Новости Владивосток

Оптовые цены на топливо в ДФО выше розничных — топливный союз просит правительство отрегулировать перевозки

Премьер-министру России Михаилу Мишустину направлено письмо от Российского топливного союза с просьбой разобраться в затяжном топливном кризисе на Дальнем Востоке. В регионе наблюдается диспаритет цен: оптовые превышают розничные, а механизм субсидирования затрат грузоперевозчикам на транспортировку топлива по железной дороге до сих пор не утверждён.

В Дальневосточном федеральном округе сложилась уникальная для рынка моторного топлива ситуация – розничные цены на АЗС оказались ниже оптовых. Нефтеперерабатывающий завод, который продаёт бензин на бирже, на весь регион всего один — Комсомольский. Второй — в Ангарске и относится к Сибирскому федеральному округу. Хабаровский НПЗ свою продукцию на бирже не предлагает. Топливо в дальневосточные регионы везётся в основном по железной дороге (на островные территории — морем). Тарифы на перевозки растут, перевозчиков не субсидируют, хотя эти предложения разработаны ещё год назад. В результате регионы находятся в постоянном топливном кризисе.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша направил премьеру Мишустину письмо (есть в распоряжении редакции VL.ru) с просьбой разобраться с логистикой и ценообразованием топлива в ДФО. В нём говорится, что в абсолютном большинстве регионов России ситуация в системе обеспечения населения нефтепродуктами, обострившаяся из-за пандемии коронавируса, уже стабилизировалась. И только на Дальнем Востоке оптовые цены находятся на уровне розничных или даже превышают их.

Оптовые и розничные цены в Москве и во Владивостоке на 25 августа 2020 года без учёта перевалки моторного топлива на нефтебазе (в тонне бензина в зависимости от плотности топлива от 1330 до 1361 л):

Город

Цена биржевого товара с доставкой

Розничная цена

АИ-92, руб./т

АИ-95, руб./т

АИ-92, руб./л

АИ-95, руб./л

АИ-92, руб./л

АИ-95, руб./л

Москва

54 500

55 000

40,60

40,975

43,50

47,95

Владивосток

60 100

62 170

44,77

46,31

45,05

46,10


Это происходит из-за того, что в регионе дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и практически половина объёма потребляемого моторного топлива завозится из других регионов. В Приморье, в частности, 100% топлива завозится из других регионов. Учитывая, что темпы роста тарифов на ж/д перевозки в течение нескольких лет существенно превышали соответствующие изменения розничных цен на топливо, оптовые цены на завозимое топливо оказываются объективно завышенными.

Действующие железнодорожные тарифы при доставке топлива с ближайших нефтеперерабатывающих заводов до Владивостока (в тонне бензина в зависимости от плотности топлива от 1330 до 1361 л):

Базис отгрузки

Действующий тариф до станции Владивосток, руб./т

Провозная плата до станции Владивосток, руб./т

Стоимость услуг собственников вагонов, руб./т

Комсомольский НПЗ

2700

1607

1093

Ангарский НХК

7300

4381

2919

Ачинский НПЗ

9900

5636

4264

Омский НПЗ

11 700

6490

5210

Антипинский НПЗ

12 700

5203

7497

Уфимский НПЗ

13 200

8032

5168


В этих условиях возрастает спрос на товар, который через биржу продаёт Комсомольский НПЗ. Второй завод на Дальнем Востоке – Хабаровский. Как пишет Евгений Аркуша, этот НПЗ не отгружает топливо на биржу вовсе. О чём, судя по всему, не знает правительство Приморского края: региональные власти подготовили пакет предложений в связи с ситуацией на розничном рынке нефтепродуктов для рассмотрения на федеральном уровне. Инициатива заключается в том, чтобы зафиксировать объёмы реализации Хабаровским и Комсомольским НПЗ моторного топлива через биржу на уровне, достаточном для стабилизации ценовой ситуации. В итоге биржевые цены и «итоговые», с завода, становятся диспаритетными.

«Относительно низкие розничные цены, формируемые доминирующими игроками на собственных сетях АЗС в ДФО. И высокие цены в оптовом сегменте по сравнению с Приволжским, Сибирским федеральными округами, по нашему мнению, должны явиться объектом пристального внимания антимонопольного органа», – говорится в письме.

Но ФАС, увы, даже в своих собственных пресс-релизах сообщает, что мониторит только биржевые цены, а конечные, судя по всему, упускает.

Чтобы снизить оптовые цены на топливо для ДФО, в 2019 году был предложен механизм так называемого дальневосточного демпфера. Однако на практике он так и не был реализован, хотя в госбюджет поступают средства для выплаты за счёт специально созданной надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых на нефть.

Также 6 февраля 2020 года на совещании у зампреда Юрия Борисова было принято решение субсидировать грузоперевозчикам затраты на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом в направлении ДФО. Размер субсидии — 4000 рублей за тонну топлива, а цель - снизить цену на эту же величину. Однако до настоящего времени согласованная редакция этого проекта постановления правительства РФ не принята.

Российский топливный союз просит Мишустина дать поручение и принять меры, чтобы устранить существующий диспаритет оптовых и розничных цен. В том числе — ускорить реализацию принятого решения о субсидировании железнодорожных тарифов.

Как пишет правительство Приморья со ссылкой на экспертов, сложившаяся ситуация оказывает негативное влияние как на социальную обстановку, так и на ведение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, испытывающих трудности с приобретением моторного топлива. А это налоговые платежи, которые недополучает региональный бюджет.

Напомним, цены на топливо во Владивостоке на заправках, не входящих в крупные сети, продолжают расти. Также читатели VL.ru сообщают, что в разных районах Приморья, особенно отдалённых, уже есть дефицит топлива – его завозят раз в несколько дней, и на заправках собираются очереди.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта