Новости Владивосток

Великий туристический исход: приморский бизнес оценивает потери от эпидемии коронавируса

Ограничение авиасообщения с Китаем и Южной Кореей ударило по нарождающемуся туристическому бизнесу Владивостока. Гостиницы, общепит и торговля уже фиксируют спад, но отмечают, что первые месяцы года – не сезон для путешествий во Владивосток. Поэтому глубина «коронавирусного» кризиса станет понятна ближе к лету, а отложенный эффект запрета авиасообщения может продлиться до конца 2020-го. На этом фоне выигрывают те предприниматели, кто делал ставку не только на азиатских туристов, но и на российских. Одновременно спад ощутил и бизнес, завязанный на импорт и экспорт китайских товаров.

Приморье занимает третье место по притоку иностранных туристов в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. За 2019 год с деловыми, туристическими и частными целями край посетили 370 730 китайских путешественников (+1,5% за год) и 299 696 гостей из Южной Кореи (+35%). Японских туристов в край приезжает в разы меньше – за 2019-й их было всего 34 917 человек, хоть это и на 71% больше, чем годом ранее. Учитывая такой объем, гости из Страны восходящего солнца не смогут компенсировать потерю полумиллионной армии туристов из Китая и Кореи.

При этом, по данным Приморскстата на конец 2019 года, официально в крае 10 670 человек работали в сфере гостиничного бизнеса и на предприятиях общественного питания.

«Корейский» чек обнулился

«Как я оцениваю снижение продаж в связи с коронавирусом? – задается риторическим вопросом учредитель крупного магазина сувенирной продукции, ориентированной на китайских и корейских туристов. – Все просто, захожу в зал и вижу, что он пуст, и так фактически целыми днями после запрета на авиаперелеты из Сеула. Чувствительно было потерять и китайскую аудиторию, но признаться, основной чек все же приносили туристы из Страны утренней свежести. Меня сейчас часто спрашивают поставщики, ну зачем закрыли авто- и авиасообщение с Китаем и Южной Кореей, ведь вирус не страшнее, чем обычный грипп, а мы теряем обороты. Своей компании мы даем полгода. Если вся эта история с коронавирусом не закончится, то закроем салон. Аренда будет для нас неподъемной. Но потом мы вновь восстанем как «феникс из пепла», так уже было не раз после кризиса 2008 года (тогда закрыли восемь своих точек) и атипичной пневмонии. Словом, начинать с начала нам не впервой».

Как рассказывают собеседники VL.ru, две торговые точки сувениров, ориентированные на иностранцев, предприниматели уже закрыли в здании морского вокзала Владивостока и в ТЦ «Центральный».

Отъезд иностранных туристов больно ударил и по гастрономической индустрии Владивостока. За последние два года в центре города открылось много заведений, специализирующихся на морепродуктах, – корейские и китайские гости были их основной аудиторией.

В крабетерии на Фокина как никогда много свободных мест. Разве что японская пара, заказав краба, традиционно делает фото деликатеса.

Кафе «Ух ты, блин» сегодня тоже богато на свободные места. «Обычно в день мы успеваем пробить до 300 чеков, сегодня в 8 вечера вы лишь 150-е. Комментарии излишни», – рассказали корреспонденту в известной блинной.

Как говорит администратор мини-гостиницы на ул. 1-й Морской во Владивостоке, проблемы с наполняемостью таких отелей появились сразу, хотя основной удар бизнес гостеприимства ощутит в июне. А сейчас традиционно низкий сезон, и убытки пока не столь очевидны. Если крупные гостиницы зависят в первую очередь от китайских туристов, которые путешествуют организованными группами, то хостелы потеряли гостей из Южной Кореи, прилетавших во Владивосток самостоятельно семьями или компаниями друзей. По мнению администратора, хостелы вряд ли ждет повальное закрытие, а вот уровень сервиса может упасть. Сначала это отразится на качестве раздаточного материала – рекламных буклетах и картах. Далее могут урезать зарплату персоналу, сократить бюджет на продукты для завтраков.

Уже сегодня пустеют номера в хостеле Sity&Море Sea на Фонтанной – на дверях там висит говорящая вывеска: «Есть свободные места». В хостеле Gallery&More на Фокина рассказали, что отъезд корейских туристов сегодня, конечно, заметен, но изначально гостиница была заточена на россиян из других городов и приезжих из Японии.

В хостеле Aloha также фиксируют спад туристической активности на 50%. Большие надежды были связаны с открытием рейса Владивосток – Токио, который запустила Japan Airlines. Под него в небольшой гостинице на Океанском проспекте бронировали туры японские туристы. После активизации коронавируса примерно 80% заказов было отменено.

Несколько хостелов в центре Владивостока и вовсе готовы свернуть свою деятельность – такой информацией они делятся с коллегами.

Гостиницы сохраняют спокойствие

В более выигрышной ситуации оказались гостиницы, ориентированные на российских туристов и бизнес-путешественников. Для них потеря азиатских гостей не станет фатальной.

«Эпидемия коронавируса, безусловно, затронула различные сферы деятельности нашего края. Но для всех нас главное в этой ситуации – сохранять спокойствие и быть более внимательными к каждому гостю. Так как AZIMUT Отель Владивосток – бизнес-отель, большая часть его гостей – это жители России, которые прибыли в Приморский край по деловым вопросам, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска и других городов, поэтому объем корпоративного сегмента и бизнес-групп растет. Одновременно считаем, что обстановка в крае стабильна, ситуация с вирусом не вызывает опасений», – замечает менеджер по маркетингу и рекламе AZIMUT Отель Владивосток Анастасия Ночевная.

Единственное в Сибири и на Дальнем Востоке казино Tigre de Cristal пока не подвело итоги работы за 2019 год. Но основной поток туристов обеспечили северные провинции Китая, Южная Корея и Япония. Сейчас представители резидента развлекательного курорта «Приморье» отметили, что ежегодно в январе и феврале китайские гости разъезжаются по домам на празднование восточного Нового года. В связи с этим поток туристов в Tigre de Cristal в январе-феврале 2020 года снизился не так сильно, как если бы это происходило в пиковые летние месяцы.

С точки зрения президента Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров Романа Иванищева, который также возглавляет общественный экспертный совет по развитию туризма при губернаторе Приморского края, гостиничный бизнес региона сегодня страдает не меньше, чем все сопредельные отрасли – продуктовый ретейл, где любили делать покупки китайские туристы, салоны ювелирных изделий, кафе и рестораны. Да, гости из Южной Кореи более самостоятельны и платежеспособны, но и китайского туриста не проведешь. К сожалению, коронавирус, кроме явных проблем для здоровья, имеет и отложенный отрицательный эффект для бизнеса: даже если авиаперелеты в Южную Корею и пассажирское сообщение с Китаем будут открыты в ближайший месяц, иностранный турист вряд ли так быстро вернется во Владивосток. На волне ажиотажного обмена билетов он изменит свои планы, полетит на отдых в другие открытые страны. А в Приморье последствия коронавируса будут ощущаться как минимум до конца текущего года.

По мнению Романа Иванищева, удар COVID-19 по сфере гостеприимства в Приморье сопоставим с 2008 годом – периодом ввода пошлин для праворульных автомобилей. Столь сложно взращиваемые ростки на туристической ниве незаслуженно гибнут. Сколько времени было потрачено на убеждение хозяев приморских гостиниц и ресторанов сделать меню и все рекламные материалы хотя бы на английском языке, сколько обучающих тренингов на иностранном языке для официантов проведено... Но как только пошел реальный приток туристов, все образовалось само собой: появились не только англоязычные меню, но и все сопутствующие материалы на китайском, корейском и японском языках. Сегодня надо понимать, что гастрофестивали корюшки, мидии и краба без туристов тоже испытают серьезный спад посещаемости.

Автобусы остались на приколе

По словам председателя Приморской организации профсоюзов работников автотранспорта и дорожного хозяйства Юрия Пошивайло, с конца января 2020 года около 2000 сотрудников транспортных предприятий края, от водителя до генерального директора, находятся в отпуске без содержания. Сначала срок незапланированного простоя был ограничен 1 марта, сейчас до 1 апреля. Вполне возможно, что мораторий на поездки в КНР и обратно будет продлен до конца апреля.

В свое время профсоюз добивался создания качественного автопарка, в итоге многие транспортные компании взяли кредиты и оформили технику в лизинг. Теперь на стоянках можно увидеть лишь ряды новых автобусов. Поэтому первичные профсоюзные организации автопредприятий, которые работают на китайском направлении, в том числе «Приморавтотранс», «Приморье», подняли вопрос компенсаций транспортной отрасли нашего края. «Мы обратились и к премьер-министру страны, и в центральный комитет Российского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Один из пунктов петиции – выделение субсидий на заработную плату водителям и всему рабочему персоналу, второй – отсрочка лизинговых и кредитных платежей для пассажирских перевозчиков. Также просим приостановить начисление налоговых пеней и штрафов для транспортных компаний. С отдельным обращением за содействием в адрес губернатора Приморья Олега Кожемяко уже обратились Ассоциация международных автомобильных перевозок и «Приморавтотранс». Михаил Мишустин получил обращение от Российского автотранспортного союза. Будем надеяться, что правительство обратит внимание на нашу просьбу. Сегодня случился настоящий форс-мажор, и просто необходимо подумать о простых людях», – надеется Юрий Пошивайло.

Турбизнес развернуло на Россию

Заместитель директора туристической компании «Приморавтотранс» Денис Орловский отмечает, что сезон сейчас низкий, впереди лето, когда школьники отправляются на каникулы, заказывают специальные рейсы для доставки детей в лагеря и на экскурсии. В этот период есть спрос на путешествия по Приморью, а сегодня открыт Вьетнам и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Стабильный прирост дают и межрегиональные перевозки туристов, прибывающих из других краев и областей страны. В компании сказали, что серьезных сложностей не избежать, поэтому компания продолжает разрабатывать новые маршруты и предлагать новые продукты российским туристам в Приморье.

«Несмотря на мораторий на перевозки, нам постоянно звонят клиенты, интересуются, когда откроют китайское направление. Волнуются и партнеры из КНР. Пока точную дату открытия стран для туристов в обоих направлениях никто не назовет», – говорит Денис Орловский.

К слову, разворот туркомпаний на внутренние направления уже идет. Переориентировать россиян в сторону Дальнего Востока, а дальневосточников – к поездкам по собственному региону планируют и в общественном экспертном совете по развитию туризма при губернаторе края. Исполнительный директор ЗАО «Агентство путешествий «Приморский клуб» Ольга Гуревич сожалеет, что туроператоры поставлены изначально в неконкурентные условия по сравнению с авиакомпаниями и гостиницами. Зарубежные партнерские сети вряд ли вернут деньги за бронь, в лучшем случае предложат авиаперелет в другую страну. Тогда как российская туркомпания обязана вернуть 100% стоимости заявленного путешествия. «Смогут ли они покрыть все свои убытки? И сколько из компаний после такого форс-мажора останется на плаву, непонятно. Поэтому мы планируем обратиться к губернатору Приморского края, правительству РФ с целью предоставить субсидии на авиаперелеты для россиян из всех регионов во Владивосток. У нас есть что посмотреть и где отдохнуть. Дальневосточники также нуждаются в льготных билетах для полета из Приморья на Сахалин или Камчатку», – считает Ольга Гуревич.

Импорт  экспорт  стройка

Рискует недосчитаться прибыли не только туристический бизнес Приморья, но и другие сферы. Так, в крае сократилось число строителей из КНР. Председатель ассоциации «Застройщики Владивостокской городской агломерации» Владимир Исаков напомнил историю вопроса. В связи с тем, что в отношении Северной Кореи были введены санкции, рабочие из КНДР покинули Приморье. На строительном рынке появились китайские граждане. Многие компании края после отъезда рабочих из КНДР провели переговоры с китайскими партнерами и пригласили их сюда. Но сейчас этот источник рабочей силы по понятным причинам перекрыт. Рынок остается без квалифицированных рабочих по выливанию монолита. Эта сфера деятельности как раз и была завязана на китайских строителях. На переговоры с компаниями Приморья уже выходят вьетнамские представители, анализируют свои возможности и представители бывших союзных республик. В итоге, как полагает Владимир Исаков, за счет всех этих перипетий себестоимость стройки вырастет. Те компании, что найдут новый трудовой ресурс, поднимут цену за свои услуги, пользуясь ажиотажем на фоне коронавируса.

Бизнес, завязанный на импорт и экспорт китайских товаров, чувствует снижение объемов с начала года. Как сообщает Дальневосточное таможенное управление, приморские компании ввезли из Китая в январе-феврале 2020 года на четверть меньше, чем за аналогичный период 2019-го. В натуральном выражении объем импорта сократился на 24,2% - с 140,6 до 106,6 тысячи тонн. По стоимости он упал на 25,2% - с 286 до 214 миллионов долларов США. Особенно заметно снизился объем ввозимых овощей – на 24,3%, изделий из черных металлов – в 2,2 раза, фруктов – в 2,7 раза. Также упал импорт машин и оборудования – по стоимости он сократился на 23,5%, а пластмассам – на 20,2%.

При этом ведомство отмечает, что рост поставок товаров китайских производителей из других стран не наблюдается, в том числе отсутствует тенденция переключения российских импортеров на работу с поставщиками из других стран АТР.

Отразился коронавирус и на обратном движении товаров – из Приморья в Поднебесную. Объем вывоза продукции в Китай в январе-феврале 2020-го по сравнению с прошлым годом уменьшился почти на 28% - с 396 до 286 тысяч тонн. Значительно сократились объемы экспорта древесины и изделий из нее – в 1,6 раза, руды и концентратов по весу – в 2,5 раза.

Дыхание эпидемии почувствовали и сопутствующие отрасли. Так, например, директор филиала лизинговой компании во Владивостоке подтвердил, что влияние коронавируса на лизинговую отрасль большое. Бизнес в Приморье в значительной мере завязан на поставщиков китайской и корейской техники, особенно спецтехники различного рода и запчастей. «Чаще всего мы закупаем технику через дилеров, не заключая прямых импортных контрактов. Тем не менее риск непоставки техники подобное условие не снимает. Если не произойдет улучшения ситуации, то, скорее всего, через определенное время дилеры начнут испытывать сложности с наличием запчастей. Найти других поставщиков быстро не получится, учитывая сочетание «цена – качество» корейской и китайской техники плюс логистическую составляющую – удаленность от центров производства отечественной техники».

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта