Новости Владивосток

«Жилья не хватит»: глава Минвостокразвития призвал больше строить и расширять меры поддержки

На заседании правительственной комиссии отчитался министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. По словам Александра Козлова, в регионе нужно наводить порядок, расширять пакет федеральных мер поддержки, строить больше жилья и вкладываться в коммуникации. Он поразился ФАПам с печным отоплением и школьным туалетам на улице, а также попросил «Аэрофлот» не угрожать закрытием программы плоских тарифов на дальневосточные рейсы.

Жилая недвижимость

Министр отметил, что за восемь месяцев больше 9 тысяч человек взяли кредиты на приобретение нового жилья по программе «Дальневосточная ипотека». Программа пользуется спросом, но и проблемы есть.

Если взять объёмы ввода жилья, то в округе есть даже нулевые показатели, в частности, на Чукотке. В целом по ДФО цифры ниже среднероссийских, иногда почти в два раза. Этим вопросам требуется федеральная поддержка.

«Для начала мы собрали по субъектам ДФО всю базу молодых семей и участников программы «Дальневосточный гектар», которые хотели бы воспользоваться льготной ипотекой. Это 47 тысяч человек, которые хотят сегодня получить жильё в рамках этого проекта. Мы посмотрели предложения на строительном рынке Дальнего Востока. На данный момент первичный рынок может предложить только 15 тысяч квартир. Констатирую: жилья не хватит, если прямо сейчас не принять экстренные меры и не начинать строить. В маленьких городах это особенно чувствуется. Мы коллегам из Минстроя России дадим наши предложения по дополнительному стимулированию стройки на Дальнем Востоке. Надеемся, что нас отраслевые коллеги поддержат и мы вместе дадим дополнительные квадратные метры не только для многодетных семей», – сказал Александр Козлов.

Что касается конкретно «Дальневосточного гектара», который курирует Агентство по развитию человеческого капитала, то сейчас средний срок предоставления земли по заявлению – 32 дня. Программой воспользовались более 80 тысяч человек. Тем не менее к землям до сих пор не везде проложены коммуникации.

«Повысить объёмы строительства – это системная проблема, и справляться с ней необходимо на всех уровнях власти. Регионы должны определить перспективные земельные участки для комплексной застройки, сформировать потребности в инженерной и транспортной инфраструктуре, которую необходимо построить за счёт федерального бюджета», – предложил Козлов.

Коммуникации нужны и для многочисленных льготных режимов бизнеса, в том числе для развития малого и среднего предпринимательства. Резиденты ТОР неоднократно жаловались на сложности с технологическими подключениями, отсутствие дорог, электричества и других инженерных возможностей.

Бизнесу нужна инфраструктура

Режим свободного порта Владивосток – это подспорье для малого бизнеса, считает министр. Почти 2 тысячи предпринимателей благодаря порто-франко решили начать бизнес, 205 уже реализовали свой потенциал. Но это цифры по всему Дальнему Востоку. В Приморском крае, например, значительная часть резидентов – это не малый бизнес, а застройщики. Вообще порто-франко действует всего на 1% территорий и охватывает лишь 17% населения. Козлов отметил, что губернаторы неоднократно поднимали вопрос о распространении этих механизмов на весь Дальний Восток.

Также министр предлагает внедрить механизм вычета из будущих налоговых платежей нового предприятия тех затрат, которые инвестор понёс на создание внешней инфраструктуры. Это связано с тем, что государство не всем даёт субсидии на проекты по её созданию в размере, не превышающем сметную стоимость проекта. А с каждым годом реализуется всё большее число проектов, которым нужна инфраструктура.

«Мы уже подготовили соответствующий законопроект, внесли его в правительство, он согласован с нашими коллегами, Минтрансом, Минстроем, Минпромторгом, Минэнерго, Минэкономразвития и ГПУ Президента, но требует дополнительного обсуждения на площадке Минфина, – отметил Александр Козлов. – Мы согласны с позицией Антона Германовича [Силуанова, министра финансов]: не надо рождать новую сущность, не надо создавать новые дополнительные законы, можно просто предусмотреть это разделом в нашем новом кодексе для инвестора СЗПК. Мы находимся в рабочей версии сейчас, вам доложим по итогам того, как согласуем этот проект и этот документ».

ФАПы, школы и больницы

«Экономика – как фундамент, кошелёк для строительства больниц, школ, дорог. С этим на Дальнем Востоке, конечно, пока не очень хорошо обстоят дела во многих регионах. Но как только в дальневосточном «бумажнике» появились деньги, мы начали социальное обустройство», – доложил министр.

На сегодняшний день на ремонт и строительство социальных объектов выделено более 99 млрд рублей. В первую очередь строятся те муниципалитеты, куда приходят новые производства. За два года на Дальнем Востоке возвели 363 объекта, отремонтировали 243. Это больницы, дома культуры, физкультурно-оздоровительные комплексы и прочие объекты общего пользования.

Внедрена инвестиционная квота в 7,2%. Правда, в шести госпрограммах ещё не обеспечены установленные расходы. Это как раз самые болевые точки Дальнего Востока: информационное общество, развитие культуры, туризма, здравоохранения и рыбохозяйственного комплекса, защита от чрезвычайных ситуаций. Министр попросил правительство обратить на это внимание и оказать дополнительную поддержку.

«Когда мы готовили программу, столкнулись с тем, что, например, значится районная поликлиника. Провели инвентаризацию того, что там находится, а по факту это предбанник в деревянном доме с печным отоплением. По всем документам это больница. Или, допустим, Елизовская больница. Михаил Альбертович не даст соврать: её надо вычеркнуть из бумаг и вообще не вспоминать, что когда-то это называлось больницей. А там люди лечатся и лечились. Там нужно создавать новое учреждение. Или в отчёте написано: «школа в Северном посёлке», отлично, но в этой школе туалет для детей на улице. На Севере, где -50 °C зимой. В Москве о таких температурах, может, и не знают, и трудно представить, что первоклашка топает в подобное место на перемене. Так вот, у нас в программе мы посчитали ФАПы с печным отоплением: печки стоят в 1300 ФАПах – до сих пор на Дальнем Востоке, некоторые из них ещё и в приспособленных помещениях. И школы с уличными туалетами существуют. Вся эта информация сведена, и всё это зашито в эту программу. И километраж муниципальный, и многие другие номенклатуры нужно решать», – сказал министр.

Ещё один пункт национальной программы – доступность. На Дальнем Востоке 1834 населённых пункта, в 1614 из них живёт меньше 5000 человек. А городов, где больше 100 тысяч жителей, всего 12. И в нацпрограмме прописаны критерии этих населённых пунктов, чтобы люди понимали, какие соцобъекты должны быть – и в сёлах, и в городах.

На поддержку национальных проектов на Дальнем Востоке до 2024 года зарезервировано 460 млрд рублей. После анализа проектов соглашений, которые подписали губернаторы с отраслевыми коллегами, выяснилось, что 41 из 189 показателей не соответствует требованию «не ниже среднероссийского».

Льготные полёты

В прошлом году льготными авиабилетами воспользовались свыше миллиона пассажиров. Программа теперь работает круглый год, правда, субсидированные билеты заканчиваются почти мгновенно.

«Также не забываем и о программе плоских тарифов, которые «Аэрофлот» нам предоставляет. Хотелось бы обратиться к коллегам из «Аэрофлота»: не угрожать закрытием этой программы. Президент в 2019 году сказал, что эта программа Дальнему Востоку нужна. Для нас это очень важно – большие расстояния, и если стоимость билетов будет рыночной, то люди перестанут летать», – отметил Александр Козлов.

Что касается дальневосточной авиакомпании, которая будет обеспечивать перевозки внутри региона, то появился новый срок. До 10 сентября Минтранс и коллеги должны представить в правительство сценарий создания дальневосточной авиакомпании – в частности, по развитию парка воздушных судов, динамике пассажиропотока, параметрам и механизмам господдержки.

Сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс

Первым делом министр отметил инвестиционные квоты, которые позволяют обновлять суда и строить предприятия. За счёт квот 23 судна из 54 будут построены на Дальнем Востоке. Появится 14 новых заводов, шесть из которых уже построены. За счёт 25 лотов на вылов краба в федеральный бюджет поступило почти 100 млрд рублей. На них построят 31 судно-краболов, 15 из которых – на верфях Дальнего Востока.

С целью поддержки заказчиков этих судов и самих дальневосточных верфей Минвосток совместно с Минпромторгом и Минсельхозом подготовили механизм по субсидированию. 29 июля правительство утвердило данное постановление. Теперь необходимо, чтобы коллеги из Минпромторга обеспечили реализацию этого механизма и своевременную постройку судов вместе с предприятиями-исполнителями. Контракты между судовладельцами и заводами уже заключены.

В аквакультурной отрасли наконец-то внедрён цифровой интернет-сервис. На электронной карте инвесторы самостоятельно выбирают рыбоводный участок, подают заявку на его приобретение через систему электронных аукционов. За два года работы механизма бизнес получил в два раза больше акваторий, чем за предыдущие 20 лет. Максимум цена за участок поднималась в 32 раза. Теперь этот опыт хотят перенести на сельское хозяйство и лесную отрасль.

«У нас много неучтённых, устаревших сведений о наличии земель сельхозназначения. А инвесторы, готовые вкладывать деньги в растениеводство и животноводство, сталкиваются с тем, что земли как бы нет, но по факту она есть. Просто её никто не считал. Данные у нас до сих пор из прошлого века, а качество лесных насаждений проверяет лесник с тетрадкой в руках. О цифровизации в этой отрасли даже и не слышали. Оба сервиса сейчас у нас в разработке. По лесу готовы презентовать. По сельскому хозяйству взяли два пилотных региона – Амурскую область и Приморский край», – сказал Александр Козлов.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта