Новости Владивосток

Без юрлица, контактов и методик: Турстат рассказывает об успехах Владивостока, основываясь на неизвестных данных

По последнему сообщению от аналитического агентства Турстат, фестиваль мидий во Владивостоке и санкт-петербургский праздник корюшки вошли в топ-10 лучших гастрономических фестивалей России в мае. А в рейтинге лучших городов для отдыха с друзьями в одном ряду оказались Севастополь и Барселона, Геленджик и Амстердам. Турстат не указывает даты исследования и количество опрошенных, на сайте нет даже контактов организации. Однако десятки информагентств и пресс-служб ежедневно публикуют его исследования.

Если зайти на сайт Турстата, сначала покажется, что это страница серьезной организации: агентство публикует новости и опросы, гордо называет свою деятельность исследованиями рынка туризма и путешествий по России и СНГ.

Регулярно СМИ и пресс-службы в разных регионах страны публикуют новости, как тот или иной город России стал «самым туристически привлекательным», «наиболее подходящим для пеших прогулок» или «лучшим в области медицинского туризма». Не раз на сайте администрации Приморского края появлялись новости о том, как Парад Победы вошел в топ-10 России, фестиваль наваги занял место в пятерке лучших, а в регионе отметили высокие темпы развития туризма. Эти сообщения публикуют местные и федеральные СМИ. Исключением не стал и VL.ru.

Результаты «опросов» поражают воображение: так, например, в июне Турстат опубликовал список «лучших городов для отдыха с друзьями». И оказалось, что наши Светлогорск, Геленджик и Севастополь не отстают от Барселоны, Амстердама и Кипра. Как написал Турстат, итоги основаны на результатах интернет-опроса. Что за опрос такой, когда он проходил и сколько человек приняли участие – неизвестно.

На сайте Турстата, кроме их собственных новостей, нет ничего: страниц с контактами, сведениями о руководстве и о самой организации. Если кому-то захочется связаться с компанией и взять комментарий – этого просто не получится сделать. Турстат – это даже не юрлицо. На сайте не указаны никакие реквизиты. Компании с таким наименованием нет в российских базах данных и в Едином государственном реестре юридических лиц. Нет Турстата и в одном из самых популярных сервисов статистики по сайтам Liveinternet.

За комментарием корреспонденты VL.ru обратились в Приморский научно-исследовательский центр социологии. Исследователи впервые узнали от журналистов о существовании такого агентства, как Турстат, и дали весьма скептический комментарий по поводу подобных проектов.

«Как правило, в пресс-релизах указывается методика опроса и количество респондентов. Также подозрительно, если у этой компании нет собственного сайта с контактными данными и полными реквизитами, – отметил Константин Лунев, специалист по связям с общественностью Приморского НИЦ социологии. – Организации, которые проводят социологические исследования, должны находиться в реестре юридических лиц и платить налоги с доходов от своей деятельности. Сфера социологических исследований не является сверхприбыльной, но имеет свой спрос. У нас аналитический отдел разрабатывает анкету и методику исследования, которое осуществляет организационный отдел. Помимо наличия теоретических знаний в сфере социологии, для обеспечения достойной выборки потребуются десятки интервьюеров. Все это – трудоемкий процесс, требующий организованного взаимодействия большого количества специалистов».

Какие-то дополнительные сведения о Турстате в сети очень сложно найти: в результатах выдачи лишь сотни новостей с результатами «исследований». Однако корреспонденты VL.ru обнаружили одну любопытную ссылку: в феврале агентство насторожило журналистов из Казахстана, после того как Астана вошла в топ-5 «самых романтичных городов СНГ», а Алматы занял первое место в рейтинге «самых популярных у спортивных туристов городов зимы 2017 года».

Расследование опубликовал сайт фактчекинга Factcheck.kz. Единственный след Турстата журналисты обнаружили, введя адрес сайта в общедоступную базу сведений о доменах Whois. Отсюда стало известно, что сайт Turstat.com зарегистрирован через Ru-center, предлагающий защиту контактных данных домена посредством предоставления собственных данных, что позволяет делать его «невидимым» для базы Whois. То есть именно для того, чтобы нельзя было легко выйти на истинных владельцев сайта. Поисковые службы могут выдать разве что данные регистрирующего сервиса, который перенаправит при необходимости сообщение владельцу. Вероятнее всего, сайт российский: регистраторы Турстата находятся в Москве, да и сами новости портала преимущественно посвящены российским городам.

Учитывая это, наиболее логичным кажется вывод: Турстат не производит никаких туристических исследований. Свои публикации неизвестные авторы производят после анализа информационного поля и открытых данных региональных администраций. Так, стартовав в июне 2016 года, Турстат изначально сосредоточился на данных по въездному и выездному туризму. Затем авторы нашли и другие достойные внимания темы: йога, гонки «Формула-1», отели и паломничество. А через год подхватили актуальный тренд с гастрономическими фестивалями, о которых стали писать регулярно, рассчитывая, что получат репосты и пресс-релизы от местных администраций. Муниципалитетам в свою очередь необходимо было показать успех новых проектов.

Получается такое взаимовыгодное сотрудничество: Турстат полезен пресс-службам и новостным агентствам, а их публикации нужны порталу для набора просмотров, цитирования и привлечения рекламы. Однако страдают от этого в конечном счете обычные пользователи, получая недостоверную информацию.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта