Новости Владивосток

Мусор без адреса: малому бизнесу выставили условия по вывозу отходов

«Мусорная реформа», стартовавшая в Приморье с начала 2020 года, поставила в тупик не только жителей Владивостока, но и бизнес-сообщество. Предпринимателям предлагают за свой счет организовать контейнерные площадки, купить баки, найти отдельные компании для вывоза пластика и картона. Остальным мусором готовы заняться КГУП «Приморский экологический оператор» и его подрядчики, но с целым рядом условий.

С 1 января 2020 года абсолютно все компании и индивидуальные предприниматели Приморья должны заключать договоры с региональным оператором, а также обязаны формировать свой мусор определенным законом порядком. В противном случае рискуют получить штрафы от контрольно-ревизионных органов - Роспотребнадзора, прокуратуры и Росприроднадзора.

На прошедшей онлайн-конференции с представителями предпринимательского сообщества в правительстве Приморья бизнесу рассказали, что им теперь делать с мусором, как работать с региональным оператором и его компаниями-перевозчиками.

«Стучите» на арендодателей

Единственное, с чем более менее наведен порядок, - это получение предпринимателями подписанных договоров с регоператором через МФЦ. Однако бизнесменам надо помнить, что заявку на заключение договора с КГУП «Приморский экологический оператор» сначала надо оформить в личном кабинете на сайте. Эта услуга для бизнеса бесплатная. «Я лично проконтролирую, чтобы корректные заявки обрабатывались три дня от их подачи до получения приглашения в МФЦ. Если этот срок не будет выдержан, будем вмешиваться в процесс», - заявил первый заместитель директора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев.

Одновременно в ходе дискуссии стало понятно, что сам вопрос вывоза мусора из нежилых помещений - офисных зданий, торговых центров, небольших офисов и бутиков - пока качественно не решен.

Предприниматели должны ждать мусоровоз и самостоятельно спускаться к подъехавшей машине, даже если их офис находится на высоком этаже. Более того, им нужно нести отходы до того места, куда удобно подъехать перевозчику, нанятому региональным оператором. Сергей Лазарев напомнил, что если бизнесмен пожелает указать в договоре условие вывоза мусора со второго или любого высокого этажа, такой финт не пройдет. Представители регионального оператора делать это не уполномочены. Остается договариваться с арендодателем - владельцем офисного здания или торгового центра.

В качестве примера Сергей Лазарев привел «Калина Молл» и «Черемушки», где мусор забирают именно у торговых центров по факту. Однако собственники зданий и арендаторы должны учесть в договоре аренды, сколько мусора и когда они будут вывозить. Только в этом случае малым предприятиям не нужно будет заключать отдельный договор с региональным оператором. Бизнесу практически намекнули, что надо «настучать» на собственников зданий в соответствующие органы, если они не оборудуют контейнерную площадку для своих арендаторов.

Но такой алгоритм действий и для арендодателей оборачивается головной болью. «Мы оказались первой компанией, которая не только заключила договор с вами, но и оборудовала контейнерную площадку, перекрыли часть сопредельной к торговому центру территории специально для подъезда техники. В итоге караулить эту компанию приходится чуть ли не целый день. Машины по сбору мусора не приходят вовремя», - поделилась опытом представитель торгового центра «Черемушки».

Подобных цивилизованных собственников офисной недвижимости в крае пока по пальцам пересчитать. А штрафные санкции против микробизнеса за нарушение порядка вывоза мусора как раз будут приняты незамедлительно. Роспотребнадзор настоятельно рекомендует предпринимателям самостоятельно организовывать контейнерные площадки, чтобы не ждать перевозчика с пакетом в руках.

Куда подкинуть мусор?

По словам Сергея Лазарева, региональный оператор лояльно относится к своим клиентам и подсказывает, как избежать санкций. Например, предлагает относить мусор на существующие площадки к ближайшим домам, другим офисам и зданиям, где уже стоят мусорные контейнеры. Кстати, еще в январе директор одного из подрядчиков регоператора — компании «Даль-ЭКО» Елена Кожушко среди причин мусорного коллапса в начале года называла и отходы, которые начали подбрасывать в придомовые контейнеры юридические лица, например, кафе.

Однако тут же появился целый ряд вопросов. «Один из наших магазинов во Владивостоке находится на улице Алеутской. Компания-перевозчик принципиально отказывается заходить в офис на первом этаже и забирать наш мусор, предлагая его доносить до ближайшей контейнерной площадки. Опустим вопрос отсутствия у нас мужской силы для перетаскиванием пакетов с мусором. Дело в том, что самая близкая к нам площадка находится у администрации Приморского края. Что будет, если весь сопредельный к этой территории бизнес будет складировать свой мусор там, еще и с учетом того, что перевозчик не приезжает за содержимым контейнеров вовремя?» - сетовала представитель компании «Дилан».

Уполномоченный по правам предпринимателей Приморского края Марина Шемилина, чей аппарат стал фактически горячей линией для бизнесменов по решению проблем с вывозом мусора, также задается вопросом: «Как быть компаниям, которые расположены в многоквартирных домах? Выходит, они будут вынуждены складировать свои отходы на контейнерную площадку УК или ТСЖ? Не получат ли они за это претензии от обслуживающей организации? Какие варианты взаимодействия с региональным оператором у бизнеса есть в таком случае?».

Сергей Лазарев предложил бизнесу самостоятельно договориться с управляющими компаниями и попросить установить свои баки на территории контейнерной площадки жилого дома или доставлять их на другую ближайшую площадку на время вывоза мусора. Если предприниматель волнуется, что в его бак накидают мусор жильцы из соседних подъездов, Сергей Лазарев предложил закрывать бак на ключ, а второй экземпляр передать перевозчику. Такой опыт взаимодействия в Приморье уже есть. При этом представитель КГУП напомнил, что региональный оператор не обслуживает контейнерные площадки, не строит их и не вводит в эксплуатацию. За это отвечает управляющая компания или ТСЖ, которой принадлежит объект. В случае с объектами бизнеса предприниматель должен сам оборудовать такую площадку для себя.

Самостоятельно бизнесу придется решать и вопрос с покупкой баков для мусора. Региональный оператор лишь предлагает модели подобных емкостей.

«Определенные подвижки в этой сфере уже есть. Совместно с УК Фрунзенского района и клининговыми компаниями в районе улицы Фокина во Владивостоке будет оборудована соответствующая контейнерная площадка на десять пластиковых баков. Мусор будут вывозить два раза в день. Все юридические лица, которые находятся в этом районе и заключили договор по нормативу, смогут складировать там свой мусор. На самом деле сейчас все районы заточены на получение заявок от юридических лиц и ТСЖ на создание таких площадок в течение года. Поэтому сегодня то самое время, чтобы обратиться в УК по месту расположения вашего бизнеса с предложением об обустройстве аналогичной площадки для вас», - рассказал Сергей Лазарев.

Предприниматели посчитали, что такой ход, пусть даже и вполне цивилизованный, может привести к дополнительным расходам. Вряд ли УК бесплатно согласится размещать чей-то бак на своей территории, а найти место для собственной площадки будет проблематично, особенно во Владивостоке.

Отходы не вывозят — счета приходят

Однако заместитель председателя Приморского отделения ОПОРЫ России Лариса Бутенко рассказала и о другой проблеме, с которой столкнулись предприниматели Анучинского района. Компания через сайт регионального оператора в конце 2019 года отправила заявку для заключения договора. Бумаги так и не были подписаны, дозвониться по телефонам регионального оператора невозможно, отходы все это время никто не вывозил, но счет за мусор по нормативу на 3500 рублей компания получила. Вопрос, как быть в этом случае: услуга фактически не оказана, а обязанность заплатить за нее появилась.

По словам Сергея Лазарева, региональный оператор готов принять такую претензию, но оформлять ее надо письменно, иначе идентифицировать проблему не смогут. Более того, компаниям из районов лучше подать повторную заявку на договор. «Каждый перевозчик, ответственный за вывоз мусора, находится под тремя степенями контроля. Первое – наличие маршрутного журнала. Второе – мы отслеживаем его машины по системе ГЛОНАСС, у нас есть пароли доступа к каждой машине перевозчика, т. е. можно сделать «выгрузку», приезжал ли он на эту площадку. И третье подтверждение – фотофиксация контейнерной площадки до и после выемки мусора. Такие фото нам должны отправлять автоматически. Если даже после этого с перевозчиками у нас возникнут проблемы, будем думать над другими способами контроля», - рассказал Сергей Лазарев.

Кроме того, он посоветовал предпринимателям устанавливать график вывоза мусора и указывать его в заявке на договор. Особенно, если мусор накапливается, например, раз в неделю или пару месяцев в году, как у сезонных туристических баз. Отходы перевозчик заберет по факту, и счет будет за вывезенный объем.

Так, один из известных ресторанов Владивостока придумал, как сократить расходы на вывоз мусора. Формируя большое количество отходов, в этом заведении общепита начали их разделять. Стеклотару они сдают за деньги отдельной компании - это грузовик в неделю. Масло от жарки сдают на отопление другому предприятию. Пищевые отходы сортируют и вывозят на экоферму. В результате региональному оператору остается для вывоза совсем немного.

Только не картон

Как оказалось, региональный оператор принимает далеко не весь мусор, например, не вывозит картон. Предпринимателям предложили заняться этим вопросом самостоятельно и заключить дополнительный договор с перевозчиком, а лучше — найти компании, которые забирают картон за деньги. А вот предприниматели из Арсеньева сетовали, что найти перевозчиков для вывоза картона проблематично. На их территории подобных компаний не нашлось.

Бизнесмены рассказали о сложностях и по утилизации пластика, который перевозчики от регионального оператора также не забирают. Сергей Лазарев сказал, что в обороте существует 150 видов пластика, и о каком конкретно невывезенном сорте идет речь, сказать сложно. Предпринимателям надо самостоятельно искать переработчиков, которые будут забирать подобное вторсырье и платить за это деньги.

Представителей бизнеса из Спасска волновал вопрос, что делать со строительными отходами, которые подрядчики регоператора тоже не забирают в числе общего мусора. Оказалось, что подобные отходы пятого класса может вывозить любая организация — ее бизнесу нужно нанимать и оплачивать самостоятельно.

Яна Мальцева


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта