
Также 6 февраля 2020 года на совещании у зампреда Юрия Борисова было принято решение субсидировать грузоперевозчикам затраты на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в направлении ДФО. Размер субсидии — 4000 рублей за тонну топлива, а цель - снизить цену на эту же величину. Однако до настоящего времени согласованная редакция этого проекта постановления правительства РФ не принята.
Российский топливный союз просит Мишустина дать поручение и принять меры, чтобы устранить существующий диспаритет оптовых и розничных цен. В том числе — ускорить реализацию принятого решения о субсидировании железнодорожных тарифов.
Как пишет правительство Приморья со ссылкой на экспертов, сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние как на социальную обстановку, так и на ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, испытывающих трудности с приобретением моторного топлива. А это налоговые платежи, которые недополучает региональный бюджет.
Напомним, цены на топливо во Владивостоке на заправках, не входящих в крупные сети, продолжают расти. Также читатели VL.ru сообщают, что в разных районах Приморья, особенно отдалённых, уже есть дефицит топлива – его завозят раз в несколько дней, и на заправках собираются очереди.
Загружаем комментарии...