Новости Владивосток

Российским туристическим перевозчикам дают в 10 раз меньше бланков на пересечение границы, чем китайским

Приморские компании, осуществляющие туристические перевозки, недополучают бланки на оформление пересечения границы. Тогда как у китайских фирм этих документов более чем достаточно. Вместо того, чтобы выдавать автобусникам больше бумажек, наши чиновники предпочитают наказывать их за выкуп бланков у китайской стороны.

Российские чиновники на заседаниях рабочих групп межправительственной комиссии РФ и КНР по автотранспорту годами действуют фактически в интересах китайских грузо- и пассажироперевозчиков. В распоряжении VL.ru оказался протокол 23-го заседания подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, состоявшегося 22-24 июля в китайском городе Гуанчжоу.

Делегации возглавляли заместители министров транспорта Алексей Семенов и Лю Сяомин. В составе делегаций на заседании рабочей группы по автотранспорту и автодорогам присутствовали руководители различных заинтересованных ведомств из обеих стран, а также представители транспортных компаний.

Российская часть рабочей группы состояла из 34 человек, где в числе прочих были дальневосточный филиал ФБУ «Росавтотранс» в лице руководителя Игоря Конева, Уссурийская таможня ДВТУ в лице начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Сергея Бертенева, а также крупные перевозчики ПАО «Приморавтотранс» и АТП «Приморье» по два представителя от каждой компании и даже маленькая фирма из села Покровка ООО «Грин лайн ДВ» с десятком работников. Стоит отметить, что представителей компаний, которые регулярно поднимают застарелые проблемы, в рабочей группе не бывает.

Бланки преткновения

Вопросы, которые решаются на таких заседаниях, определяют работу турфирм и транспортных компаний. Поэтому за итогами этих встреч представители отрасли следят с вниманием. В частности, это требования к международным перевозкам, соблюдение режима труда и отдыха, использование систем ГЛОНАСС – BeiDou (китайский аналог ГЛОНАСС и GPS) и распределение бланков на оформление пересечения границы для транспорта компаний, осуществляющих перевозки без определенного графика, на туристических или заказных автобусах. Вот с бланками как раз и возникают проблемы.

Год от года китайская сторона получает в 10 раз больше таких бланков. Так, после 23-го заседания Китаю выделено 33 400 бланков, а России – 3400. Определенный перевес может объясняться существенно большим количеством населения КНР по сравнению с сопредельными регионами РФ и в последнее время растущим турпотоком из Поднебесной. Однако, по данным VL.ru, перевозчики из КНР год от года объективно не используют выделяемый им лимит бланков, тогда как у перевозчиков российской стороны эти бланки заканчиваются к середине года – в самый разгар туристического сезона.

Несколько лет подряд повторяется ситуация, когда российские перевозчики, оставшись без бланков для пересечения границы, оказываются в вынужденном простое. Турфирмам приходится нанимать китайских перевозчиков, у которых бланки имеются, либо по договоренности с ними приобретать китайские бланки, что не всегда срабатывает.

Проблема в том, что российские должностные лица (те, кто проблему знает, но даже не поднимает вопрос о распределении этих злосчастных бланков на заседаниях подкомиссии) следят, чтобы российские компании не пользовались бланками КНР. Вообще это не нарушение закона, но «Росавтотранс» в лице директора филиала Игоря Конева регулярно извещает китайскую сторону о таких фактах, прося их пресекать, а перевозчиков – наказывать. Получается «защита национальных интересов» наоборот.

В частности, в протоколе сказано: «Российская сторона сообщила о фактах неоднократного использования российскими перевозчиками китайских бланков для нерегулярных пассажирских перевозок при пересечении китайского пункта пропуска Суйфэньхэ. При этом российские контрольные органы не имеют полномочий по проверке китайских разрешений». Вместо того, чтобы выдавать перевозчикам достаточное количество этих бланков, российские представители просят китайскую сторону следить, чтобы перевозчики из Поднебесной не продавали нашим бумажки. Китайцы пообещали, что проследят, и попросили в ответ «временно прекратить выдачу разрешений таким перевозчикам». На бланки в перспективе готовы наносить даже защитные QR-коды для лучшего контроля.

Лояльность в одну сторону

Чехарда с этими бланками длится не первый год, перевозчики многократно жаловались и в Минтранс, и даже главе государства Владимиру Путину. Но их жалобы спускались тем ведомствам, на действия которых предприниматели и жаловались.

В итоге автобусникам приходят ответы, что все законно, по букве международных соглашений, нарушений нет. Действия транспортных чиновников на заседаниях этих рабочих групп направлены на сохранение статус-кво на рынке перевозок, где преимуществом пользуются компании, контролирующие регулярные маршруты международного пассажирского сообщения. «Втиснуться» в рынок новым участникам почти невозможно: все перевозчики и чиновники не скрывают, что пропускная способность автомобильных пограничных пунктов пропуска на российской стороне намного ниже, чем в КНР. Соответственно, на нашей стороне выстраиваются очереди из автобусов – зачастую турфирмы даже выезжают в ночь, чтобы занять место на границе с утра пораньше и простоять в очереди, например, не семь часов, а четыре. Китайцев, кстати, пропускают первыми.

При этом спрос на приграничные туры растет, никуда не делся и поток «помогаек». А о ремонте пунктов пропуска год от года одни разговоры. Из последнего – в июне дирекция по строительству и эксплуатации объектов росграницы объявила аукцион на разработку проекта реконструкции погранпереходов в поселках Пограничный и Турий Рог. Начальная цена контрактов – 65,3 млн рублей. Источник финансирования – федеральный бюджет, работы выполняются по госпрограмме «Развитие внешнеэкономической деятельности». Документация должна быть готова до 31 июля и 31 декабря 2020 года.

Напомним, реконструировать погранпереход в Пограничном планировалось еще в 2014 году. Однако после того, как хабаровская компания «Стройсити» выиграла контракт, сотни миллионов рублей ушли в неизвестном направлении. Росграница отсудила их с процентами и взыскала 1,2 млрд рублей. Однако строительство автомобильного перехода возобновлено не было.

При этом КНР свои пункты пропуска ремонтирует – разница на границе видна любому туристу невооруженным глазом – увеличивает количество туристических автобусов, получая дополнительную прибыль. Хотя бы потому, что у них нет ограничений в бланках. И потому, что к ним применяются гораздо более лояльные условия в России: так, автобусам с китайскими туристами разрешено парковаться на центральной площади Владивостока, где никому больше нельзя, или на Набережной. Сотрудники ГИБДД, даже если дежурят в пяти метрах, не обращают внимания на многочисленные нарушения правил парковки на Алеутской или Светланской.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта