Новости Владивосток

Профильные классы и годовой проект: министр образования Приморья рассказала, как новые стандарты повлияют на учёбу старшеклассников (ФОТО)

В ходе пресс-конференции 6 июля министр образования Приморья Наталья Бондаренко рассказала о новом Федеральном государственном стандарте среднего общего образования (ФГОС), который вступает в силу в стране с 1 сентября. Теперь старшие классы будут разделены на профили, а ученики обязаны будут готовить индивидуальный проект – некое подобие курсовой. Общая нагрузка на учеников снизится, появится возможность заниматься теми предметами, которые им нужны и интересны, отбросив второстепенные дисциплины, ранее бывшие обязательными, – например, географию или химию. Новые стандарты коснутся лишь тех, кто в этом году идёт в 10-й класс.

Как объяснила Наталья Бондаренко, ФГОС для старших классов был принят ещё в 2012 году, но вступает в силу по всей стране в обязательном порядке лишь в 2020 году. Ранее стандарты ввели для младших и средних классов, но, как отметили в краевом минобре, ученики это не сильно почувствовали. А вот образование в старших классах изменится значительно. Самое главное изменение – профильные классы. 

Всего предполагается пять профилей: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Ранее в школах края проходили опросы, чтобы определить – в каких дисциплинах ученики нуждаются больше всего.

«Школа сама определяет, по каким профилям она будет учить, – отметила Наталья Бондаренко. – Критериями служат две позиции: материально-техническая база – будет более чем странно, если школа заявит естественно-научный профиль, а там нет даже кабинета физики, оснащённого по всем требованиям. А второе – кадровый состав. Если в отдалённой школе физику ведёт математик, например, опять же будет очень странно, если они выберут этот профиль. В этом случае есть универсальный профиль, который позволяет любой школе составить учебный план с набором тех базовых предметов, которые обязательны для обучения (их восемь), а затем нескольким группам учеников предусмотреть возможность углублённого изучения каких-то предметов».

По плану минобра, на 60% учебный план будет составлять школа из обязательных предметов, на 40% – участники образовательного процесса. Старшеклассник минимум должен получить 2170 часов образования. Обязательных дисциплин всего восемь: русский язык, математика, литература, история, обществознание, физкультура, ОБЖ и астрономия. А география, информатика, английский, химия или углублённое изучение той же математики или русского уже являются необязательными. Их вписывают в учебные планы в школах, решая самостоятельно, на какой из предметов сколько часов выделить – это зависит от выбранного профиля и запросов учащихся. Максимальная нагрузка: 34 часа при пятидневной неделе и 37 – при шестидневной.

Ещё одно важное изменение – индивидуальный проект (один или несколько), над которым старшеклассники будут работать все два года. Оценка за него в итоге попадёт в аттестат. Этот проект – некое подобие курсовой и по идее должен поддерживать интерес ученика к выбранной теме, а также готовить его к учёбе в университете. При этом процесс работы над проектом обязательно должен сопровождать педагог-тьютор, для этого будут выделены индивидуальные проектные часы. 

Также новые стандарты дают возможность создать элективные курсы для изучения тех или иных проблемных тем. Так, например, если у учеников просели дроби – в течение четверти или двух им могут организовать интенсивные занятия по этой теме. Элективные курсы становятся для учеников обязательными.

При этом дети должны иметь возможность в нужный момент корректировать свою учебную программу, с изменением жизненных и любых других обстоятельств – Бондаренко привела довольно яркий пример того, как в один момент желания ребёнка могут измениться: «У нас сейчас период сдачи ЕГЭ, и понятно, что биологию и химию выбирают ребята, которые идут в медицинский. А так как есть существенные изменения [из-за ситуации с коронавирусом], часть ребят отказались от этой идеи, а часть, наоборот, выбрали медицину и соответствующие предметы, захотели спасать человечество. В 16 лет не каждый может сразу определиться со своей будущей профессией».

Сложнее всего перестроиться педагогам, школам и всей системе образования. Теперь ставка учителя географии или химии будет напрямую зависеть от того, захотят ли у него учиться дети: школьники, в буквальном смысле слова, «голосуют ногами», выбирая тот профиль, педагога и дисциплины, которые им наиболее интересны и приятны. Ничего не мешает записаться на уроки физики не в свою школу, а, например, в соседнюю, с более сильным преподавательским составом – такие возможности предусмотрены стандартами. И в краевом минобре предполагают, что потребность в преподавателях разных направлений тоже изменится. 

«Я не знаю, нужно ли нам столько учителей. Школам придётся изменить работу. Преподаватели хотят сохранить своих учеников, особенно сильных, им нужно подстраиваться. Ведь если все дети пойдут в другую школу, мы пересчитаем субвенции, и учреждение просто не получит денег. По идее, гуманитарных классов должно стать больше. 

Если учителя не будут биться за объём учебной нагрузки, который был всегда, а пойдут в защиту интересов ребёнка, то однозначно количество нагрузки должно поменяться, снизиться. Либо вам к 17 предметам готовиться, либо к 12, когда глубже копаешь – качество растёт. Да и когда ребёнок занимается тем, что ему интересно, – всегда получается лучше. 

Вместе с тем мы все в плену стереотипов. И есть соблазн переписать старый учебный план, назвать его универсальным, поставить то же количество предметов, собрать всё, что было раньше, чтобы не пострадали учителя, и ехать в том же поезде дальше, образно говоря. Это всё связано с человеческим фактором, каких-то объективных препятствий для Приморского края я вообще не вижу, особенно для школ сильных, мотивированных», – заметила краевой министр образования.

В минобре предполагают, что с учётом изменений возрастёт потребность в тьюторах, психологах, которые смогут выявить интересы ребёнка, помочь с профессиональной ориентацией и выстроить образовательный процесс. Дети разные: и когда одних устаревшая система образования сдерживает, другим, наоборот, требуется больше внимания педагога – а в классах, как правило, равняются на некоего «среднего» ученика. Теперь учителя должны стать «направляющей силой», а у ребёнка появится больше самостоятельности – это поможет и успешнее социализироваться в вузе.

В качестве примера Наталья Бондаренко привела школу № 7 в Находке, где в двух младших классах в качестве эксперимента перешли на предметное обучение, как у взрослых. И этот опыт оказался позитивным: в средней школе ученики показали более высокие результаты, потому что были готовы слышать разных педагогов. Этим удалось решить и проблему с нехваткой учителей младших классов.

Ещё один интересный пример современного образования – Пермская область, где реализовали проект «Мобильный учитель». В сельских школах, где зачастую не хватает педагогов по некоторым направлениям, учителям-предметникам купили автомобиль, и они ездили вести уроки в несколько населённых пунктов. В свободное время машину учителя использовали в личных целях. 

Важно отметить, что новые стандарты в 2020 году коснутся только тех, кто идёт в 10-й класс. А вот одиннадцатиклассники будут доучиваться по-старому. С учебным планом каждой школы можно ознакомиться на сайтах образовательных организаций или в системе «Сетевой регион», в разделе «Ресурсы».


 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта