Новости Владивосток

Минпромторг предложил не увеличивать утилизационный сбор для подержанных авто

Новая индексация утилизационного сбора в России может не коснуться подержанных автомобилей. По мнению Минпромторга, их доля в стране невелика: ввозят в основном те модели, которые не представлены на официальном рынке, а на Дальнем Востоке – праворульные автомобили, которые сейчас тоже составляют очень малый процент всего автопарка страны.

Минпромторг предлагает при новой индексации утилизационного сбора не повышать его для подержанных легковых автомобилей старше трех лет и для большинства подержанных коммерческих машин. Это следует из подготовленного министерством проекта постановления правительства, с копией которого ознакомились «Ведомости». Содержание документа подтвердили два человека, знакомые с его подготовкой. Сейчас сбор на подержанные легковые машины с двигателями объемом от литра до двух, которые привозят юридические лица, составляет 313 800 рублей.

Провести очередную индексацию утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили Минпромторг предлагает с 1 января 2020 года. Как предполагается, базовые ставки останутся прежними: 20 000 рублей для легковых и 150 000 рублей для коммерческих автомобилей. Но изменятся повышающие коэффициенты, которые зависят от типа машины, возраста и объема двигателя. В итоге, например, за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1-2 литра нужно будет заплатить 178 400 рублей против текущих 84 000 рублей, следует из проекта постановления правительства.

Предложения Минпромторга уже учтены в проекте федерального бюджета. В 2020 году доходы от утилизационного сбора на выпускаемые в России машины с учетом новой индексации ожидаются в размере 338,4 млрд рублей (204,2 млрд рублей в 2019 году), на ввозимые автомобили – 77,3 млрд рублей (54 млрд рублей в 2019 году), указано в пояснительной записке к проекту бюджета. Напомним, с 2012 года общая сумма утилизационного сбора, которая поступила в бюджет, составила 861,6 млрд рублей.

До 2012 года, когда Россия еще не вступила в ВТО, власти защищали автопром заградительными ввозными пошлинами на легковые автомобили на уровне 30-35% стоимости машин. Затем по договоренности с ВТО пошлины начали поэтапно снижаться. На легковые автомобили они к сентябрю нынешнего года сократились вдвое.

Почему Минпромторг при планируемой новой индексации хочет сохранить размер сбора для старых легковых автомобилей и большинства коммерческих подержанных машин, представитель министерства не пояснил.

Последняя индексация утилизационного сбора была сделана «с запасом», объясняет сотрудник одного из автоконцернов. Текущего уровня сбора для подержанных машин вполне хватает для защиты отрасли – доля таких машин в общем импорте не растет, отмечает сотрудник другого автопроизводителя.

Подержанные иномарки, как и импортные машины в целом, стали представлять угрозу российскому автопрому в 2000-х: они занимали значительную долю рынка вплоть до кризиса 2008-2009 годов. Но до кризиса места хватало всем: шел активный процесс автомобилизации страны, а мощности и выпускаемый модельный ряд местных заводов, включая построенные иностранцами, не позволяли удовлетворить весь рыночный спрос. С сокращением рынка (тогда он упал более чем вдвое) подержанные иномарки стали проблемой № 1 для российских автозаводов, что и привело к применению заградительных пошлин.

В 2008 году доля машин старше трех лет в общем количестве ввезенных в Россию легковых автомобилей составляла 19%, гласят данные «Автостата». В 2013 году, после введения утильсбора, она упала до 2%, затем вернулась к росту и в 2017 году достигла 8%. После последней индексации сбора доля старых иномарок опять начала сокращаться: в 2018 году она составила 4%, а по итогам семи месяцев 2019 года – 2,2%.

Снизился и общий импорт: в 2008 году в Россию было ввезено более 1,9 млн легковых автомобилей, причем преимущественно праворульных, а в 2018 году – почти в 8 раз меньше: около 230 000 штук.

С учетом размеров утилизационного сбора, а также наличия в России заводов почти всех ведущих автоконцернов массовый ввоз подержанных автомобилей в Россию стал невыгоден. В страну завозятся, как правило, праворульные модели и машины из тех сегментов, что в России плохо представлены. И эта ситуация в обозримой перспективе сохранится, прогнозируют эксперты.

Впрочем, радоваться дальневосточникам пока рановато. Чуть более чем через месяц истекает действие временного порядка, который позволял не устанавливать модули ЭРА-ГЛОНАСС на машины, ввозимые физическими лицами для собственных нужд. Депутат Госдумы Алексей Корниенко по просьбе VL.ru направил в правительство запрос о дальнейших планах правительства – будет ли порядок продлен или запрещен. Также не стоит забывать и о том, что со следующего года ужесточатся правила выдачи СБКТС и легализации автотюнинга.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта