Новости Владивосток

«Встать за штурвал — как ехать на велосипеде»: курсант МГУ им. Невельского о первой практике в море (ФОТО)

Совсем недавно первокурсники МГУ им. Невельского вернулись из морского похода. Для курсантов практика стала первым большим испытанием – вдали от дома они провели почти два месяца. Один из будущих судоводителей рассказал VL.ru о трудностях и прелестях жизни начинающего морехода.

Первый учебный год остался позади, а с ним – и лекции за партой. В июне курсанты МГУ им. Невельского отправились в плавание, чтобы приступить от теории к практике. В море они провели почти два месяца – сначала у побережья Владивостока, затем на севере края, дойдя до бухты Ольга.

Свою судьбу с морем связывают, пожалуй, заядлые романтики. Им по душе жизнь под открытым небом, где господствуют волны и соленый ветер. Но как бы красиво ни представлялись будни моряков, на деле это – преодоление себя. И после первого длительного выхода в море курсанты это поняли в полной мере.

«На морскую специальность следует поступать, потому что она дает огромную базу знаний, навыков и опыта. Море – это большая ответственность, которая требует от человека усидчивости и старания. Одна из причин, почему я выбрал именно морскую специальность, – получение этих качеств. Кроме того, это одна из самых востребованных профессий в Приморском крае», – рассказывает курсант Семен Апасов.

Традиционно первокурсники познают практические тонкости своей специальности на судах Росморпорта – парусном учебном судне «Надежда» и учебно-производственном судне «Профессор Хлюстин». Популярнее обычно «Надежда», Семен же осознанно не стал выбирать парусник.

«Хоть парусник – это красота и романтика, он не похож на суда, на которых мы будем работать. Здесь есть грузовые устройства, спасательные шлюпки. Был даже забавный момент, когда курсанты с "Надежды" приходили к нам на "Профессор Хлюстин", чтобы изучить устройства, которых нет на паруснике», – отмечает курсант.

Условно практика делилась на три этапа. Первый – вахта, когда курсанты дежурили сигнальщиками на капитанском мостике и стояли у штурвала, дежурили в машинном отделении, работали на камбузе и в курсантской столовой, наводили порядок в кубриках. Второй – рабочий день – когда курсанты помогали в обслуживании судна: красили, боролись со ржавчиной и проверяли его техническое состояние. Третий – учеба, где практиканты на деле изучали механизмы и устройства судна.

«Это огромный опыт. Мы все изучали теорию устройства судна, сдавали экзамены. Но как ты можешь понимать, как устроен корпус судна, как работают его системы, как происходит швартовка, если ты не видишь это вживую? В теории мы это знали, но здесь закрепили на практике, и действительно появилось понимание того, что ты изучаешь», – рассказывает Семен.

Специальность Семена – судовождение. Помимо штурманов, практику на судне «Профессор Хлюстин» проходили курсанты электромеханического факультета МГУ им. адм. Г. И. Невельского и из Амурского филиала. Учебная программа была общая, но каждый уделял больше времени тому, с чем им придется в будущем работать.

«Это был мой первый выход в море. У нас была возможность изучить устройство ходового мостика. Курсанты, неважно электрики или судоводители, обязательно несли вахту на мостике и могли смотреть, как работает капитан, как принимается решение о расхождении судов и что для этого нужно. Во время вахты сигнальщика нам доверяли стоять у штурвала судна под наблюдением и руководством вахтенного помощника капитана. Хоть судно огромное, управлять им не сложно. Когда встаешь за штурвал, конечно, нервничаешь, но затем привыкаешь – это как ехать на велосипеде. По крайней мере, мне это очень понравилось, так что не мог оторваться. Мне порой даже говорили: "Сколько можно на мостик ходить, дай другим"», – вспоминает Семен.

Морской болезнью, к слову, никто из курсантов за время похода не страдал, хотя, бывало, судно качало – крен был до 10 градусов. К жизни в море, говорит Семен, привыкаешь быстро. Сложно, но и прелести у таких будней есть. Самое трудное, на взгляд молодого человека, когда пропадает связь с близкими.

«Иногда отсутствовала мобильная связь. Ты не можешь позвонить родным, своей девушке, забываешь, что такое соцсети. А еще мне очень не хватало жареной картошки, хоть кормили нас вкусно и разнообразно. Первым делом во время увольнения я нажарил целую сковороду и с удовольствием съел», – смеясь, рассказывает Семен.

Общий быт и жизнь вдали от дома быстро сблизили курсантов. Поэтому ребята вместе находили себе занятие по душе: устраивали турниры по шашкам и шахматам, соревновались в тяге штанги и гири. Вечером под шум волн и крики чаек курсанты собирались вместе и пели песни под гитару.

«Как-то мы устроили концерт для экипажа. Им очень понравилось, в ответ нам подарили вкусные булочки. Был приятно удивлен, что экипаж и правда любит курсантов. Видно, что они горят своей работой, хотят научить всему и сами в этом заинтересованы. Ты не боишься задавать глупые вопросы, потому что тебе все подробно расскажут и покажут», – отмечает Семен.

Свободного времени на судне было не так много, но всегда находилась минута, чтобы остановиться и посмотреть на горизонт. Морские виды не тронут разве что равнодушного.

«В море очень красиво. Я любил выйти на верхнюю палубу и просто посмотреть на волны, а вечером – на звездное небо. Я замечал, что когда подходишь к Владивостоку, вода зеленее и мутнее, а чем дальше уходишь в сторону Ольги, вода становится светлее, голубее и чище. Еще впечатлило, когда в волне от винта плавало большое количество планктона, сотни маленьких огоньков красиво светились в темноте. Во время учебы были моменты, когда я думал, что хватит, перейду на студенческую специальность, буду каждый день жить дома. А сейчас, после первой практики, у меня наконец появилось осознание, зачем это нужно и что это действительно интересно», – делится впечатлениями Семен.

Сейчас «Профессор Хлюстин» готовится к очередной экспедиции в Тихом океане. У курсантов же до сентября есть время отдохнуть, чтобы с новыми силами вернуться в стены университета.


На судне могут одновременно проходить практику более 100 курсантов — newsvl.ru Владивосток – один из главных портов на Дальнем Востоке — newsvl.ru Курсанты не только учатся, но и выполняют судовые работы — newsvl.ru Ржавчина – один из главных врагов на судне — newsvl.ru Буксир не только выполняет свои прямые обязанности, но и помогает судам на рейде - привозит экипаж, провизию — newsvl.ru В море тоже есть свои знаки, их важно видеть и понимать — newsvl.ru Маяк - это в первую очередь средство навигации и только потом - украшение города — newsvl.ru Наличие лоцмана на судне обязательно для входа и выхода из порта — newsvl.ru Телеграф - способ связи мостика с машинным отделением — newsvl.ru У каждого человека на судне есть спасательный жилет — newsvl.ru Курсанты учатся покидать судно — newsvl.ru Каждый моряк должен уметь работать со спасательными средствами — newsvl.ru Швартовные тросы способны выдержать десятки тонн  — newsvl.ru Швартовные работы обязательны для штурмана — newsvl.ru Ребята выбрали научно-производственное судно, а не парусник, чтобы получить необходимые в будущей работе навыки — newsvl.ru У гражданских и военных моряков много общего — newsvl.ru В 1972 году «Профессор Хлюстин» сошел со стапелей — newsvl.ru Владивосток – город туманов — newsvl.ru Игра на гитаре – отдых после тяжелого дня — newsvl.ru Девушки тоже учатся в МГУ и проходят практику на судах — newsvl.ru Радисты – самая женская специальность — newsvl.ru Каждый моряк скучает по дому — newsvl.ru
На судне могут одновременно проходить практику более 100 курсантов — newsvl.ru Владивосток – один из главных портов на Дальнем Востоке — newsvl.ru Курсанты не только учатся, но и выполняют судовые работы — newsvl.ru Ржавчина – один из главных врагов на судне — newsvl.ru Буксир не только выполняет свои прямые обязанности, но и помогает судам на рейде - привозит экипаж, провизию — newsvl.ru В море тоже есть свои знаки, их важно видеть и понимать — newsvl.ru Маяк - это в первую очередь средство навигации и только потом - украшение города — newsvl.ru Наличие лоцмана на судне обязательно для входа и выхода из порта — newsvl.ru Телеграф - способ связи мостика с машинным отделением — newsvl.ru У каждого человека на судне есть спасательный жилет — newsvl.ru Курсанты учатся покидать судно — newsvl.ru Каждый моряк должен уметь работать со спасательными средствами — newsvl.ru Швартовные тросы способны выдержать десятки тонн  — newsvl.ru Швартовные работы обязательны для штурмана — newsvl.ru Ребята выбрали научно-производственное судно, а не парусник, чтобы получить необходимые в будущей работе навыки — newsvl.ru У гражданских и военных моряков много общего — newsvl.ru В 1972 году «Профессор Хлюстин» сошел со стапелей — newsvl.ru Владивосток – город туманов — newsvl.ru Игра на гитаре – отдых после тяжелого дня — newsvl.ru Девушки тоже учатся в МГУ и проходят практику на судах — newsvl.ru Радисты – самая женская специальность — newsvl.ru Каждый моряк скучает по дому — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта