Новости Владивосток

Обнуление, пожизненные сенаторы и вера в Бога: разбираемся, что изменит поправка в Конституцию, а что — нет

1 июля должно состояться голосование по поправке в Конституцию РФ. Высказаться за или против всех изменений сразу можно будет и в течение шести дней до основного дня голосования – с 25 по 30 июня. В основной массе граждане России знают об обнулении и нескольких, наиболее разрекламированных тезисах. Пока одни называют содержание поправки популизмом, другие указывают на опасность отдельных изменений. Так, закрепляется «суперпрезидентский» статус республики и ослабляется роль местного самоуправления. VL.ru подготовил обзор всех изменений.

Хоть изменения и представляют как единую поправку, но по сути они отразятся на самых разных сферах нашей жизни: от общего устройства государственной власти до прав каждого отдельного гражданина. За всё это предлагается голосовать «оптом», не разделяя на нужные и бесполезные, а может, даже и опасные новшества.

Роль президента

Среди поправок выделяются те, что касаются президента Российской Федерации. Обнуление сроков действующего на момент поправок руководителя государства (ст. 81, п. 31) позволит Путину баллотироваться снова в 2024 и 2030 годах. Два максимально возможных срока президентства закрепляются благодаря исключению слова «подряд» (ст. 83, п. 1). И об этих изменениях уже все знают.

Вместе с тем поправками усиливается и закрепляется роль главы государства — и без того президентская республика становится «суперпрезидентской» уже на бумаге.

Если захочет, президент может оспорить любой закон, принятый Госдумой и Совфедом в Конституционном суде (ст. 107, п. 3). Если не подтвердится конституционность этого закона, то президент возвращает его в Госдуму без подписания. Раньше президент мог воспользоваться лишь правом вето и вернуть не понравившийся документ сенаторам. А при повторном одобрении Совфеда был обязан его подписать в течение семи дней. Кстати, членов Конституционного суда президент сам и выбирает, а Совфед согласовывает.

Президент РФ будет осуществлять общее руководство правительством (ст. 83, п. «б»). Также теперь глава государства может сам решать, какими федеральными органами будет руководить он, а какими займётся премьер-министр (ст. 83, «б1»). Ранее в тексте Конституции власть над министерствами никак не делилась между президентом и председателем правительства. Премьер был единственным руководителем кабинета министров.

Премьера президент выбирает сам, но затем обязан представить его Госдуме (ст. 83, «а»). Когда депутаты утвердят кандидатуру, глава государства вправе назначить его на этот пост. Ранее в Конституции была размытая формулировка: «назначает с согласия Государственной Думы».

Без участия Госдумы президент назначает и снимает с должности министров и прочих руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения ЧС, общественной безопасности (ст. 83, «д1»). Главе государства достаточно лишь проконсультироваться с Советом Федерации, в который он, кстати, теперь сможет назначать до 30 своих представителей. По сути же консультация его ни к чему не обязывает. Ранее председатель правительства формировал кабинет министров сам и предлагал его состав главе государства. Назначить министра президент мог, только исходя из полученных от премьера предложений.

Если раньше в Конституции была предусмотрена лишь отставка всего правительства целиком, то теперь президент может снять отдельно председателя правительства, министров и руководителей федеральных органов власти, которые подчиняются главе государства (ст. 83, «в1»). Также президент может отправлять в отставку судей Конституционного и Верховного суда (включая председателей с их заместителями). Он вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий в соответствии с федеральным конституционным законом. Ранее этой нормы в Конституции не было (ст. 83, «е3»).

В обновлённой Конституции может появиться формулировка «президент, прекративший свои полномочия». Глава государства после прекращения исполнения полномочий обладает неприкосновенностью (ст. 921) и пожизненно входит в Совет Федерации (ст. 95, п. 2, «б»). Правда, он ещё может быть лишён неприкосновенности по решению Совфеда, если Госдума выдвинет обвинения (ст. 102, п. 1, «е»).

Совфед, Госдума и правительство

Совет Федерации, как верхняя палата российского парламента, по сути представляет собой палату регионов. Он формируется из сенаторов от краёв, областей и округов всей страны, которые представляют и отстаивают интересы своих регионов на федеральном уровне. Президент может назначать туда несколько своих представителей, но большую часть делегируют именно субъекты Федерации.

Поправка в Конституцию меняет состав верхней палаты парламента. Президент сможет назначать туда до 30 своих представителей, из них семь — пожизненно (ст. 95, п. 2, «в»). Назначать можно граждан, «имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности» (ст. 95, п. 5), - по сути кого угодно. Сейчас в Совфеде сенаторов, назначенных президентом, может быть не более 10% от общего числа (оно постоянно меняется, в 2019-м было 187 человек). То есть 30 представителей — это в полтора раза больше, чем раньше. Не считая пожизненных (чего раньше вообще не было), сенаторы занимают свои посты 6 лет — теперь это закреплено в Конституции (ст. 95, п. 6).

Напомним, именно в Совфеде заготовлено место и для главы государства, прекратившего исполнять свои полномочия, то есть после окончания президентского срока.

Полномочия Совета Федерации сокращаются до уровня «согласования». Если раньше сенаторы сами назначали судей Конституционного и Верховного суда, то теперь они делают это только по представлению президента (ст. 102, п. 1, «ж»). Генерального прокурора и его заместителя они тоже раньше назначали сами, а теперь лишь «проводят консультации» по предложенным президентом кандидатурам (ст. 102, п. 1, «з»). Назначение и отстранение председателя Счётной палаты и половины аудиторов теперь сенаторы тоже производят не сами, а только по президентскому представлению (ст. 102, п. 1, «и»). То есть в итоге это будут выбранные главой государства люди, лишь согласованные с сенаторами.

Появились у Совфеда и новые функции, например, консультировать президента по «силовым» министрам (ст. 102, п. 1, «к») и слушать ежегодный доклад генпрокурора. Ещё одно новое полномочие - лишать неприкосновенности президента, но только прекратившего исполнение своих полномочий (ст. 102, п. 1, «м»).

Полномочия Государственной думы тоже изменились, хоть и не так значительно. Депутаты больше самостоятельно не назначают и не отстраняют от должности заместителя председателя Счётной палаты и половину от общего числа аудиторов, а тоже делают это по представлению президента (ст. 103, п. 1, «д»). Взамен кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров теперь должны быть утверждены Госдумой (ст. 103, п. 1, «а1»). Ранее в Конституции была формулировка лишь о «даче согласия». А вот президент теперь не вправе отказать кандидатам, которых утвердила Госдума.

Правительство в своей работе теперь должно опираться, помимо прочего, на распоряжения и поручения президента (ст. 115, п. 1). Раньше были только федеральные законы и указы. А премьер-министр «несёт персональную ответственность» перед президентом (ст. 113). Ещё правительству добавили полномочий, точнее, записали в ведение кабинета министров вопросы «поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей», «сохранения и развития научного потенциала РФ», создания доступной среды для инвалидов, поддержки волонтёров, развития системы экологического образования и формирования ответственного отношения к животным (ст. 114, п. 1). Так или иначе, профильные министры ведают всеми этими вопросами и без закрепления в Конституции.

В Конституции впервые упоминается Госсовет, а его формирование записали в полномочия президента (ст. 83, «е5»). Формально же этот совещательный орган появился ещё в 2000 году. С тех пор изменения в Основной закон вносились три раза, но Госсовет там до сих пор не фигурировал.

Местное самоуправление

С принятием поправок существенно возрастает влияние федеральных и краевых властей на органы местного самоуправления — администрации городов, сёл и прочих муниципальных образований, а также местные Думы и Советы. В столице Приморья это администрация города и Дума Владивостока.

Осталась неприкосновенной ст. 130, по которой население самостоятельно решает вопросы местного значения, может осуществлять местное самоуправление с помощью выборов, референдумов и других форм прямого волеизъявления.

Однако появляется два новых пункта в следующей ст. 131, которые напрямую противоречат предыдущей статье. По новым нормам (ст. 131, п. 11), федеральные и региональные власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления (Дум, Советов, городских администраций), назначать и снимать должностных лиц - мэров и председателей. Во Владивостоке так происходит уже несколько лет: мэров Виталия Веркеенко и Олега Гуменюка выбирали не жители, а специальная комиссия из депутатов и представителей краевых властей.

Другой новый пункт (ст. 131, п. 3) даёт возможность федеральным законом устанавливать особенности работы местных Дум и Советов, как органов публичной власти. Например, можно будет забрать у местных администраций и депутатов отдельные полномочия или, напротив, обязать их выполнять решения, спущенные с федерального и регионального уровней.

Иностранный вопрос

Среди новых положений Конституции - запрет сенаторам, министрам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство или вид на жительство (закреплено, что у президента его вообще никогда не должно было быть), а также иностранные счета. Недвижимость и прочие материальные активы в поправке не упоминаются.

Согласно новой редакции ст. 79, решения межгосударственных органов, принятые на основании международных договоров РФ, можно не исполнять — если они противоречат Конституции. А решать это будет Конституционный суд (его состав, напомним, выбирается президентом и лишь согласовывается с сенаторами). Непонятно, как это сочетается с остающимся неизменным п. 4 ст. 15 главы 1 Конституции, где закреплёно верховенство правил международного договора над российским правом. К слову, чтобы поменять эту главу, придётся проводить полноценный референдум, а не условное голосование.

Новая статья 671 закрепляет, что Российская Федерация является правопреемником Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении обязательств и активов Союза ССР за пределами РФ. Раньше это и так было закреплено двусторонними и многосторонними договорами СССР.

Новым пунктом 21 ст. 67 Россия обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности, то есть не допускаются действия по отчуждению части территории страны. По новой ст. 791 Российская Федерация принимает меры, в том числе по недопущению вмешательства во внутренние дела государства. А согласно п. 3 ст. 69 Россия теперь оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом. Всё это, кстати, уже закреплено федеральными законами.

Социальная поддержка

По новым нормам государством гарантируется МРОТ не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (ст. 75, п. 5). В Конституции закреплена индексация пенсий не реже одного раза в год (ст. 75, п. 6) и гарантируется обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка, индексация пособий и иных социальных выплат (ст. 75, п. 7). Всё это уже происходит и без внесения в Конституцию.

Про Бога, семью и Отечество

Много шума уже наделала поправка о «памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога» — впервые в Конституции появляется не абстрактная религия, а само слово Бог. Его вписали в главу 3 — о федеративном устройстве, в контексте исторически сложившегося государственного единства.

Защита «брака как союза мужчины и женщины» также оказалась в главе о федеративном устройстве, а именно в составе нового пункта «ж1» ст. 72. 

Рядом с перечислением областей, краёв и округов, сразу после ст. 67 о территории Российской Федерации, появляется новая ст. 671. Её наиболее разрекламированные пункты процитируем полностью:

п. 2. Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство.

п. 3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

п. 4. Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берёт на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Напомним, десятки изменений — от президентских сроков до «веры в Бога» — выносятся на голосование одной поправкой. То есть граждане не смогут выбрать, что из этого поддержать, а от чего отказаться. Место для галочки в бюллетене будет только одно.

Кстати, общенародное голосование по нормам самой Конституции в текущей ситуации не требуется, ведь изменения не затрагивают её основные положения - главы 1, 2 и 9. Достаточно было получить одобрение Госдумы, Совфеда и региональных парламентов, как это было в случае с поправками в Основной закон образца 2008 и 2014 годов. Однако на этот раз некое голосование вписали в сам законопроект о поправке. Нормам оно не противоречит, но и не подчиняется требованиям к общенародному голосованию, закреплённому в Конституции, например, о минимальной явке более половины зарегистрированных избирателей.

Полный текст поправок можно посмотреть в соответствующем разделе на сайте Государственной думы РФ. А «Ведомости» опубликовали обновлённую версию Конституции уже со всеми поправками.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта