Новости Владивосток

Послевкусие ВЭФа: что потеряет приморский бизнес из-за отмены международного форума

Доходы бизнеса Владивостока от проведения Восточного экономического форума, по неофициальным оценкам, напрямую и опосредованно составляли 2-3 млрд рублей. В конце июня нынешнего года стало известно, что ВЭФ-2020 точно не состоится из-за пандемии коронавируса. Мероприятие, подобно Олимпиаде в Токио, перенесли на 2021 год. Рушатся планы инвесторов, срывается отдых московской бизнес-тусовки, и главное, местный бизнес лишается многомиллионных заказов от участников и организаторов форума. Что теряют приморские предприниматели от отмены ВЭФ и насколько велика «брешь», пробитая коронавирусом, VL.ru поинтересовался у игроков рынка.

Точки зрения собеседников VL.ru разошлись: одни оценивают потери в 2-3 млрд, другие — не видят большой проблемы в переносе форума. По мнению вторых, лишь попадая в обойму компаний, взаимодействующих с Росконгрессом - оператором ВЭФа, можно было стать субподрядчиком и получить мини-кусок финансового «пирога». Малый, а тем более микробизнес Приморья - многочисленные ООО и ИП, в ходе ВЭФ оказывался не у дел. Разве что предприниматель мог иногда пройти аккредитацию в качестве зрителя и окинуть взором масштабы происходящего.

«Простому смертному со своей продукцией туда не попасть. Нужно быть плотно аффилированным. Для подобных компаний отмена ВЭФ, действительно, удар, а для простого приморского бизнесмена — мало что значит. Значение ВЭФ для местного туризма также переоценено», - считают некоторые наши собеседники.

В то же время определённый заряд бизнес-бодрости мероприятия ВЭФ некоторым приморским компаниям, даже являющимся субподрядчиками, всё-таки давали.

Авторента осталась при своём

В компании «Рента-Восток» к отмене ВЭФ отнеслись спокойно, хотя ранее предоставляли автомобили представительского класса именно для гостей форума. Бронь на них ставили клиенты ещё в феврале именно для ВЭФ. Была востребована услуга аренды машины с водителем. Сегодня в автокомпании говорят, что спрос остаётся на прежнем уровне, а в сентябре просто будет немногим меньше.

В Alfa-car, машины которой составляли, по словам представителя компании, основной автопул Восточного экономического форума, думают, что принципиально на их работу отмена масштабного мероприятия не повлияет. Уже сегодня по мере снятия ограничительных мер в Приморье стали появляться командировочные. Даже нельзя сказать, какой автомобиль пользуется большим спросом, - берут все. Парк из 80 машин уже сдан в аренду. Основной доход бизнесу приносят контракты с коммерческими организациями через аутсорсинг.

Улица Дальнего Востока пока в планах

Сложность проекта «Улица Дальнего Востока», возведение которой было непосредственно приурочено к ВЭФ, заставила организаторов прийти к обоюдному решению: не рушить конструкции, а сделать объект стационарным, оставив его на три года на набережной кампуса ДВФУ во Владивостоке. Тем более по итогам открытых аукционов один выставочный комплекс региона обходился минимум в 20 млн рублей, а иногда превышал и 34 млн. Коронакризис не позволил воплотить планы в жизнь.

Как замечает генеральный директор РА «Эддисон» Антон Ходарковский, подготовка к проектам следующего ВЭФ ежегодно начиналась практически сразу после окончания самого форума. Уровень задач был настолько высок и сложен, а процедура согласования настолько многоступенчатая, что многие предложения со своей стороны местная компания формировала уже к новому году, понимая, что далее последуют корректировки.

«ВЭФ запускал целую цепочку мероприятий: концерты, спортивные состязания, презентации, деловые приёмы и т. п. В связи с его отменой вся цепочка потеряла актуальность. В то время как наши клиенты всегда ставили амбициозные задачи для претворения дизайнерских решений, производства, видеопродакшена и event-маркетинга, приуроченных к визиту высоких гостей. Сегодня часть задач у компаний осталась, но, конечно, не в таком объёме. Для нашего бизнеса отмена ВЭФ - это, скорее, дополнение к комплексу ограничительных мероприятий, выпавших на этот год. Я бы слукавил, сказав, что нам всё равно. Event-бизнесу, безусловно, интересен форум, он формирует новый уровень конкуренции, услуг, аккумулирует все творческие силы Дальнего Востока», - уверен Антон Ходарковский.

Владивостокская компания LMG, как застройщик многих площадок ВЭФ, также оказывала услуги MICE-туризма (деловой туризм, связанный с организацией и проведением корпоративных мероприятий).

«ВЭФ для нас был очень важен, так как наша компания перестроила всю концепцию работы на сложные федеральные проекты, ушли от локальной чехарды. Развивали интерактивные технологии, сложные инсталляции, прокачивали навыки команды в новых технологиях выставок и медиа.

Отмена ВЭФ буквально лишила местный рынок развития. Здесь действительно остро ощущается безденежье и отсутствие тяги к инновациям, а подобные проекты растят рынок, развивают сотрудников. ВЭФ дал толчок развитию многих секторов в бизнесе. Как в сервисе, гастрономии, так и в узком направлении - уровне мероприятий, выставочных технологиях и т. п. Московские коллеги из индустрии показали нам, как претворять в жизнь самые современные методики проведения подобных мероприятий. Такого здесь не было никогда. На ВЭФ мы обслуживали до десяти крупных проектов, что позволяло заработать компании 50% всей выручки», - делится переживаниями руководитель рекламного агентства LMG Вероника Марнова.

«Мы старались аутентичность регионов связать с современностью. С февраля каждого года начиналась подготовка концепций проектов, а с лета - стройка. Для нас всегда был важен процесс реализации, когда видишь логическое завершение своей работы, испытываешь необыкновенное ощущение. Здесь вкладываешь душу по-настоящему. Стоит только вспомнить крышу павильона Республики Саха (Якутия), выполненную в форме огранённого алмаза. Даже у строителей сердце обливалось кровью, когда они рушили конструкции после очередной «улицы», - рассказывают сотрудники агентства.

Туризм на якоре

По словам коммерческого директора компании «Билетур» Татьяны Солодовниковой, компания являлась основным экскурсионным оператором ВЭФ, а в круг обязанностей входило приобретение билетов во владивостокскую Мариинку и филармонию.

«Наш функционал также предусматривал экскурсионное обслуживание на яхтах, такой вид бизнеса у «Билетур» выведен отдельно. Мы обслуживали фуршеты на катерах для российских и зарубежных компаний, принимающих участие в ВЭФ, и во внутренних залах кампуса. Сегодня, конечно, ни о чём подобном думать не приходится. Хотя в самом конце мая и начале июня надежда, что мероприятие состоится, ещё была жива.

Однако сегодня даже не отмена ВЭФ нас тревожит больше, как в целом ситуация, связанная с пандемией и переходом к очередному этапу снятия ограничительных мер в Приморье. В то же время мы видим, как Владивосток переполнен туристами из сопредельных регионов, им буквально нечем заняться. А в это время наша компания и другие коллеги по рынку не имеют права проводить экскурсии — ни пешие, ни морские в составе более пяти человек, даже в масках. Наша компания очень ожидала разрешения на коллективные мероприятия — закупили на яхты санитайзеры, перчатки, маски. Но обращения в правительство Приморского края пока не дали результата. А тем временем нелегальный бизнес процветает, по городу водят пешие экскурсии какие-то странные личности, незарегистрированные компании предлагают услуги яхтинга. В это время мы - добропорядочные и честные - теряем бизнес. Да, проводятся онлайн-конференции о том, как хорошо бы было привлечь жителей с запада России к нам в Приморье. И мы знаем, что показать туристам. Но всё дело упирается в огромные авиатарифы. Кто к нам может полететь за такие цены? Даже сегодня, когда возможность отдыхать за рубежом исчезла, вряд ли кто из простых россиян найдёт средства посетить Дальний Восток», - считает Татьяна Солодовникова.

Без банкетов и фуршетов

Владивостокский кейтеринг также потерял часть доходов от отмены ВЭФ, ведь для питания гостей форума привлекались достаточно известные ресторанные сети.

Шеф-повар и учредитель выездного ресторана «Владфуршет» Алексей Гордов вспоминает большой объём заказов, который поступал в компанию на период ВЭФ. Причём одни могли быть оговорены заранее, а другие поступали совсем внезапно, как подготовка за день обслуживания для парусной регаты. Сопутствующие выездные фуршеты проводили на яхтах, катерах и для волонтёров ВЭФ.

Несмотря на то, что в рамках государственного заказа финансирование было достаточно бюджетным, потеря от отмены ВЭФ во Владивостоке для компании в данном случае не столько материальная, сколько имиджевая. Участие в столь значимом событии всегда поднимает престиж организации. В этом году пандемия существенно изменила планы, не скрывает сожаления Алексей Гордов.

Технический персонал для обслуживания ВЭФ часто был завозной — прибывал вместе с участниками и их экспозициями. Но благодаря приезжей публике гостиницы Владивостока были заполнены — там расселяли даже охрану и радиоэлектронщиков. Росконгресс заранее всё осматривал, бронировал и занимал места для зарегистрированных гостей, а право на номер в хорошем отеле входило в пакет участника.

Даже городской общепит за счёт приезжающих мог увеличить обороты, пусть ненамного, но и такой приток денег в любом случае нелишний. «ВЭФ консолидировал потоки, и те, кто не получал прибыль напрямую, крутились вокруг», - такое однозначное мнение высказывают рестораторы и отельеры города.

«Безусловно, как отель, принимающий гостей форума на ежегодной основе, предоставляя номера, необходимые площадки для встреч, питание и обслуживание, мы расстроены решением об отмене ВЭФ. Но так же понимаем его адекватность и своевременность ввиду ситуации в городе и регионе. Ни одно мероприятие не заменит того масштаба, в котором проводится ВЭФ. Тем более учитывая тот факт, что сегодня проведение мероприятий и массовые скопления людей запрещены на региональном уровне», - говорит менеджер по маркетингу и рекламе AZIMUT Отель Владивосток Анастасия Ночевная.

Директор праздничного агентства «Кураж» Оксана Ивлева считает, что сегодня от отмены ВЭФ пострадали многие компании, завязанные на event-мероприятия, - ведущие, музыканты и обслуживающий персонал в целом.

«Мы предоставляли шатры для столь значимого мероприятия и обслуживали развлекательную часть программ, активно взаимодействовали с фестивалем дзюдо, играми го, мероприятиями, связанными со «Сколково». Переговоры по их сопровождению начинались буквально с февраля каждого года. Решение об участии в таких событиях, как правило, принимали ровно за год, на очередном ВЭФ. Поэтому мы ещё в марте поняли, что форум будет отменён. Столь масштабную работу невозможно реализовать за пару месяцев. Хотя на нашей памяти были и авралы. Мы были плотно завязаны на целый комплекс мероприятий и сегодня понимаем, что теряем по-крупному. Но просто так мы не можем оставить бизнес, иначе он просто исчезнет. В этом году и по причине отмены ВЭФ, и в первую очередь из-за пандемии коронавируса вынуждены развёртывать наши шатры и выходить буквально в ноль, чтобы сохранить оборудование», - рассказывает Оксана Ивлева.

Суть потерялась за праздничной суетой

Вице-председатель «Опоры России» в Приморском крае Юрий Рябко считает, что пока сложно относиться к ВЭФ как к какому-то драйверу для Владивостока. Это временная вспышка специфического спроса.

«Не станем, как аборигены, простодушно радоваться приезду 3000 человек, которые могут тратить в ресторанах по 10 000 рублей зараз. За праздной суетой из поля зрения ускользает основной вопрос - для чего в принципе проводят ВЭФ? Какова его роль для резидентов свободного порта Владивосток (СПВ)? Закон о создании СПВ — это реализация главного тезиса президента предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегчённым таможенным режимом. Закон является фундаментом, своего рода экономическим строем для территории, в то время как таможенное администрирование — это надстройка, которая должна соответствовать в своей политической и правовой части базису», - считает наш собеседник.

«Мы находимся здесь в окружении азиатских государств с тысячелетней историей сложных взаимоотношений, появившись на военном транспорте «Манджур» как европейское присутствие менее 200 лет тому назад. И никто нам просто так не открывает, по-соседски, свои внутренние рынки для переработанных и даже глубоко переработанных товаров. Когда-то, при начале освоения Дальнего Востока, мощные экономические реформы привели к созданию ДВЖД, КВЖД - освоению русского Харбина и, конечно, самого Владивостока. Теперь программа не предусматривает развитие нашего города как приоритетной военно-морской базы, хотя тельняшки надеть всегда готовы. Мы стремимся стать местом, где тихоокеанские страны обмениваются товарами в условиях созданного Россией привлекательного и облегчённого таможенного режима, транспортным коридором между Китаем и Японией и даже США. Несмотря на проведение пяти ВЭФ, этот потенциал по сей день остался неиспользованным, а миссия СПВ - неопределённой», - полагает Юрий Рябко.

Яна Мальцева


ВЭФ в 2019 году — newsvl.ru ВЭФ в 2019 году — newsvl.ru Улица Дальнего Востока на ВЭФ-2019 — newsvl.ru Океанский лайнер служил гостиницей для гостей ВЭФ — newsvl.ru
ВЭФ в 2019 году — newsvl.ru ВЭФ в 2019 году — newsvl.ru Улица Дальнего Востока на ВЭФ-2019 — newsvl.ru Океанский лайнер служил гостиницей для гостей ВЭФ — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта